Азизова Лола
Проект «Финансовая грамотность» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Открой себя для будущего – формирование экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Аннотация к проекту.
Публикация «Проект „Финансовая грамотность“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2022
Проект «Открой себя для будущего – формирование экономической культуры у детей дошкольного возраста» создан для воспитания экономической лояльности детей дошкольного возраста. Целевая аудитория проекта- дети 6-7 лет. В проект входят этапы и сроки реализации инновационного проекта, содержание и методы реализации инновационного проекта, необходимые условия организации работы, прогнозируемые результаты по каждому этапу, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, календарный план реализации инновационного проекта с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции, перечень учебно-методических разработок по теме инновационного проекта и т. д.
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Проект создан для дошкольников и направлен на корректное воспитание детей в семье, детском саду, обществе. Правильное понимание экономики уже в раннем возрасте помогает детям жить экономно.
Введение
На современном этапе одним из ключевых направлений в сфере российского образования является повышение качества общего образования, приведение его к передовым общемировым стандартам. Дошкольное образование, как первая ступень непрерывного общего образования, во многом определяет качество следующих его уровней. Важность, значимость и эффективность данного образования для маленьких детей, с точки зрения их успешности в будущем подтверждена научными исследованиями (HighScope, Дж. Хекман и др., 2010).
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Нынешним дошкольникам предстоит жить в мире сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески действовать, а значит - строить новую жизнь более организованно, разумно, интересно.
В настоящее время в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня экономического образования и формированию финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны, и, следовательно, повышения качества жизни населения. Современная жизнь диктует свои стандарты. В условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте для успешной жизни необходимо быть финансово грамотным. Именно поэтому, особую актуальность в Российской Федерации приобретают вопросы непрерывного ступенчатого повышения финансовой грамотности населения.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.» формирование основ финансовой грамотности населения должно начинаться уже в дошкольном возрасте, на начальной ступени образовательной системы. И хотя социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности молодого поколения будет проявляться постепенно, мировой опыт доказывает бесспорную необходимость осуществления этой работы и недопустимость промедления в решении указанной проблемы. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка. И от уровня финансовой грамотности каждого из них сегодня зависит стабильность и процветание экономики, благополучие жизни граждан Российской Федерации завтра.
В настоящее время в дошкольных образовательных организациях проводятся отдельные нерегулярные мероприятия по формированию финансовой грамотности, что является малоэффективным в вопросах экономического воспитания детей. Необходимо сформировать систему работы по данному направлению. Разработка и реализация инновационного проекта даст возможность учреждению расширить спектр образовательных услуг, позволит педагогическому коллективу повысить уровень качества дошкольного образования.
Представление о качестве дошкольного образования в России заложены в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее Стандарт). Стандартом определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников :
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Вхождение ребенка в социальный мир экономических отношений невозможно без освоения им первоначальных представлений о профессиях финансово-экономической сферы и возможности в игровой форме освоить элементарные трудовые навыки свойственные людям той или иной профессии. Известно, что в дошкольном возрасте у детей возникает интерес к профессиональной деятельности взрослых, результатам их труда. Удовлетворяя свой интерес, ребенок приобретает такие знания, которые обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения профессионального труда в жизни общества и каждого человека. Решая вопросы экономического воспитания дошкольников в ходе реализации проекта, будет осуществляться и ранняя профориентационная работа.
Актуальность проекта.
Все мы знаем, в какое сложное время мы живем. Сколько нового и незнакомого появилось вокруг! Как помочь ребенку не утонуть в этом потоке информации? Как подсказать, что плохо, что хорошо? Как помочь не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда он подрастет?
Знания экономики не менее важны в современном мире, как и элементарные знания гигиены, правила поведения в обществе и правил дорожного движения, знания родной речи и математики. Но это вовсе не означает, что каждый должен в будущем стать экономистом или работать в бизнесе. Напротив, каждый ребенок должен развивать свои индивидуальные творческие способности. Но для реализации своих способностей он должен хорошо ориентироваться в современной жизни общества. А знания экономики помогут ребенку в этом.
Экономическое образование ребенка открывает возможности для его позитивной социализации, личностного развития, становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действии. Также, оно влияет на формирование позитивных установок к различным видам труда, другим людям и самому себе (ФГОС ДО, Закон об образовании в РФ)
Элементарные представления об экономике у детей нужно формировать с дошкольного возраста. Так как в этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям, особенно если они преподносятся в игровой форме.
Экономическое образование – важнейший компонент общей культуры человека, который предполагает формирование экономического мышления, разумных экономических потребностей, экономически осознанного отношения к труду, природе, материальным ценностям, деньгам и т. д.
• Требования общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно дошкольного возраста, поскольку большинство предпосылок будущей экономической деятельности человека закладывается в дошкольном возрасте, ибо “. если не сформировать ее своевременно, то могут проявиться отрицательные стороны в поведении детей – бесхозяйственность, неряшливость, равнодушие к поврежденным вещам, к книгам, игрушкам, материалам к играм и занятиям; больше того, формируются неразумные, а иногда и неоправданные потребности, нарушается процесс правильной ценностной ориентации,” (А. Шатова)
• Внедрение экономического образования необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности (Л. Галкина, Н. Грама, Г. Григоренко, Р. Жадан, Ю. Лелюк, Н. Побирченко, А. Сазонова, А. Шатова и другие).
