Оксана Ражева
Двигаемся, играем, развиваемся: что нужно знать, уметь и делать родителям малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Крупная моторика и двигательная активность : основные навыки ребенка на третьем году жизни
Крупная моторика ребенка - это развитие и совершенствование произвольных движений, любые физические упражнения.
Крупная моторика также способствует лучшему освоению навыков мелкой моторики.
Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба,
ползание, бег, прыжки и тому подобные.
Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей.
Темочки:
Мелкая моторика и действия с предметами и игрушками: основные навыки ребенка третьего года жизни
Мелкая моторика это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Какие игрушки и оборудование для развития крупной моторики должны быть у ребенка дома?
Мячики разных размеров и цветов (бросать, катать, бросать в цель или ворота, пинать, догонять, передавать и др.)
Шведская стенка (перемещение вверх – вниз, висеть)
Маленькие подушки (перешагивать или перепрыгивать)
Фитбол (может пригодится для гимнастики)
Ортопедические или сенсорные коврики
Толкатели, каталки, машинки для перевозки,
коляска
Трехколесный велосипед (самокат, беговел,
санки, лыжи)
Игрушка «Рыбалка»
Какие игрушки и материалы для развития мелкой моторики должны быть доступны ребенку дома?
Пирамидка 5-7колец
Пазлы (в том числе и объемные)
Мелкие предметы: шарики, кубики, крупы, мелкие фигурки животных, овощей, фруктов. (сортировать, угадывать на ощупь, выкладывать последовательности, пересчитывать, использовать в сюжетных играх)
Мозаика (крупная, согласно возрасту)
Кубики (деревянные, пластмассовые)
Конструкторы с разными креплениями
Сортировщики
Матрешка
Шнуровки
Динамические игрушки
Материалы для продуктивной деятельности
(пластелин, карандаши, разная по структуре бумага и пр.)
Какие игрушки и предметы обихода, природные и бросовые материалы должны быть доступны ребенку, чтобы он мог с ними играть?
Желуди, шишки (еловые, сосновые, скорлупа, перья, листья, косточки
Материалы с различной текстурой поверхности (гладкие, шершавые, мягкие, твердые и др.)
Предметы неопределенного назначения: шарики, колечки, брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.)
Коробки разных размеров
Прищепки
Баночки разных размеров, цветов, с разным принципом закрытия крышки.
Фантики от конфет
Как организовать «игровую зону» (место для игр и для движения) дома?
Обеспечить ребенку собственное пространство (игровой уголок или целая детская комната)
Каждая вещь должна иметь свое место и предназначение.
Любимые игрушки малыша должны располагаться в доступном месте, на нижних полках стеллажа. На верхних полках следует разместить те игрушки, которые требуют особого,бережного отношения или совместной игры со взрослым.
Организовать пространство помогут полки, стеллаж, коробки, корзинки.
Кубики и строительный материал должны располагаться на полу, так малышу удобней делать постройки.
Для действий с некоторыми игрушками (вкладыши, пазлы, мозаика) нужен стол и стульчик.
Желательно обеспечить свободное пространство на полу для игры в мяч, перевозки игрушек в машинках, кукол в колясках.
Как взрослый может стимулировать и развивать детскую самостоятельность и инициативу в движении и игре?
Для поддержки детской инициативы необходимо:
Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям.
Игры на развитие крупной моторики
1. Игра «Зазеркалье»
Ведущий предлагает детям копировать его движения. Так же можно что бы дети разбились на пары и копировали ведущего в паре. При усложнении задания копируются не только позы ведущего, но и его настроение – мимика.
2. Паутинка
Для игры потребуется клубок толстых ниток (лучше цветных) или моток бельевой резинки. Предложите ребенку построить домик, как у паучка (перед игрой можно посмотреть мультик про насекомых, например, про Лунтика). Натяните вместе с малышом нитки в комнате, закрепляя их на разном уровне – на дверце шкафчика или на ножке кресла, таким образом, получилась паутинка. Когда все будет готово, паучок (его роль исполняет ребенок) должен проверить прочность нового домика и перебраться из одного угла комнаты в другой, преодолевая все сложные переплетения, стараясь не разорвать паутину.
3. Кошечка
Данное упражнение хорошо тем, что оно похоже на игру и может выполняться в нескольких вариантах. Например, сначала надо показать, как кошечка греется на солнышке. Исходное положение: стоя, руки опущены, ноги слегка расставить. Теперь попросите ребенка медленно поворачивать голову влево и вправо, по три раза в каждую сторону.
Следующее задание: поиграть с кошечкой в прятки. Попросите ребенка сесть на пятки, а руки спрятать за спиной. Затем он должен встать с пяток на колени, потянувшись посмотреть наверх и вернуться в изначальное положение. Повторить 5-6раз в медленном темпе.
4. Хождение по разным линиям
«Нарисуйте» на полу с помощью цветных ленточек разнообразные линии: прямые, ломаные, зигзаги, волнистые, можно даже изобразить лабиринт. Сначала ребенок должен просто, не сбиваясь, пройти по одной из линий. Затем пронести по тому же маршруту на подносе стакан с водой, книжку на голове и т. д.
Игры на развитие мелкой моторики
Игра «Чудесный мешочек»
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной
непрозрачной ткани, в который помещаются разные по
форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на
ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.
Также вы можете спрятать в него геометрические фигуры, ребенок должен угадать на ощупь, какая фигура спрятана
Рисование на манной крупе
Взаимодействие с манной крупой стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. А рисование на манной крупе — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать материал, его характер и настроение.
Массаж ладоней и пальцев рук
Для ребенка раннего дошкольного возраста, трех-четырех лет очень важно делать массаж рук для развития мелкой моторики. Если начать делать такой массаж рук детей с раннего этапа развития, то у детей быстрее развивается речь, память, подвижность пальцев и отмечается слегка ускоренное развитие.
Существует огромное количество типов такого массажа, но мы предлагаем вам массаж при помощи колючего небольшого шарика. Кроха будет сам заинтересован покрутить новый предмет, и массаж будет проходить на ура. Чтобы сделать его, нужно :
Положить мячик между ладоней рук крохи, придать пальчики друг к другу и покатать мячик взад и вперед.
Исходное положение то же, только теперь движения мячика будут по кругу.
Предложите держать мячик подушечками пальчиков и покрутите его по столу, как будто крутите крышку на бутылке.
Опять держите мячик подушечками пальчиков и надавите на него несколько раз.
Бельевые прищепки
Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки.
— Цеплять прищепки к натянутой веревке;
— Прикреплять к фигуркам из картона (лучики к солнцу, иголки к ёжику, ветки к ёлочке и т. д.)
— Прикреплять к картинкам, выполняя задания «Кто что ест», «Кто где живёт».
Игра «Мозаика из бросового материала»
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или
разноцветные пробки от пластиковых бутылок.
Предложите ребенку выложить рисунок, это может быть
неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д.
После того, как ребенок научится выполнять задание
без вашей помощи, предложите ему придумывать
свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем
формирование сенсорного эталона – цвет, а если
использовать пуговицы, то и сенсорного эталона
– форма (круг, квадрат, треугольник, овал).