Марина
Floortime, форма работы в DIR
▼ Скачать + Заказать документы
Floortime –это вид терапевтической интервенции в форме игры, одна из форм работы в DIR – подходе.
Стратегия занятий с детьми с РАС под названием «Флортайм» (англ. «Floortime», букв. «время, проведенное в игре на полу») была предложена доктором Стенли Гринспеном в 1979 году.
Развитие личности ребенка – на первом месте
• Суть Флортайм: это подход, который во главу угла ставит самого ребенка и его особенности.
Публикация «Floortime, форма работы в DIR» размещена в разделах
• Цель Флортайм — не только достижение поверхностных успехов в виде гашения определенных симптомов и развития у ребенка навыков общественно приемлемого поведения, но прежде всего развитие личности ребенка.
• Основная гипотеза Флортайм – это то, что путем успешной работы с эмоциями ребенка можно создать базу для развития его интеллекта, навыков коммуникации и эмпатии по отношению к другим людям.
• Интересы ребенка — во главу угла. Флортайм делает упор на игры, которые интересуют ребенка. Родители, учителя и психологи подключаются к этим играм. Таким образом, следование за инициативой ребенка — главная установка в игре.
• Лучший контакт — через совместную игру. Совместная игра помогает ребенку установить лучший контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям.
• Роль родителей. В отличие от других программ, которые делают упор на вмешательство профессионалов, Флортайм отводит родителям ребенка с РАС важнейшую роль в его терапии.
• Индивидуальный подход во всем. Поскольку во главу угла ставятся интересы ребенка, программы занятий существенно разнятся от пациента к пациенту.
Флортайм использует следующие виды игр:
1. Спонтанная игра
2. Частично структурированная игра
3. Занятия по развитию сенсорной сферы
4. Занятия по развитию моторики
Вот конкретные примеры игр по программе Флортайм:
• ЧЕРЕЗ ТУННЕЛЬ: покажите ребенку, как катать игрушечную машинку. Сделайте туннель из поставленных рядом рук и попросите ребенка провести машинку по этой трассе. Ждите ребё нка в конце туннеля: «Я здесь! Приезжай ко мне в гости! Я жду тебя» и хвалите малыша за все предпринятые попытки. Позвольте ему протаранить вас – бу-бух! Или начните убегать, разрушив туннель в самый последний момент, тем самым вовлекая малыша в догонялки;
• ЧИТАЕМ КНИГУ: садимся рядом с ребенком и просим его выбрать книгу, которую он хочет читать. Выбирайте специальные детские книжки с объемными фигурками и движущимися героями, чтобы как можно сильнее удивить малыша и поощрить его к рассматриванию следующих страниц. Накрывайте уже знакомых персонажей руками – Это моя собака! И предлагайте ребенку точно так же накрыть его фаворита в книжке;
• ИГРА В МЯЧ: пусть ребенок выберет мячик из множества размеров и цветов. Помогайте малышу катать мячик по полу, бросать мячик в корзину или перебрасывать его друг другу. Добавьте мячу новых ролей, например, шишка, которая упала «прямо мишке в лоб!». Собирайте мячики в корзинку, разбросав по дому, как каштаны в осеннем парке. Толкайте мячики одновременно – с разной скоростью, изучая, какой быстрее ударится о стену;
• СТРОИТЕЛЬ: работая по очереди, строим башню из кубиков или кирпичиков Лего. «Мы стремимся высоко! Кто выше? А я выше! А теперь ты!». Стараемся поднять свое сооружение как можно выше. Это занятие поможет малышу усвоить идею очередности и необходимости ждать своего хода. Добавьте к высокому строению любимую игрушку: «А где твой любимый солдатик? Давай он залезет на башню и спрыгнет вниз! А вот мисочка, эй, солдат, прыгай в неё!»;
• ТАНЦЫ: включите любимые песни ребенка и танцуйте по комнате. Имитируйте движения ребенка и поощряйте его к повторению за вами. Предлагайте движения животных в сопровождении звуков («А теперь как уточки, на корточках, кря-кря!»);
• РЕЛЬЕФНАЯ ХОДЬБА: вырезаем квадратики из разных материалов – ткани, фольги, пластика с пупырышками (обертки для бытовой техники, вощеной бумаги. Раскладываем их по полу и просим ребенка пройти по такой дорожке. Ребенок испытывает новые ощущения и развивает крупную моторику.
• ПАЗЛЫ: вместе с ребенком ставим на место детали головоломки. Стремимся к тому, чтобы делать это по очереди.
• СОРТИРОВКА ПО ЦВЕТАМ: помогите ребенку сортировать разноцветные игрушки и карандаши по ведеркам разных цветов. Сделайте кубики «одушевленными», например, добавьте звук и прятки (Кубик в мешочек — прыг! Где кубик? – а вот он, ку-ку). Или наклейте на кубики изображения животных и поиграйте в зоопарк, когда животных распределяют по клеткам. Озвучивайте толпу фауны, показывайте, кто бежит, а кто грациозно вышагивает, обгоняйте, фыркайте, цокайте копытом.
Флортайм — это особый вид игры, через которую вы развиваете все эти умения в ребенке, подстраивая ваши отношения к особенностям нервной системы ребенка и одновременно получая удовольствие от игры, так как вы следуете за ребенком и его интересами.
Когда ребенок смотрит на вас или хихикает, или говорит с вами – это естественный, непринудительный результат, а не автоматизированное умение. Это то, что делает методику Флортайм особенной. Поэтому вся концепция называется DIR — «D» (Development — развитие) значит, что мы фокусируемся на том, что ребенку нужно развивать прежде всего — вовлеченность или двустороннее общение, «I» (Individual Difference — индивидуальные различия) мы фокусируемся на его индивидуальных биологических особенностях эмоциональных реакций – повышенная или пониженная реакция на стимулы и наконец «R» (Relationship-based — отношения) когда мы изучаем отношения с учетом специфики нервной системы ребенка и принимаем во внимание тот уровень развития, на котором ребенок находится.