Вадим Воеводенко
Физкультура для детей с РАС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультура для детей с РАС в ДОУ
Физические упражнения играют важную роль в развитии любого ребенка. Особое значение они имеют и для детей с расстройством аутистического спектра (РАС, которые испытывают огромные проблемы в коммуникации и формировании необходимых социальных навыков, навыков общения. Физическая культура — один из эффективных методов, который позволяет социализировать и адаптировать ребенка к окружающему миру и быту, а также скорректировать нарушения развития опорно-двигательной системы.
Публикация «Физкультура для детей с РАС в ДОУ» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ребенку с РАС полезна физическая активность в двух главных аспектах. Во-первых, она предотвращает набор веса и ожирение. Ожирение, как известно, является серьезной проблемой для детей с любыми нарушениями развития, однако именно дети с РАС имеют крайне высокий риск набрать избыточный вес. Во-вторых, с помощью физической активности ребенок с РАС может снизить проявления неадаптивных видов поведения. Второй аспект связан с факторами, влияющими на поведение, такими как физическое состояние, самооценка и социальные навыки. Исследования показали, что улучшенные моторные навыки позитивно влияют на социальные навыки. Следовательно, чтобы поддерживать здоровье и благополучие детей с РАС, необходимо включить физические упражнения в их повседневную жизнь.
Адаптивная физическая культура (это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья) призвана с помощью рационально организованной двигательной активности максимально реализовать возможности организма и личности для полноценной жизни, само проявления, социальной активности и интеграции в общество здоровых людей. Поэтому так важно внедрять адаптивную физкультуру, цель которой — достижение результатов, приобретение умений и навыков, качеств и способности научиться побеждать и преодолевать себя. При этом решается очень много задач, например, если мы говорим о физических результатах, то это:
— уменьшение воспалительных процессов;
— улучшение обмена веществ;
— формирование правильной осанки;
— развитие выносливости;
— развитие моторики;
— укрепление общего тонуса организма.
Также адаптивные физические упражнения нацелены на социализацию детей. В процессе таких занятий они учатся выполнять инструкции и правила, коммуницировать, взаимодействовать, общаться, соблюдать временные интервалы, что немаловажно для детей с РАС.
Одна из задач педагогов в детском образовательном учреждении в работе с детьми с РАС — формировать учебное поведение на занятиях. Учебное поведение — это такое поведение ребенка, при котором он адекватно реагирует на предъявляемые ему требования, использует предлагаемое оборудование и пособия социально приемлемым образом, а также:
— выполняет предъявляемые инструкции или отвечает на реплики и вопросы;
— смотрит в сторону говорящего или на предметы, которые используются для игры, обучения;
— демонстрирует понимание обращенной к нему речи;
— использует предлагаемый спортивный инвентарь наилучшим, эффективным способом.
Одна из главных задач, которую решают педагоги, — привить детям любовь к физкультуре и спорту. Занятия должны быть не только интересными, но и комфортными в психологическом плане. Ребенку необходимо чувствовать радость при выполнении упражнений, а также то, что окружающие принимают его, вселяют в него уверенность в возможность улучшения результатов. Огромную воспитательную ценность имеет ситуация достижения успеха путем преодоления себя. И в силах педагогов, а также родителей моделировать такие ситуации, чтобы заинтересовать детей, ответственно относящихся к своему здоровью, для которых в дальнейшем физкультура и спорт станут важной составляющей их жизни.
Приведем несколько вариантов использования упражнений адаптивной физкультуры на занятиях по физическому развитию детей с РАС.
Для того чтобы улучшить крупную моторику, развить мышцы голеностопа и бедер, изучая при этом буквы алфавита, дети под руководством педагога выполняют разнообразные игровые упражнения.
У ребят вызывает интерес игровое задание «Прыжки по буквам».
На полу обозначить 5 точек, например, с помощью клейкой ленты. Точки расположены на расстоянии 30—60 см друг от друга. Ребенку надо встать на ту точку, с которой он будет начинать «писать». Например, при написании буквы «Х» одна нога должна стоять на левой нижней точке, а другая — на правой нижней. Потом нужно прыгнуть на центральную точку обеими ногами. Закончить упражнение следует так же, как начал: одна нога на левой, другая — на правой точке соответственно, только уже на верхних точках. Как только ребенок освоил упражнение, можно выполнять до 5 подходов на каждом занятии. Даже если он научится переступать с одной точки на другую, а не прыгать, это уже замечательно. А если научился с легкостью прыгать на обеих ногах, попробуйте предложить ему прыгать на одной ноге. Прыгать нужно поочередно — то на левой, то на правой ноге. После того как ребенок «пропрыгает» букву, можно предложить ему написать эту букву на доске. Отличное задание для мелкой моторики!
Для развития моторной координации и улучшения зрительно-моторной координации можно предложить выполнить упражнения на координационной лестнице. Ее еще называют координационной дорожкой, тренировочной лестницей, лестницей ловкости. Это своего рода тренажер. Варианты выполнения упражнений: ходьба вперед, боком, прыжки. Упражнение «ходьба вперед» выполняется двумя способами: сначала пойти вперед с правой ноги, а затем — с левой. Движение боком не только дает нагрузку мышцам голеностопа, но и активизирует работу мозга. Детям с аутизмом непросто освоить прыжки. Для начала можно положить на пол небольшую коробку или книгу и попросить ребенка прыгнуть на нее, а затем с нее. Как вариант — положить в квадраты лестницы «следы», изображения персонажей из любимых мультфильмов ребенка или прямоугольники двух цветов. Можно использовать средства визуальной поддержки — карточку с изображением упражнения, а также практиковать использование обратного отсчета: «Три, два, один. вперед», чтобы показать ребенку, когда нужно начать упражнение.
Большой популярностью у наших воспитанников пользуются игры с пособием «Игровой парашют». Развернутый парашют сразу же привлекает к себе внимание детей и никого не оставляет равнодушным. Парашют можно поднимать, опускать, под ним можно спрятаться, что особенно нравится детям, по нему можно походить, можно побегать, держась за края. Такие игры учат согласованности действий и умению чувствовать движения других детей.
У ребят также вызывает интерес игровое упражнение «Математический салют» с использованием игрового парашюта. Его задачи: развивать умение согласовывать свои действия с действием других детей, упражнять в количественном счете. Дети держат парашют двумя руками. Педагог высыпает на парашют разноцветные шарики, и ребята с помощью парашюта подбрасывают их вверх до тех пор, пока все шарики не окажутся на полу. Затем дети должны разложить шарики на секторах парашюта в соответствии с цветом. Можно усложнить задание: попросить положить на красный сектор 2 шарика, на зеленый — 4 и т. д.
Для снятия эмоциональной перегрузки для детей с РАС в спортивном зале можно рекомендовать:
— тактильную дорожку для развития тактильного восприятия, координации движений, профилактики плоскостопия;
— интерактивный «сухой» бассейн, который оказывает благотворное сенсорное воздействие, способствует созданию положительного психоэмоционального фона;
— различные мягкие модули, которые помогают отвлечься от занятий; дети могут построить что-то новое или просто полежать на мягких модулях;
— прыжки на фитболе или батуте, использование которых помогает ребятам в координации движений, учит познанию возможностей своего тела; вертикальные движения во время прыжков на батуте успокаивающе влияют на нервную систему, дети становятся спокойнее, что способствует увеличению сосредоточенности во время занятий;