Татьяна Мерцалова
Сценарий фольклорного развлечения с элементами театрализации для подготовительной группы «Россия и Украина»
▼ Скачать + Заказать документы
«Две сестры под небом синим»
Сценарий фольклорного развлечения
(с элементами театрализации) для подготовительной группы.
(Долгосрочный проект)
Цель: воспитание у детей уважительного отношения к другому народу, его культуре и традициям.
Задачи:
• вызвать интерес к культуре и творчеству украинского и русского народа.
• развивать умение детей чувствовать и передавать образы, заложенные в песне, танце, выразительном слове.
• приобщить детей к истокам русской и украинской культуры.
Публикация «Сценарий фольклорного развлечения с элементами театрализации для подготовительной группы „Россия и Украина“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
• познакомить с устным народным творчеством двух стран.
• учить детей понимать идею музыкальных, танцевальных и литературных произведений.
• обогащать духовный мир.
• развивать и повышать творческий потенциал, музыкальные и артистические способности.
Предварительная работа:
• рассказ и сравнение государственных символов двух стран.
• знакомство детей с историческими событиями двух стран.
• разучивание игр, песен, танцев, потешек, закличек.
• игра на гуслях - цимбалах.
• знакомство и толкование новых иностранных слов в песнях, стихах, прозе.
• показ-знакомство с украинским народным костюмом, его особенностями и отличием от русского народного костюма, сравнение похожих элементов.
• плетение венков.
Литература: «Берегиня» В. Т. Скуративский; методическое издание «Знакомство детей с русским народным творчеством» Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова, И. В. Харитонова, Е. И. Яковишина; «Фестиваль народной музыки» Н. П. Бобкова, Н. Я. Соломыккина. «Этническая история древней Украины»2000г; «Сборник русского исторического общества»1871г; «Очерк истории Украины с древних времён до конца ХVIII в.»-К:1997г.
Оформление зала: колодец, ведро, украинская изба, плетень, берёзки.
Оборудование: компьютер, экран, запись народных песен.
Атрибуты: цимбалы, ухват, горшочек, бутафорские пряники, бутафорская борона, скрипка,2 рушника, каравай, умывальник.
Действующие лица: Солоха (мама, невеста, 2 жениха, сваты.
Ход занятия.
Звучит песня: «Украина и Россия» (дети в национальных костюмах входят в зал, садятся на стульчики.) Два ребёнка в национальных костюмах (1 в русском, 2 в украинском)выходят в центр зала, держат каравай на рушнике.
1 ребёнок в русском костюме: Добрый день вам люди добрые!
Караваем вас встречаем.
2 ребёнок в украинском костюме: Щиро просим до господи,
I здоров’я вам бажаем.
1 ребёнок: Рады вас у нас встречать, Счастья и добра желать! 2 ребёнок: Пiд веселий рiдний спiв. Посилаем вам уклiн! (Дети садятся на стульчики)
Два ведущих в национальных костюмах Украины и России.
1 ведущий: Дружбе русского и украинского народов, более 1000 лет, а точнее 1300 лет. Первые поселения этих народов историки отмечают ещё в VII, а в IХ веке, после освобождения Днепропетровских земель столица древнерусского государства переносится в Киев. Так в течении 4-х лет с 948-952г, образовалось мощное государство - Киевская Русь, где эти народы жили большой дружной семьёй. Многое произошло в истории этих 2-х народов, это и многочисленные войны с поляками, татарами, турками, и земли, попадавшие, под рабство и гнёт, и жизнь в составе СССР - мощнейшего государства, где все республики жили в мире и дружбе. Наверное, поэтому у наших народов осталось много общего - это народные обычаи, песни, пляски, православная вера, которую привёз из Византии князь Владимир, крестивший Киевскую Русь в 988году. Давайте попробуем посмотреть и сравнить эти два государства. Показ презентации: «Символы, традиции, костюмы». 2 ведущий: У каждой страны есть свой герб, флаг и гимн. Флаг России состоит из трёх полос: сверху-белая, посередине-синяя, снизу-красная.
