Ольга Соколова
Физкультурно-оздоровительные технологии в ДОУ как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультурно-оздоровительные технологии в ДОУ, как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников
Соколова О. Н.
Инструктор по физической культуре
МАДОУ № 13
ГО Богданович
" Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы"
В. Сухомлинский
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Физическое развитие. Образовательные технологии
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.
Сохранение здоровья детей в любую эпоху и в любом обществе является одной из первоочередных задач, так как именно подрастающее поколение определяет будущее любого народа, развитие социально-культурного и экономического потенциала государства. Проблема сохранения здоровья детей в наше время приобретает особую актуальность. Направленность личности на здоровый образ жизни – процесс, продолжительный по времени, начинающийся с детского возраста.
Актуальность проблемы исходит из социального заказа общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, самостоятельно выполняющего правила здорового образа жизни, физически развитого и владеющего основными культурно-гигиеническими навыками.
Так как актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждения направлением моей деятельности стали физкультурно-оздоровительные технологии в ДОУ, как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников
План самообразования
1. Анализ литературы и интернет ресурсов по данной теме.
2. Диагностика детей.
3. Подготовка плана работы по данной теме.
4. Участие в конкурсах. Публикация методических разработок.
5. Подготовка и проведение открытых занятий с применением ИКТ (мастер - класс).
6. Консультации для педагогов.
Средства реализации
1. Совместная деятельность педагога с детьми по темам.
2. Темы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
3. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей конструированию вариантов здорового образа жизни.
4. Работа с родителями. Системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог для развития культуры Здоровья.
5. Диагностика усвоения программных задач здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты
1. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Цель моей работы:
Сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Были поставлены следующие задачи:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Для организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни созданы следующие условия:
1. Физкультурный зал, оборудованный современным оборудованием.
2. Физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой.
3. Уголок по правилам безопасного поведения на дорогах в групповой комнате (с макетом перекрестка)
4. Спортивная площадка (на участке детского сада)
5. Медицинский кабинет.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников :
• развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
• закаливание;
• дыхательная гимнастика;
• массаж и самомассаж;
• профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
• воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих технологий осуществляется специалистом по физической культуре и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Физкультурно – оздоровительная деятельность включает в себя:
• Создание системы двигательной активности в течение дня: утренняя гимнастика (ежедневно); физкультурные занятия (3 раза в неделю); музыкально – ритмические занятия; прогулки с включением подвижных игр; оздоровительный бег (ежедневно); пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов); зрительная, дыхательная, взбадривающая гимнастика после дневного сна (ежедневно); физкультминутки и паузы; эмоциональные разрядки, релаксация; ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение); спортивные досуги, развлечения, праздники.
• Дни здоровья (с привлечением родителей).
• Летняя оздоровительная площадка.
Реализация такой работы осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
При проведении работы использую положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.
Особое место уделяю работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребенка, причем, чем в более раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективным становится воспитание здорового образа жизни.
Период дошкольного возраста является по-настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не переживает никогда – за 7 лет его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу развития – психического и физического. В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного здорового поведения. Полученные в этом возрасте представления порой бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.
Не важно, посещает или нет ребенок детское дошкольное учреждение – важно, чтобы взрослые были внимательны и понимали важность здорового образа жизни для формирования здорового организма и полноценной личности вашего ребенка.
В целом, по моим наблюдениям дети стали бережнее относиться к своему здоровью, лучше следить за культурно-гигиеническими навыками, стали делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно стали соблюдать режим дня, некоторые стали дома делать утреннюю гимнастику. Также ребята улучшили показатели в гибкости, быстроте бега, и других параметрах на физкультурных занятиях. Прогулки стали более интересными: ребята стали задавать много вопросов о том, как устроены деревья, цветы, чем питаются насекомые, о погоде, стали проводить больше опытов, чтобы узнать о каком-либо явлении. Развивающие занятия с детьми по ЗОЖ, социальному миру расширили представления детей по данной теме.
Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников - активное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья - вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги).
Не отказывайтесь от старых, проверенных, традиционных форм, таких как собрания, консультации, старайтесь использовать и нетрадиционные формы организации общения с родителями.
Активно привлекайте родителей к совместным мероприятиям с детьми: дни семейного отдыха, участие мам и пап в детских праздниках, где широко используйте музыкальное сопровождение для повышения эмоционального настроя, подвижные игры, игры-эстафеты.
Интересно и весело проводите спортивные соревнования детей и родителей такие, как «Папа, мама, я - спортивная семья», «А ну-ка, мамы», «Как папа буду сильным, как папа буду ловким». Чтобы ребенок понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться, следует решать эту задачу с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Если воспитатели и родители будут взаимодействовать, то вы сможете добиться полноценных результатов, сохранив молодое поколение здоровым.