Приложение МААМ

Фобическое тревожное расстройство у детей

Валерия Макарова
Фобическое тревожное расстройство у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно МКБ-10, тревожно-фобическо расстройство – это целая группа нарушений, невротические формы заболеваний, сопровождающихся необоснованным, иррациональным страхом и беспричинной тревогой. Такие поведенческие, физические и когнитивные переживания возникают у человека в определенных ситуациях или во время контакта с каким-либо объектом, а также «в предвкушении» этих моментов.

Это расстройство весьма распространено – им страдает (в разной степени тяжести) 5% населения мира. Оно обычно сопровождает ОКР, невроз, психастению, имеется у половины больных психическими и неврологическими заболеваниями.

Публикация «Фобическое тревожное расстройство у детей» размещена в разделах

РАЗНОВИДНОСТИ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА

В настоящее время исследовано более пятисот фобий. Специалисты поделили их на три обширных группы: специфические (простые, социальные фобии, агорафобия.

Простые фобии

К ним относят страх перед действием, ситуацией, объектом. Это может быть боязнь темноты, определенных животных (собак, пауков, змей, насекомых, отверстий, авиаперелетов, темноты, закрытого пространства, крови, высоты, болезней и т. д.

Как правило, такие нелепые страхи развиваются у маленького ребенка в тот период, когда он начинает познавать мир. У некоторых они пропадают в процессе взросления, а у других – остаются на всю оставшуюся жизнь.

Социальные фобии

Страдающие ими люди боятся внимания со стороны и негативной оценки того, что они делают. Поэтому такие индивиды стараются избегать публичных выступлений, нахождения в обществе, вечеринок, людных мест, ответов у доски в школе или вузе, звонков незнакомым абонентам и т. п.

Социофобы опасаются, что посторонним они будут казаться нелепыми, неадекватными, странными. Беспокоит их и собственная реакция на тревожность : дрожание голоса, покраснение лица, дрожание рук, тошнота.

Агорафобии

Это боязнь оказаться в ситуации, из которой трудно выбраться или где помощь не может быть оказана своевременно.

Агарофобы боятся ходить в магазин, театр, кино, ездить в общественном транспорте, автомобиле и лифте, оставаться одни в квартире, находится вдали от дома, на открытых пространствах. Прогрессируя, расстройство расширяет свои границы, то есть, тревожных ситуаций становится все больше, и в итоге человек, стараясь избежать их, становится затворником.

Кроме фобий, к тревожно-фобическим расстройствам относят патологии, имеющие яркую поведенческую и когнитивную симптоматику, с сильно выраженной реакцией организма на страх.

• панические атаки;

• генерализованное тревожное расстройство;

• приступы по типу синдрома Да Косты.

ОСОБЕННОСТИ И ГРУППА РИСКА

У больного с данным невротическим нарушением затронуты лишь некоторые стороны психической деятельности, при этом его личность не страдает. Мышление у такого человека вполне нормальное, отсутствуют галлюцинации, бредовые идеи, психозы. Он четко осознает свою патологию, при этом ничего поделать не может: постоянно нервничает, беспокоится, не чувствует себя в безопасности.

Этот дискомфорт значительно влияет на всю жизнь индивида, не давая ему нормально существовать в обществе, работать, учится, отдыхать, реализовывать себя творчески.

Тревожно-фобическому расстройству подвержены люди с неврозами, холерическим типом характера, неспособные преодолеть стресс.

Еще один вариант – влияние родителей. В группе риска находятся и люди мнительные, раздражительные, зависимые от чужого мнения.

ПРИЧИНЫ

Как и в случае с большинством заболеваний психической сферы, точных причин развития тревожно-фобического расстройства специалисты назвать не могут. Но однозначно можно сказать, что этому способствует целый комплекс факторов:

1. Наследственность.

2. Особенности личности

3. Депрессия, невроз, ипохондрия, развивающиеся на фоне долгого одиночества, затворничества, потери близкого человека, расставания с любимым.

4. Особенности воспитания.

5. Гормональная «встряска» организма

6. Нарушение производства медиаторов и их обмена. Дефицит биологически активных веществ приводит к сильному аномальному страху среди прочих невротических реакций.

7. Употребление психотропов, наркотических веществ, спиртных напитков, курение (никотин имеет возбуждающее свойство).

8. Хронические болезни. Этот фактор пока имеет статус гипотезы, но вполне заслуживает признания.

СИМПТОМАТИКА

Стоит еще раз напомнить, что при тревожно-фобическом расстройстве симптомы появляются и при попадании в ситуацию или столкновении с объектом страха, и даже при мыслях о них.

Самым распространенным проявлением является приступ панической атаки.

Другие симптомы похожи на проявления синдрома Да Косты (другое название – кардиофобия, который характеризуются приступами, похожими на тяжелые болезни сердца и сосудов.

Невротическое нарушение демонстрирует также симптомы генерализованного тревожного расстройства. Больной испытывает непонятную тревогу, которая не связана ни с какими обстоятельствами. Он постоянно напряжен, не в состоянии расслабиться, чего-то опасается. Ему тяжело заснуть, а если это и получается, то сон беспокойный, с кошмарами и частыми пробуждениями, во время которых тревога становится просто невыносимой.