• Белый цвет - особый, божественный, чистоты и благородства;
• Синий - цвет неба, символизирует честность;
• Красный – цвет красоты, символизирует смелость.
1 ведущий: Флаг Украины состоит из голубой и жёлтой полосы.
1. Голубая – безоблачное небо;
2. Жёлтая – пшеница в поле. -
Как мы видим цвет неба на флаге, присутствует и у России, и у Украины.
2 ведущий: Помимо флага у каждой страны есть герб.
У России это изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Одна голова обращена на запад, другая на восток. Птица охраняет широкие просторы нашей родины. На груди орла, помещён герб Москвы –сердца России.
• Орёл – царь птиц, олицетворяет власть, силу, великодушие;
• Всадник-змееборец – святой Георгий Победоносец, разящий змея.
1 ведущий: На гербе Украины изображён трезубец князя Владимира. Он означает три стихии – небо, землю, воду… А ещё трезубец считается знаком триединства Бога: Отца, Сына, и Святого Духа.
Как мы видим у каждой страны герб - это оберег родной земли, залог благополучия и процветания нации.
2 ведущий: И Украина и Россия - многонациональные государства. В состав России входит 21 республика – это десятки больших и малых народов : башкиры, удмурты, чуваши, якуты, чукчи, адыгейцы, осетины, буряты, калмыки, карелы, татары, чеченцы и мн. др.
1 ведущий: На территории Украины, кроме русских и украинцев проживают: белорусы, молдаване, татары, евреи, армяне, азербайджанцы, цыгане, болгары, гагаузы, румыны, венгры.
2 ведущий: Национальные костюмы двух стран перекликаются разнообразием и красочностью. Русский состоит из:
• Рубахи;
• Сарафана (поневы, юбки);
• Кокошника;
• Украшали костюмы жемчугом и бирюзой.
1 ведущий: Украинский состоит из:
• Вышитой сорочки - вышиванки;
• Юбки (плахты, поневы);
• Керсетки (безрукавки, жилетки);
• Веночка;
• Обязательным украшением являются бусы (намисто).
2 ведущий: Народные обычаи 2-х стран сохранились до наших дней. Это Рождественские и масленичные гуляния, помолвка, сватание, венчание, крестины, пасхальные торжества и т. д. В Украине и на Руси существовал замечательный обычай - дарить на счастье рушник - обязательный атрибут каждого праздника-
• На нём гостям подавали хлеб-соль;
• Рушники дарили сватам, если на обручении пришли к согласию;
• На нём подносили ребёнка к крещению;
• Молодые становились на рушник во время венчания;
• С рушниками приходили к матери поздравить с новорожденным ребёнком;
• Рушниками украшали иконы.
В быту использовались «утиральник» - для лица и рук, «стираний» - для посуды. Даже на сегодняшний день рушник не потерял свою актуальность.
1 ведущий: У русских и украинцев есть любимые деревья – символы:
• У россиян-берёза;
• У украинцев-верба и калина: «Без верби й калини нема Укрiани».
1 ведущий: И Россия и Украина славянский народ, быть может поэтому, в культуре этих стран так много общего.
Обряды старины глубокой
Нам позабыть никак нельзя.
Ведь забывая про истоки,
Построить жизнь свою нельзя.
2 ведущий: До сих пор сохранились в Украине сёла, а в России деревни, где бок о бок живут русские и украинские семьи. Они ходят друг другу в гости, общаются, делятся секретами, веселятся, влюбляются и печалятся вместе.
1 ведущий: Как-то на лужайке собрались девчушки песни петь да веночки плести.
Песня о веночке.
Ребёнок: Василиса, какой у тебя красивый веночек получился!
Василиса: Вiночок - не проста краса,
Йому пiдвладнi небеса.
Про це вiдомо у нас зроду,
Вiн - оберiг народу й роду.
В веночке должно быть 12 цветков. Каждый цветок в веночке это символ, считалось, что в них есть какая-то волшебная сила, способная защитить от любой беды.
