МААМ-картинки

Духовно–нравственное воспитание детей через внедрение регионального компонента в образовательную программу ДОУ

Козлова Любовь Владимировна
Духовно–нравственное воспитание детей через внедрение регионального компонента в образовательную программу ДОУ

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать» - Академик Д. С. Лихачёв. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются духовно-нравстсвственные чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития.

Необходимость развития интересов у детей в области краеведения связана и с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания воспитанников о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к родной природе и земле. Считается, что краеведческий подход в образовании даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, с его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Основные функции ДОУ по реализации регионального компонента: обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через различные виды детской деятельности, включение в систематическую образовательную деятельность. Актуальность включения данного направления в образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их духовно-нравственного воспитания.

Организация образовательной деятельности по краеведению строится с учетом рекомендаций Департамента образования Белгородской области и ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» (Инструктивно-методическое письмо «Организация образовательного процесса в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Белгородской области в 2014-2015 учебном году») «Организация работы по краеведению в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС ДО».

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляется на основе примерной общеобразовательной программы «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, на основе основной образовательной программы ДОУ, наряду с основной программой используются дополнительные образовательные программы: О,А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Задача воспитания интереса и любви к Родине традиционно решалась в нашем детском саду. Но результаты оценки уровня знаний детей и опрос родителей показали необходимость усиления работы в данном направлении и наполнения её новым содержанием. Краеведческие занятия с детьми строятся на концентрическом принципе. При отборе содержания занятий всё обилие краеведческих фактов и явлении, доступных для детей, делится на большие темы, а каждая из них – на понятия, которые могут лечь в основу конкретной темы занятия. Внутри группы содержание занятий строится по календарному принципу с учётом возраста детей.

Краеведческий материал может включаться в образовательный процесс в разных формах, работа с ним осуществляется различными приемами. Краеведческий материал, включаемый в занятие, вызывает в сознании воспитанников связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведет к развитию интереса к образовательному процессу в ДОУ и повышению качества знаний.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально, практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми необходимо проводить различные мероприятия:

• непосредственно образовательная деятельность по познавательно- речевому и художественно- эстетическому развитию (ознакомление с окружающим, социальной действительностью, экологическое воспитание, художественно- продуктивное творчество);

• организаций экскурсий, целевых прогулок, посещение музеев;

• ознакомление с достопримечательностями города, народного промысла

• встречи с интересными людьми, коренными жителями округа;

• проектно- исследовательская деятельность;

• организация сюжетно- ролевых и дидактических игр по ознакомлению с родным краем;

• участие в театрализованной деятельности,

• чтение художественной литературы;

• составление творческих рассказов, сочинение стихов о родном городе.

Исходя из данных анкетирования родителей, можно отметить крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных семей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны духовно-нравственного воспитания детей, в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Именно в детском саду закладываются основы познавательного интереса к изучению края, как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка). Ребенок на доступном для него уровне осознаёт важность и ценность окружающего его микромира; в привычном окружении открывает новые стороны.

Список литературы:

1. Алёшина Н. В. «Ознакомление с окружающим миром и социальной действительностью».

2. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом».

3. Волобуева Н. Г. «О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем», «Педагогика: традиции и инновации», октябрь 2011 г.

4. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.

5. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»

6. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ. - 2008.- №1.- C. 17-23.

7. Михайлова, Е. Нравственно-патриотическое воспитание / Е, Михайлова // Ребенок в детском саду. - 2005.- №5.- C. 38-42.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков. Как мы отмечали Рождество Христово в Гку СРЦН. ФотоотчетДуховно-нравственное воспитание детей и подростков. Как мы отмечали Рождество Христово в Гку СРЦН. Фотоотчет Как мы отметили Рождество Христово в ГКУ СРЦН «Надежда» Цель: приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно–нравственное воспитание детей через внедрение регионального компонента в образовательную программу ДОУ
Опубликовано: 15 октября 2024 в 19:57
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно–нравственное воспитание детей через внедрение регионального компонента в образовательную программу ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Козлова Любовь Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Всемирный день пения

Сегодняшний праздник отмечают все любители пения и артисты, для которых исполнение песен стало профессией. Цель празднования — популяризация пения, как способа достичь понимания, единства и гармонии с...

16 октября. Всемирный день хлеба. Папка-передвижка

День хлеба во всем мире отмечается 16 октября. Этот праздник посвящен самой важной пище на нашей планете — хлеб в том или ином виде присутствует в национальных кухнях почти всех народов.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД