Лидия Дурягина
Если ребёнок заикается
▼ Скачать + Заказать документы
Заикание - одно из распространенных расстройств детской речи. На планете заикается каждый пятидесятый ребёнок. Чаще всего заикание возникает в возрасте 3-5-ти лет, когда малыш начинает усваивать слова сложной слоговой структуры, расширяется словарный запас, совершенствуется фразовая речь. На фоне имеющегося органического заболевания центральной нервной системы, инфекционного заболевания, психической травмы (испуг, эмоционального стресса, наследственной предрасположенности нарушается согласованная работа органов дыхания, голосоведения и органов речевого аппарата. Феномен заикания состоит в том, что вне речи судорог, как правило, не наблюдается.
Публикация «Если ребёнок заикается» размещена в разделах
Заикание проявляется по-разному. На начальном этапе это может быть судорожный вдох или прерывистый выдох, когда перед каждым словом ребёнок делает паузу. В некоторых случаях дети начинают тянуть гласный в начале слова, или с трудом «выталкивают» первый звук или слог. Чаще встречается многократное повторение первого слога или слова (ма-ма-ма- шина).
В результате страдает темп речи, ритм и плавность. Если родители вовремя не обратили внимания на заикание и не приняли меры для его преодоления, считая, что оно пройдёт само собой, то уже к моменту поступления в школу заикающийся ребёнок достаточно фиксирован на речи, у него появляется страх перед речевым общением. Дальше –больше… В школе однокашники не скупятся на прозвища. Учителя до конца не выслушивают, просят отвечать письменно. В подростковом возрасте ребёнок старается определить своё место в мире, всё больше внимания уделяет своей внешности, речи, оценке своих достоинств и недостатков. Он становится все более эмоциональным, чувствительным, впечатлительным, возрастает страх перед речевыми ситуациями, так как они наиболее значимы для него. Меняется ситуация общения, и подросток болезненно фиксируется на своей речи. Именно в этот период заикание и переходит в следующую стадию- речевой невроз, или логоневроз, который усугубляется патологическим страхом речи.
Любое речевое общение, будь то ответ у доски, разговор по телефону, беседа с девушкой, травмирует подростка, что в свою очередь способствует школьной и социальной дезадаптации. Постепенно складывается чувство собственной неполноценности, уязвимости, раздражительности, вспыльчивости, неуверенности в себе, в своих возможностях. Появляющиеся психологические особенности закрепляются и часто перерастают в стойкие психические состояния и свойства личности.
Вот почему так важно своевременно помочь ребёнку и предотвратить проявление развития заболевания.
Если вы заметили заикание у ребёнка,необходимо обратиться к неврологу и логопеду по месту жительства. Одновременно родители должны организовать малышу щадящий режим, то есть ограничить до минимума речевое общение. На некоторое время перейти на общение с помощью жестов и рисунков, а также на шепотную речь и пение. Из жизни ребёнка желательно по возможности исключить чрезмерные эмоциональные и физические нагрузки, например занятия спортом. Следует ограничить просмотр телепередач, особенно в вечернее время, компьютерные игры. Перед сном желательно читать тихим спокойным голосом хорошо знакомые и любимые сказки. Родные и близкие должны как можно больше в этот период давать детям душевного тепла и ласки. Надо постараться исключить из жизни детей как сильные отрицательные, так и положительные эмоции, сделать так, чтобы один день жизни ребёнка мало чем отличался от другого: в одно и тоже время он должен гулять, есть, спать, играть и т. д. Желательно, чтобы в этот период его окружали только самые близкие люди. Необходимо ограничить общение даже со сверстниками (временно не посещать детский сад).
К сожалению, легкого излечения от заикания не бывает. Это серьёзный лечебно-профилактический процесс. Некоторые родители надеются на «чудо», обращаются за помощью к знахаркам и гадалкам. Только комплексный курс лечения, требующий участия логопеда, невролога, физиотерапевта, логоритмиста после длительной кропотливой работы при активном участии родителей может дать положительный результат.
В заключение необходимо дать некоторые советы (рекомендации) родителям, как воспитать спокойного, уравновешенного ребёнка.
-Не готовьте малыша к предстоящим событиям. Даже ожидание приятного создаёт напряжение.
-Постарайтесь удержать от речи ребёнка, когда он плачет, особенно рыдает. Всхлипывание приводит к повторению слогов и слов, а после плача малыш еще долго напряженно, судорожно всхлипывает, поэтому необходимо сначала успокоить, отвлечь, чем-то заинтересовать.
- Не надо ругать ребёнка, если он чего-то боится, например, темноты, собаки, бабы Яги. Не надо просить его рассказывать об этом. Надо дать понять, что мама рядом и сможет защитить.
- Никогда не надо подгонять. Если родители спешат, то они должны накормить и одеть малыша сами.
- Не заставляйте малыша читать стихи при посторонних, если он этого не любит.
- Избегайте ситуаций, которые расстраивают.
- Если в семье появился младший ребёнок и старший ревнует, постарайтесь относиться и к старшему как к маленькому: баюкайте его, кормите с ложечки и т. д.
- Привлекайте детей к спокойным домашним делам. Приучайте к настольным играм.
- Успокаивают нервную систему игры с песком и водой.
- Полезно петь и танцевать под музыку.
-- Старайтесь не предъявлять слишком высоких требований к ребёнку. Будьте терпеливы.
- следите за своей речью, она должна стать образцом для вашего малыша.
Хорошая речь-это великое благо. Благодаря ей ваш ребёнок станет уверенным в себе, уравновешенным, целеустремлённым человеком, сможет по достоинству оценить и себя, и других, сможет заниматься в жизни любимым делом.