Новизна проекта. Использование блочно-модульной системы в развитии финансовой грамотности у дошкольников. Детям нужно донести, что тратить нужно меньше, чем заработаешь. Формируя финансовую грамотность у ребенка в детском саду, повышается качество образовательного процесса. Финансовая грамотность благотворно влияет на будущее осознания культуры личности ребенка.
Научная обоснованность. У детей дошкольного возраста формируются представления о товарноденежных отношениях, о том, что товар является результатом труда взрослых. Закрепляются представления о местах приобретения разных товаров; о том, что он имеет свою цену, что стоимость товара зависит от его качества, от вложенного в него труда, от спроса и предложения; о том, что оплачивают не только товары (предметы и вещи, но и услуги. Педагог делает акцент на то, что не все можно купить за деньги; здоровье, дружба и любовь не продаются, а они очень важны для любого человека.
Реализуемость (организационно-деятельностный ресурс). Основными формами реализации является игра, наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, просмотр обучающих мультфильмов, проектная деятельность, а также поручения для родителей, создание проблемных ситуаций, которые необходимо решить совместными усилиями «родитель-ребенок». Процесс формирования элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным, если составить небольшой план.
План состоит в следующем:
-выбрать системно-деятельностный подход в работе по формированию экономических представлений;
- построение образовательного процесса на единстве целей, содержания, форм и методов обучения;
- создание экономической предметно-пространственной
развивающей среды;
- разработка и внедрение технология обучения детей элементарным экономическим представлениям, включая эмоционально-мотивационный, когнитивный, деятельностно-игровой подход.
Участники проекта :
Дети подготовительной группы, родители и педагоги.
Возраст детей : 6-7 лет.
У каждого участника проекта своя роль. Воспитатели подготовительной группы дают детям знания и подкрепляют их упражнениями в игровой форме. Родители не остаются в стороне. Их основная задача состоит в повторении с детьми знаний, которые даются в детском саду.
Эффективность проекта. Экономическое образование ребенка открывает возможности для его позитивной социализации, личностного развития, становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действии. Также, оно влияет на формирование позитивных установок к различным видам труда, другим людям и самому себе. В условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы и современности подтвердили точку зрения о необходимости ранее социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально-экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых.
Реалистичность проекта. Проект преследует определенные цели и задачи, направленные на финансовое развитие личности ребенка.
Цель проекта :
Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.
Задачи:
• Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.
• Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
• Совершенствовать коммуникативные качества детей.
• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
• Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
Данные цели и задачи вполне реализуемы. Исходя из целей и задач следует составить ожидаемые результаты проекта.
Ожидаемые результаты:
- воспитанники освоят азы экономических знаний и научатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
- родители получат дополнительные знания об экономическом воспитании детей;
- педагоги освоят план работы по экономическому воспитанию;
- детский сад приобретет обобщенный опыт по данной теме.
Воспроизводимость. Данная тема важна для всех дошкольных образовательных организаций. И очень важно распространять данную идею среди родителей и педагогов. Для этого возможно организовать различные мероприятия по финансовой грамотности дошкольников. К таким мероприятиям можно отнести: круглые столы родителей и воспитателей, семинары, методические объединения. Также возможным «распространителем» идеи являются интернет-сайты, где можно спланировать представить опыт среди коллег. Одним их таких сайтов является «Фестиваль. 1 сентября».
Этапы и сроки реализации проекта.
Проект рассчитан на 2021-2022 учебный год (сентябрь- май).
Основные этапы реализации проекта :
I этап – Организационный
Данный этап следует разделить на следующие части:
1) изучить методическую и справочную литературу для успешного внедрения экономической грамотности;
2) распределить методическую и справочную литературу в соответствии с возрастом детей (6-7 лет);
3) Проинформировать родителей о внедрении нового проекта в детском саду;
4) подбор художественной литературы для детей по возрастам;
5) комплектование практических пособий по возрастам.
II этап. Планирование реализации проекта.
Следующий этап представляет собой совместное составление плана деятельность на учебный год непосредственно с детьми и их родителями. Также здесь уместны быть подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых, дидактических, интерактивных игр с детьми; оформление папок – передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстраций, литературы; беседы с родителями о необходимости участия их в проекте.
III этап. Реализация проекта
Реализация проекта связана со всей деятельностью детского сада. Для того, чтобы проект приносил плоды, его нужно связать со всеми сферами деятельности детского сада.
1. Речевое развитие:
- Чтение художественных произведений: «Царевна-лягушка», «Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Дюймовочка», «Муха-цокотуха», «Чудеса в кошельке». «Федорино горе», «Вершки и корешки», «Петушок и бобовое зернышко» и т. д.
2. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.
3. Составление описательных и творческих рассказов: «На что потрачу деньги».
4. Социально-коммуникативное развитие: Ситуативные беседы: «Что купить»;
- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «Стройка», «Парикмахерская».
- Создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление атрибутов:
- Экскурсия в банк, в магазин.
- Составление описательных и творческих рассказов «На что потрачу деньги»
5. Социально-коммуникативное развитие.
6. Ситуативные беседы: «Что купить».
7. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «Стройка», «Парикмахерская».
8. Создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление атрибутов: Экскурсия в банк, в магазин.
9. Художественно-эстетическое развитие. Рисование: «На что потрачу деньги».
10. Изготовление с детьми «денежных единиц» для магазина. - Конструирование: «Магазин», «Витрины магазина»
11. Выставка творческих работ детей.
12. Оформление папок-передвижек для родителей на тему: «Экономическое воспитание».
13. Консультация для родителей: «Расскажите детям, как строится ваш семейный бюджет».
14. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Содержание и методы реализации инновационного проекта, необходимые условия организации работы.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Методы и приё мы:
Наглядный:
- показ плакатов, иллюстраций, предметов;
- демонстрация слайдов;
Словесный:
- беседа;
- рассказ;
-объяснение;
Игровой:
- игры
Практический:
- упражнение
-показ способа действий.
Ресурсы:
- Временные
-Информационные
- Интеллектуальные (экспертные)
- Человеческие (кадровые)
-Организационные
- Материально-технические
Прогнозируемые результаты по каждому этапу.
I этап – Организационный
Планируемые результаты:
• изучение методической и справочной литературы для успешного внедрения экономической грамотности;
• составить календарно-тематическое планирование проекта по всем возрастам;
• плотная работа с родителями по данному направлению;
• укомплектование практических пособий по возрастам.
II этап. Планирование реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
• Создание календарного плана.
III этап. Реализация проекта
Планируемые результаты:
• чтение книг по данной тематике с последующим их запоминанием;
• знание пословиц и поговорок о деньгах;
• уметь составлять описательные и творческие рассказы;
• Принимать участие в ситуативных беседах;
• Уметь играть в сюжетно-ролевые игры;
• Создание предметно - развивающей среды;
• Уметь рисовать на темы проекта
• Оформление папок-передвижек для родителей на тему: «Экономическое воспитание».
• Консультация для родителей.
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов.
Результатом работы является положительная динамика формирования основ экономического воспитания детей. Для этого в проект вводятся следующие средства контроля:
1) Анализ работы воспитателя с детьми по экономическому воспитанию;
2) Анализ работы воспитателя с родителями по экономическому воспитанию;
3) Выставки поделок детей;
4) Проведение мероприятий как с родителями, так и без них;
5) Участие в конкурсах разных уровней, акциях и ярмарках;
6) Оформление стендов и папок-передвижек для родителей на тему: «Экономическое воспитание».
Заключение.
В настоящее время экономическое воспитание является актуальным направлением деятельности образовательных организаций. Данное направление необходимо начинать реализовывать с дошкольного возраста, так как в этот период активно формируются личностные механизмы поведения и самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств. Создание соответствующих условий и дальнейшая работа в данном направлении на последующих этапах возрастного развития позволят ребенку стать самостоятельным и успешным, сделать осознанно ранний профессиональный выбор.
Вхождение ребенка в социальный мир и мир финансово-экономического развития невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомления с профессиями финансово-экономической направленности. Важнейшим результатом возможностей ранней профориентации является формирование у детей качества социальной адаптивности и успешности социальной деятельности человека.
Создание образовательного пространства по обучению финансовой грамотности позволит повысить уровень развития индивидуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, выявить личностные особенности, интересы и способности у каждого воспитанника для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.
Теоретический и практический материал, полученный в ходе реализации проекта, может быть использован в дошкольных образовательных учреждениях педагогами для развития индивидуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами профессионального самоопределения
Список литературы
1. Кларина Л. М. Экономика и экология для малышей М., 1994
2. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.
3. Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх: пособие для воспитателей. Н. Новгород, 1994.
4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
5. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. Программа развития. М. ,2002.
6. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика» : Для детей младшего и среднего школьного возраста. М. ,1992.
7. Меньшикова О. И., Попова Т. Л., Кнышова Л. В., Экономика детям, большим и маленьким, М. ,1994. Вып. 1–4.
8. Попова Т. Л., МеньшиковаО. И. Сказка о царице Экономике, злодейка инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях. М., 1993.
9. Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» Учебно-методическое пособие. С-П. ,2001.
10. Смоленцева А. А., Моисеева М. А. Экономическое воспитание дошкольника : Методические рекомендации. Н. Новгород, 1999.
11. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М. ,1993
12. Смоленцева А. А., Моисеева М. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников. Саранск, 1998.
13. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н. Новгород. 1999.
14. Шатова А. Д. Дошкольник и. экономика: Программа. М., 1996.
15. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? //Дошкольное воспитание. 1989. № 8.
16. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М., 2005
17. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
18. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
19. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
20. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил
21. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
22. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
23. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.
24. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
25. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
26. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.