Девочки:
• У меня вплетён тысячелистник – символ непокорённости;
• А я ромашку вплела – символ красоты, нежности;
• А я василёк – символ силы и здоровья;
• А я барвинок – символ жизни;
• А я бархатцы (чорнобривцi, чтоб в доме покой был;
• У меня мак вплетён – от бессонницы;
• А у меня мальва – символ веры, надежды, любви.
Разноцветные ленточки на веночке тоже являются символами, в зависимости от цвета: желтый-солнце, синий-небо, голубой-вода, коричневый-земля и т. д.
Девочка: Ой, подруженьки, что это мы тут расселись, к Маргарите сегодня сватов засылают. Айда в хату. (Убегают в дом, а две девочки отходят в сторону, шепчутся)
-Ти чула, Рiтку сьогднi сватають?
-А за кого?
-Пiшли, подивимся. (Уходят)
(Приходят сваты с женихом)
-Добрий вечiр тому,
Хто живе в цем дому
Старому, малому,
Ще й Богу Святому.
-Из-за леса, из-за гор,
Мчались мы во весь опор.
Потому ведь как имеем
К вам сурьёзный разговор
.
-Ой, свату, наш свату,
Пусти нас у хату.
Дiло наше аж горить,
Мовби борщ в котлi кипить.
- Есть у нас жених отменный,
Выйдет семьянин примерный.
Башковит не по годам,
Быстрый словно ураган…
-З виду ладний, до роботи жадний.
-Только вот пора ему
Подыскать себе жену.
Нету радости от жизни
Самому в пустом дому.
- Просим вас у вашiй хатi,
Наречену пошукати.
Ведущая: (мама невесты) Не слышали, не видели о ком речь идёт, у нас в доме красавиц много, одна другой краше, все умницы и красавицы. Вот есть лебёдушка.
(Выходит первая девочка)
-Нi! Це не та, по ком душа моя плаче.
-Бачите, не пiдходе нашому королевичу.
-Нi, нi ця не пiдходходе.
-А вот есть ещё голубка сизокрылая.
-Нi, нi ця зразу нашого Iвана п’яницею зробе.
-Нi, нi ця не пiдходходе.
(Отвергнутые невесты рыдают)
-Мама,нас не берут.
-Не рыдайте, и на вас женихов хватит.
(Выходит третья девица)
Жених: Тише, тише вас прошу
Вижу душеньку мою,
О любви скажу ей прямо
Выложу как на духу.
Избранница: (выносит тыкву) Не хочу тебя я слушать!
Будешь нынче тыкву кушать
А я в девках посижу
Да милого подожду.
(Отдаёт жениху тыкву)
Жених опечалившись уходит вместе со сватами.
Мама: Ну а нам, доченьки пора за работу приниматься. А ну, Настенька, достань воды из колодца- обед стряпать будем. (девочка набирает воду и заливает в горшочек, несёт в дом)А вы мои умницы да красавицы за работу принимайтесь, огород не пахан стоит, а скоро уж засевать пора придёт. (инсценировка песни «Ой, за гаем, гаем.»
Мама: Поработали мои умницы, надобно бы руки мыть (обращается к остальным девочкам, трапезничать будем.
(Девочки моют руки.)
Танец «Варенички»
Девочка: Ну вот теперь понятно почему Рита тыкву вынесла, другой казак её сердце покорил, а мы без обеда остались (опечалившись).
1 ведущая: Ни хлебом единым сыт человек. Всегда у славянских народов песня и строить и жить помогала. Даже в самые тяжёлые времена жили голодно, но весело.
Игра на гуслях – цимбалах «Весёлые гуси».
2 ведущая: Ребята, а вы узнали, что за песня прозвучала?
Дети по строчке:
- Эта песня всем знакома,
- Её с детства все поют.
- Как у нашей у бабуси
- Гуси весело живут.
А на каком инструменте девочки исполнили песню? (ответы детей)
Дети: Прекрасных гуслей звук напевный.
