Алена Мудрецова (Майданова)
Досуг во второй младшей группе «Мордовские игры в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»
Цель: формировать у детей интерес к мордовским народным играм, к народному фольклору.
Задачи:
Образовательные:
Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.
Создать условия для свободного самовыражения детей в играх, поощрять проявление инициативы в игровых ситуациях.
Развивающие:
Темочки:
- Игры для детей
- Мордовия
- Мордовские народные игры
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Развивать интерес детей к мордовским народным играм, желание использовать их в самостоятельной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к мордовским народным играм, к традициям
и обычаям мордовского народа.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие»
Развивать представления детей о традициях, играх и фольклоре мордовс -кого народа.
ОО «Речевое развитие»
Развивать умение объяснять другим участникам правила игры в доступной для понимания форме, побуждать детей делиться своими впечатлениями после игр.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Приобщать детей к прослушиванию народных песен, разнообразить музыкальную и художественно-игровую деятельность.
ОО «Физическое развитие»
Совершенствовать такие физические качества, как: координация движений, ловкость, ритмичность.
Участники: дети 2-ой младшей группы, воспитатель.
Предварительная работа: прослушивание музыкальных композиций на мордовском языке, совместное изготовление детей и воспитателя атрибутов для игр, разучивание новых и повторение ранее изученных мордовских игр.
Оборудование: магнитофон, атрибуты для игр.
Ход досуга:
Звучит мордовская мелодия, в группу входит воспитатель с куклой Алдуней в руках.
Воспитатель: Шумбратадо, эйкакшт!
Дети: Шумбратадо!
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла к вам не одной, а с красавицей
Мордовочкой Алдуней! Издревле мордва любили играть в различные игры, вот и Алдуня пришла к нам не просто так, она хочет с вами поиграть. Будем играть?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте сядем поудобнее и приготовимся слушать правила первой игры, в которую хочет с нами поиграть Алдуня.
«В зайчиков»
«Нумолняса» (мокша)
«Нумолкинесэ» (эрзя)
Правила игры : Один игрок становится «собачкой», остальные. - «зайчиками». «Собачка» отходит в сторону за условленную черту, а «зайчики» разбегаются по всей площадке. «Собачка» начинает ловить «зайчиков», а они при её приближении садятся на корточки. Пока «зайчики» сидят, их ловить нельзя. Как только они начинают бегать «собачка» устремляется за ними. Кого «собачка» поймает, тот тоже начинает ловить «зайчиков». Когда все «зайцы» будут пойманы игра начнётся сначала.
Чтобы дети не путали «собачек» и «зайцев», нужно ребёнку, кто стал «собачкой» снять маску зайчика.
Воспитатель: Давайте рассчитаемся и узнаем, кто же будет у нас собачкой.
(Воспитатель проговаривает считалку, дети по возможности повторяют за ним)
Вейке, кавто, колмо, ниле, Один, два, три, четыре.
Мон сэвинь саразонь пиле. Я съел куриное ухо.
Кавто, колмо, ниле, ветесь, Два, три, четыре, пять,
Кинень понги псакань пекесь? Кому достанется кошкин живот?
Нармонць ярхцай сурода, Птичка клюет зерно,
Мон кундайне пулода, Я поймал ее за хвост.
Нармонць ярхцай чакшста, Птичка клюет из горшка,
Мон кундайне пакшта. Я поймал ее за горло.
Дети выбирают «собачку» и проводится игра.
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! Алдуня предлагает нам поиграть в еще одну игру.
«В круги»
«Кругса» (мокша)
«Кругсо» (эрзя)
Правила игры : Игра «В круги» напоминает игру «В слепую старуху». Дети берутся за руки, обра-зуют круг, ходят и приговаривают.
Отгадай, чей голосок,
Становися во кружок,
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать торопись.
Эти слова адресуются стоящему в центре круга игроку с плотно завязанными глазами. Когда дети кончат приговаривать, они перестают ходить, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по головному убору, длине волос и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается.
После каждого узнавания игрока, дети снова становятся в круг, игра начинается сначала.
Воспитатель: Как весело вы играли! Давайте немного отдохнем и послушаем мордовскую песенку «чикор, чикор, сязьгата…» (сорока, сорока)
Дети садятся на стульчики, слушают композицию.
Воспитатель: Ребята, давайте продолжим наш праздник с игрой «В ворона».
Действующие лица: Ворон. Клушка. Цыплята.
Клушка гуляет со своими Цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит Ворон.
Ворон: Клушка, а клушка, дай тейне лефксцень! (Клушка, а клушка, дай мне цыпленка)
Клушка: Аф максса, варси, аф максса! (Не дам, ворон, не дам)
Ворон: Мон тонь шабатнень саласайне! (Я всех твоих деток украду)
И начинает цыплят по одному вылавливать.
Клушка (защищая цыплят). Варк! Варк!
Ворон (ловя цыплят). Пивь! Пивь!
Когда все цыплята будут выловлены, игра заканчивается.
Воспитатель: Дети, это была последняя игра на сегодня. Вам понравилось играть с Алдуней?
Дети: Да, очень!
Воспитатель: Вот сколько много интересных и веселых игр знает
мордовский народ, но это далеко не все игры. Будем еще приглашать Алдуню?
Дети: Да, конечно!
Алдуня: Дети, мне очень понравился наш праздник! Вы все большие молодцы! Я обязательно приду к вам еще и принесу новые игры!
Воспитатель вместе с детьми: Вастомазонок, Алдуня!
Алдуня: Вастомазонок, эйкакшт!
Играет мордовская мелодия, воспитатель выносит куклу из группы.
Список литературы
1. Бурляева, О. В. Мы в Мордовии живем / О. В. Бурляева, Л. П. Карпушкина // Метод. Пособие для пед. дошк. образ. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. – 272с.
2. Брыжинский, А. И. Лисьмаприне: Вишкинетнень туртов хрестоматия / А. И. Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. – 205с.
3. Киркина, Е. Н. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок») : учеб. пособие для дошк. образоват. учреждений РМ / Е. Н. Киркина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – 346с.
4. Исайкина, А. И. «Программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским языкам в дошкольных образовательных учреждениях» / А. И. Исайкина. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1996. – 207с.