Вера Ташкина
Физическое воспитание посредством музыкальной утренней гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
В данной публикации представлены доводы необходимости и важности музыкально утренней гимнастики, а также пример комплекта упражнений для гимнастики в 10 минут, который состоит из 5 этапов: корригирующая гимнастика, разминка, основные упражнения, дыхательная гимнастика и заключение.
Публикация «Физическое воспитание посредством музыкальной утренней гимнастики» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Физическое воспитание посредством музыкальной утренней гимнастики.
(старшая и подготовительная группа)
Музыкальный руководитель БДОУ «Детский сад № 13 г. Тары»
Ташкина Вера Леонидовна
Но в последнее время значение гимнастики недооценивается, а многие и вовсе относятся к ней скептически. Особенно дома, в семье, т. к. многие последний раз слышали о ней в каком-нибудь советском фильме, а делали, наверное, ещё будучи ребенком в детском лагере. И вернуть данную традицию является приоритетной задачей в физическом развитии. Ведь если заинтересовать ребёнка физической культурой, то он обязательно привнесёт это желание в свою семью, и, возможно, возродит интерес родителей к данному виду физической культуры и это станет семейной традицией.
Если утренняя гимнастика проходит в форме музыкальной ритмики, то польза усиливается в несколько раз. Ведь музыкальное сопровождение утренней гимнастики активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, организует их. Также, музыка повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию действий коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений, дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность.
Как известно, двигательная активность для детей дошкольного возраста играет огромную роль для развития не только физических параметров и потребность в движении заложена в детях с самого рождения. Поэтому повышение двигательной активности я является одной из задач в здоровьесбережении детей дошкольного возраста. И не последнюю роль в решении этой задачи играет именно утренняя гимнастика. Зарядка помогает не только проснуться, повысить жизненный тонус и подготавливить организм к тяжелому рабочему дню, но и выполняет ещё несколько важных функций:
- увеличивает кровоток и лимфоток;
- повышает тонус;
- снимает вялость после долгого сна;
- ускоряет внутриклеточный метаболизм;
- активизирует работу мозга, это положительно влияет на мыслительные процессы и концентрацию внимания;
- тренирует выносливость;
- тренирует вестибулярный аппарат.
Помимо этого, зарядка благотворно влияет на работу внутренних органов и различных систем в организме человека. В первую очередь выигрывает сердечно сосудистая система – при регулярном выполнении утренней зарядки ваше сердце будет стучать медленнее на 10 ударов в минуту. Нетрудно посчитать, сколько ударов в месяц или год сэкономит обычная утренняя зарядка. Помните, что сердце – двигатель нашего организма и многие возрастные болезни связаны именно с сердечнососудистой системой.
Обычно детских садах утро начинается с улыбки и традиционной гимнастики, где зачастую предлагаются одни и те же виды ходьбы, бега и общеразвивающих упражнений (а иногда и под одну и ту же музыку). Это является одной из причин снижения интереса детей к движению, т. е. утренней гимнастике, а также к спорту и физической культуре в целом. Другой причиной отсутствия интереса к утренней гимнастики является низкая двигательная активность и физическая нагрузка в целом в связи появлением в доступности гаджетов, что существенно не позволяет детям дошкольного возраста удовлетворять свою физическую потребность в движении. Поэтому, в своё время, встал вопрос о необходимости изменения системы мероприятий, направленных на увеличение оздоровительного потенциала, а так же обеспечивающий гармоничное развитие личности ребёнка, его интеллектуальных и духовных качеств.
И чтобы решить данную проблему в комплексы музыкальной утренней гимнастики были включены элементы оздоровительной аэробики и чёткая этапность упражнений. Оздоровительная аэробика – это система специально подобранных физических упражнений, при выполнении которых ребенок развивается всесторонне. Аэробика на утренней гимнастике способствует укреплению опорно-двигательного аппарата; улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы. С помощью физических упражнений, входящих в утреннюю гимнастику, развиваются и укрепляются крупные мышцы плечевого пояса, туловища, ног, подвижность суставов; нормализуются процессы напряжения и расслабления; они содействуют развитию также психофизических качеств ребенка.
Поэтому данная музыкальная утренняя гимнастика является универсальным средством физического воспитания и оказывает разностороннее воздействие на детский организм. В результате систематического выполнения разработанного комплекса упражнений усиливаются физиологические процессы и развивается двигательный аппарат, что играет важную роль в формировании правильной осанки и имеет большое значение для физического развития дошкольников.