ЛЕЧЕНИЕ

Врач – психиатр, психолог или психотерапевт, диагностирует тревожное расстройство с помощью беседы с пациентом и специальных опросников. Ему также необходимо исключить наличие заболеваний, не связанных с состоянием психики (сердечно-сосудистых, неврологических и т. д.). Если они в наличие, то ими уже будут заниматься другие специалисты.

Механизм возникновения страхов на данный момент изучен в полной мере. Поэтому лечение тревожно-фобических расстройств, конечно же, в случае своевременного обращения к квалифицированным специалистам, имеет прекрасный положительный результат. Для этого существуют фармакологические и психотерапевтические методы.

Использование препаратов

Фармакологические средства являются основой лечения тревожно-фобических расстройств. Они помогают купировать острые симптомы патологии и привести в норму психоэмоциональное состояние пациента. В лечении используются транквилизаторы, антидепрессанты, снотворные препараты. Их назначает, выписывает рецепт и дает рекомендации по приему исключительно психотерапевт или психиатр.

Психотерапия

Такой метод лечения тревожно-фобических расстройств позволяет пациенту осознать причины своего состояния, а потом их ликвидировать. Специалист выбирает способ коррекции в зависимости от тяжести симптомов и специфики нарушений психики. Иногда достаточно лишь доверительной беседы с больным, но чаще необходимы более «продвинутые» методики.

Чаще всего используется когнитивно-поведенческая терапия. В ее основе лежит такая идея: мысли оказывают большое влияние на чувства и поведение человека. То есть, само событие на нас оказывает незначительное воздействие, а гораздо большее значение имеет то, что мы при этом думаем и как оцениваем его важность. Получается, мы сами себя «накручиваем», когда в реальности ничего нам не угрожает.

Психотерапия – весьма эффективный способ лечения тревожно-фобических расстройств, к тому же она не имеет побочек и синдрома привыкания, как в случае с медикаментозным лечением. Результат от такого варианта лечения долгосрочный, а полученные навыки можно удачно использовать в жизни.

Как уже говорилось, тревожное расстройство особой опасности для жизни не несет, а только лишь ухудшает ее качество. Опасность патологии в том, что относясь к этому заболеванию халатно и запуская его, можно заполучить более тяжелые и опасные психические недуги. Поэтому своевременное обращение к специалисту жизненно необходимо, тем более что в 80 % случаев происходит излечение.

Публикации по теме:

Дидактическая игра с прищепками по знакомству детей с витаминами А, В, С, д «Заботливые Витамишки» для детей 5–7 летДидактическая игра с прищепками по знакомству детей с витаминами А, В, С, д «Заботливые Витамишки» для детей 5–7 лет Игра "Заботливые Витамишки" предназначена для детей 5-7 лет. Цель этой игры познакомить детей с витаминами группы А, В, С, Д, расширять.

Дом детского творчества как важное звено в адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗДом детского творчества как важное звено в адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ Как известно, особенности и манеры поведения закладываются и формируются еще в детстве, вместе с ним формируется и взгляд на мир. Зачастую,.

Фотоотчёт о Дне защиты детей «Леди Баг спасает город» для детей разновозрастной группыФотоотчёт о Дне защиты детей «Леди Баг спасает город» для детей разновозрастной группы Фото отчёт о дне защиты детей "Леди Баг спасает город"01.06.2023 годаКлуб по интересам "Танчик"напомнил детям нормы поведения в городе,.

Конспект занятия в арт-студии для детей 3–4 лет и детей с особенностями в развитии «Огоньки на ёлочку»Конспект занятия в арт-студии для детей 3–4 лет и детей с особенностями в развитии «Огоньки на ёлочку» Работа рассчитана на проведение занятия в преддверии новогодних праздников. Цель: Вызвать интерес детей к нетрадиционным методам рисования.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Подарки детей самым близким и дорогим. Фотоотчёт о творческих работах детейПодарки детей самым близким и дорогим. Фотоотчёт о творческих работах детей Февраль и начало марта воспитатели всех садов и школ озадачены важным вопросом: «Что подарить папам и мамам на праздник?» Очень хочется.

Стихотворения для воспитания у детей 5–12 лет хороших манер «Сюжеты из жизни детей и взрослых» К сожалению дети, как и некоторые взрослые, сначала совершают поступки, затем расплачиваются за них и только после этого происходит процесс.

Сценарий праздника «День защиты детей» для детей старшей группы на улицеСценарий праздника «День защиты детей» для детей старшей группы на улице Сценарий праздника «День защиты детей в детском саду» для детей старшей группы на улице. Цели: создать радостную, доброжелательную атмосферу.

Сценарий совместного праздника родителей и детей «1 июня — День защиты детей» «1 июня — День защиты детей»Цель: Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты.

Спортивное развлечение для детей подготовительной к школе группы «Фиксики в гостях у детей»Спортивное развлечение для детей подготовительной к школе группы «Фиксики в гостях у детей» Сорокина М. М., Солодкова И. М. Звучит песенка про Фиксиков и под нее выбегают Симка и Нолик Нолик: Здравствуйте девчонки, здравствуйте.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Фобическое тревожное расстройство у детей
Опубликовано: 24 ноября 2023 в 15:46
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фобическое тревожное расстройство у детей» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Макарова (УИ 3276521) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД