Наталия Гузеева
Духовное и патриотическое воспитание дошкольников. Условия и возможности
▼ Скачать + Заказать документы
Гузеева Наталия Викторовна
«Детский сад №5 «Колосок»
Г. Новоузенска
Духовное и патриотическое воспитание дошкольников :
Условия. Возможности.
В настоящее время отечественная педагогика развивается в трёх направлениях. Одно из направлений предлагает обращение к духовно – нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это направление видится нам более перспективным, т. к. связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.
Публикация «Духовное и патриотическое воспитание дошкольников, Условия и возможности» размещена в разделах
Основная цель направления – воспитывать ребёнка мыслящим, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.
Нравственность и христианство при общем сходстве у каждого народа имеют свои различия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти духовно – нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Русское – семейное, общественное и государственное устройства сложились под влиянием православной культуры. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск духовного возрождения России, особенно актуально, т. к. общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно – нравственные компоненты в содержании образования.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовному развитию и воспитанию детей.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошёл против высших ценностей, и с теми. Кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно – нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Духовное упражнение ума, чувства и сердца ребёнка являются основным средством духовного воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям.
Действенным источником духовного воспитания являются памятники архитектуры, литературы, произведения музыки и живописи. Поэтому в своей работе наши педагоги формируют чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций, т. к. чтобы считать себя сыном или дочерью России, надо понять духовную жизнь русского народа, принять историю и культуру Родины, как свои собственные.
По воспитанию данных качеств в детях большое подспорье оказывает методическая литература: С. А. Козловой «Мой мир», О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; «Знакомство детей с русским народным творчеством» М. Д, Маханёвой, «Красна изба» М. В. Тихоновой.
С детьми проводятся различные мероприятия и беседы на темы: «Край, в котором ты живёшь», «Дерево добра», «Новоузенск – город земли и хлеба», «Большая и малая Родина» и др. На которых знакомим детей с родным городом и Россией. Задача, стоящая перед педагогами – воспитать чувство любви к своему городу, стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, людям прославившим Россию, гордость за историческое прошлое г. Новоузенска. С этой же целью проводим экскурсии и целевые прогулки за пределы ДОУ, по городу, его улицам и площадям, в музей краеведения, в храм, библиотеку и другие места.
Рассматриваем с детьми альбомы, картины, читаем художественную литературу на данную тему, организовываем конкурс чтецов о городе, на котором дети читают произведения местных авторов. Проводим сюжетно – ролевые игры, обучаем детей народным подвижным играм и фольклору.
9 мая ежегодно участвуем в праздновании дня Победы в ВОВ. Дети посещают мемориал «Вечный огонь», возлагают к нему цветы, читают стихи, в детском саду проводятся торжественные утренники. Во всех группах оформлены уголки символики России.
Результаты всей проводимой с детьми работы дают положительный эффект – дети приобщаются к малой Родине душой и сердц