Этому способствует:
- во-первых, гимнастический стиль выполнения ОРУ и требования к фиксации поз в исходных, промежуточных и конечных положениях, что формирует у детей правильную осанку и мышечно-двигательные представления о ней.
- во-вторых, под влиянием систематического применения утренней гимнастики происходит своевременное равномерное развитие мышечной и костной систем, суставно-связочного аппарата, увеличивается подвижность в суставах и эластичность мышц и связок.
- в-третьих, в процессе выполнения ОРУ, входящих в оздоровительную аэробику, наиболее эффективным является глубокое, нечастое дыхание.
А специально подобранное музыкальное сопровождение, в свою очередь:
- облегчает выполнение упражнений, дела их более четкими и выразительными;
- дисциплинирует детей, организует их, влияет на развитие координации движений, слуха, музыкальной памяти, ритма, способствует музыкальному воспитанию;
- формирует у детей навыки движения более выразительными, плавными, лёгкими.
Выбор музыкальных произведений для утренней гимнастике определяется характером каждого упражнения. Так, первый этап состоит из корригирующей гимнастики, начиная с бодрого, энергичного марша. Второй этап подразумевает разминку, или растяжку основных групп мышц. Третий этап включает в себя основные оздоровительные упражнения, соответствующие возрастной категории дошкольника. Упражнения для данного этапа были взяты из сборника «Утренняя гимнастика под музыку» Н. А. Метлова. После проведения основной части с детьми обязательно проводится дыхательная гимнастика, несущая восстановительный характер и включена в четвёртый этап. И в заключение спокойная ходьба.
Таким образом, утренняя гимнастика, как ежедневная форма занятий физическими упражнениями в детском саду, без сомнения, прививает любовь к активной двигательной деятельности, способствуют гармоничному и своевременному развитию всех функциональных систем организма ребенка, а значит, закладывает базис здорового образа жизни будущего человека.
Представляю в качестве примере из своего опыта работы комплекс утренней гимнастики для старшей и подготовительной группы. Хотелось бы отметить, то данные комплексы применимы в старшей группе лишь со второго полугодия.
Старшая группа
I. Корригирующая гимнастика. (музыка 1)
1. Маршевый шаг.
2. Руки на поясе, ходьба на носочках.
3. Приставной шаг (лицом в круг, приставной шаг (спиной в круг).
4. Руки за голову, ходьба на пятках.
5. Ходьба с высоким подниманием колена, носочек тянуть («Цапля»).
6. Руки согнуты в локтях, быстрая ходьба (полубег).
7. Маршевый шаг.
По завершении музыки по команде «Напра-во!», дети поворачиваются лицом в круг.
II. Разминка (растяжка). (Музыка 2)
Движения плавные, без рывков, под счёт.
1. Наклоны головы: влево, вправо, вперёд, назад (4 раза).
2. Круговые вращения головой: по часовой и против часовой. (2 раза каждую сторону).
3. Руки на плечах. Круговые вращения вперёд и назад. (2 раза в каждую сторону).
4. Круговые вращения прямым руками по отдельности: по 4 вращения правой рукой вперёд и назад (левая рука в это время лежит на плече правой). 4 вращения левой рукой вперёд и назад (правая рука в это время лежит на плече левой).
5. Наклоны корпуса, руки на поясе: вперёд, назад, влево, вправо (4 раза).
6. Круговые вращения корпусом по часовой и против часовой стрелки (2 раза в каждую сторону).
III. Основные упражнения (общеразвивающие). (Музыка 3)
1. ИП: стоять прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища. Качание рук вперёд и назад (счёт 1, 2, 3, на счёт 4 поднять руки вверх, посмотреть на них и, через стороны, плавно опустить вниз, в ИП. (5-7 раз).
2. ИП: стоять прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища. Повернуться вправо, отвести руку назад, посмотреть на неё и вернуться в ИП. Тож е самое в левую сторону. (4 раза на каждую руку).
3. ИП: стоять прямо, ноги шире плеч, руки согнуты в локтях перед собой («Держать насос»). «Накачаем шину» - наклон вперёд (1); вниз, выпрямляя руки(2-3); вернуться в ИП (4). После 2х наклонов выполнять шаг на месте (8 шагов). (повтор, 2-3 раза).
4. ИП: лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Вытянутыми перпендикулярно полу руками выполнить 4 хлопка; ИП. Поочерёдное вращение ногами («велосипед») (1-8). На счёт 1-4 принять исходное положение. (3-4 подхода).
5. ИП: стоять прямо, ноги вместе, руки на поясе.
Лёгкий бег по кругу (на счёт 1-8). Лёгкие пряжки на 2х ногах на месте (счёт 1-8). Повторить 5-7 раз.
IV. Дыхательная гимнастика (восстанавливающая). (Музыка 5)
Упражнение «Маятник».
Дети стоят так же, по кругу. ИП: стоят прямо, руки вдоль туловища. Первые 2 раза вдох делается покойный, так же как и выдох. Последующие: резкий вдох и плавный выдох. Вдох: лёгкий наклон вправо. Выдох: ИП. Вдох: лёгкий наклон влево. Выдох: ИП. Повторить 5-7 рез.
V. Заключение. (Музыка 6)
При команде «Нале-во!». Все поворачиваются за направляющим. Бодрым шагом идут по кругу (2-3 круга).
Подготовительная группа
I. Корригирующая гимнастика. (Музыка 1а)
1. Маршевый шаг.
2. Руки на поясе, ходьба на носочках.
3. Приставной шаг (лицом в круг, приставной шаг (спиной в круг).
4. Руки за голову, ходьба на пятках.
5. Ходьба с высоким подниманием колена, носочек тянуть («Цапля»).
6. Ходьба в полу приседе, спина прямая, руки на коленочках («гуськом»)
7. Маршевый шаг.
По завершении музыки по команде «Напра-во!», дети поворачиваются лицом в круг.
II. Разминка (растяжка). (Музыка 2а)
Движения плавные, без рывков, под счёт.
1. Наклоны головы: влево, вправо, вперёд, назад (4 раза).
2. Круговые вращения головой: по часовой и против часовой. (2 раза каждую сторону).
3. Руки на плечах. Круговые вращения вперёд и назад. (2 раза в каждую сторону).
4. Круговые вращения прямым руками по отдельности: по 4 вращения правой рукой вперёд и назад (левая рука в это время лежит на плече правой). 4 вращения левой рукой вперёд и назад (правая рука в это время лежит на плече левой).
5. Наклоны корпуса, руки на поясе: вперёд, назад, влево, вправо (4 раза).
6. Круговые вращения корпусом по часовой и против часовой стрелки (2 раза в каждую сторону).
III. Основные упражнения (общеразвивающие). (Музыка 3а)
1. ИП: стоять прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища. Плавно отвести руки перед собой (1); за спиной (2); над головой (3); наклоняясь, опустить вниз (4). (Повторить 8 раз).
2. ИП: сидя на полу, скрестив ноги, руки на поясе. Наклон вправо, ИП. Наклон влево, ИП. (повтор по 4 раза в каждую строну).
3. ИП: стоять прямо, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Плавный наклон вперёд, достать руками носки ног, вернуться в ИП. (повтор 5-6 раз).
4. ИП: присесть на корточки, руками обнять колени, голова опущена. Взмахнуть руками вперёд, резко встать, понимая руки вверх и 1 хлопок над головой; вернуться в ИП. (Повторить 5-6 раз).
5. ИП: лечь на спину, ноги вместе, руки вдоль туловища по полу ладонями вниз. Понять правую прямую ногу (1, хлопнуть рукой за ногой (2, вернуться в ИП (3-4). То же самое, но с левой ногой. (Повторить 4 раза на каждую ногу).
6. ИП: стоять прямо, ноги вместе, руки на поясе.
Лёгкий бег по кругу (на счёт 1-8). Лёгкие пряжки на 2х ногах на месте (счёт 1-8). Повторить 5-7 раз.
IV. Дыхательная гимнастика (восстанавливающая). (Музыка 4)
Упражнение «Повороты головы».
Дети стоят так же, по кругу. ИП: стоят прямо, руки вдоль туловища. Первые 2 раза вдох делается покойный, так же как и выдох. Последующие: резкий вдох и плавный выдох. Вдох: лёгкий поворот головы к правому плечу. Выдох: ИП. Вдох: лёгкий поворот головы к левому плечу. Выдох: ИП. Повторить 5-7 рез.
V. Заключение. (музыка 5)
При команде «Нале-во!». Все поворачиваются за направляющим. Бодрым шагом идут по кругу (2-3 круга).