Он памяти людской – живой родник!
Его мотив то звонкий, то душевный
Веками наш народ хранит.
Сгорали гусли много раз в огне пожарищ,
Но возрождались вновь и вновь.
И звуки к жизни возвращались
В сердцах народа, пробуждая к ней любовь.
А как вы думаете, эту песню написал композитор или придумал народ? (ответы детей)
1 ведущий: А как вы думаете русский или украинский народ? (ответы детей)
А вы хотите услышать как звучит эта песня на украинском языке? (ответы детей)
У. Н. П. «Весёлые гуси»
- Правда, понятно о чём поётся в песне, речь двух славянских народов очень похожа. А ещё они славятся радушием и гостеприимством. У каждой страны есть свои любимые блюда. Украинских вареников отведать не удалось – казаки всё съели, может быть хоть тульских пряников отведаем.
Танец «Пряники».
1 ведущий: Ох, и вкусных пряников нам девочки напекли. И как раз кстати. Вон сваты идут с новым женихом.
1 сваха: Свататься пришли мы снова, но жених теперь вот новый,
Принимай от нас дары для тебя и всей родни.
Все подарочки со вкусом, так сказать от всей души. (Дарят подарки)
2 ведущая: Гости к вам ещё пришли свои подарки принесли:
(в «волшебную коробочку» гости опускают заранее изготовленные цветы, на которых написаны отзывы о мероприятии)
1. Мы дарим вам от всей души
Наши чудесные цветы.
В них растворились краски звёзд,
И мир любви без мук и слёз.
2. Цветы нам дарят настроенье,
И пробуждают вдохновенье.
Желаем вам любви, добра,
Чтоб жизнь счастливая была.
3. И чтоб на всей большой планете,
Чаще улыбались дети. (Передают подарок)
1 ведущая: Гости все цветы собрали, и для вас их передали.
Сваха: Выбор, знаю, не простой, но решать тебе самой.
(Девочка в знак согласия выносит рушники и ними перевязывают сватов. Сваты или родители обмениваются хлебами на рушника, в знак согласия.)
1 ведущая: Даже без очков видать, ко двору пришёлся зять,
А такому самовару, чашка быть должна под стать.
Ай, невеста, хороша! И румяна и бела,
Выступает словно пава, одним словом – лепота!
2 ведущая: Только там бывает лад, да богат плодами сад,
Где помочь друг дружке каждый бесконечно будет рад.
1 ведущая: После удачного сватания в Украине и в России, сваты обменивались хлебами с рушниками, крестились на образа и договаривались о дне смотрин, помолвки, где договаривались о дате свадьбы и решали имущественные договоренности, т. е. приданное невесты, возможность жениха не только оплатить свадьбу, но и обеспечить безбедное существование будущей семьи.
2 ведущая: Сегодня мы с вами немножко познакомились с культурой и обычаями украинского народа. Как оказалось, мы очень близки и похожи.
Ребёнок: Друг мой незнакомый, помни об одном:
Нет другого дома, шар земной – наш дом!
Дом, где есть соседи, недруг или друг,
Дом крыльцом на север, окнами на юг…
На одной планете мы с тобой живём.
Мы планеты дети,
Шар земной наш дом!
Песня – танец «Две сестры под небом синим».
Мы так близки и похожи пышным цветеньем садов
Шумом берёзок, спелою рожью и ароматом хлебов
Солнце сияет над нами, греет нам души, сердца,
Смело друг другу мы руку протянем
Дружбе двух стран нет конца.
Припев: Украина и Россия – две сестры под небом синим
Две сестры по духу сильных – никому не разлучить.
Украинцы, россияне – с нами Бог и вера снами,
Память не сотрём с годами – значит будем жить.
После танца
1 ведущая: Ребята, а вы знаете, что наши гости очень внимательно смотрели и слушали ваше выступление, и в эту волшебную коробочку положили свои отзывы, вы хотите узнать мнение гостей? (ответы детей)
Происходит «чудо»
(Из коробочки вместо отзывов падают конфеты)