Татьяна Горбунова
Досуг в старшей логопедической группе «Входим в Тишину»
Досуг в старшей логопедической группе «Входим в Тишину»
Дети входят тихонько парами в зал и шепотом ритмично декламируют слова:
Тихо, тихо, тихо, тихо Мы идем на праздник в зал И не слышно даже слова, Чтобы кто-нибудь сказал. Наша группа в коридоре Совершенно не слышна, Потому что мы решили: Будет всюду ТИШИНА!
(Стихи нужно выучить с детьми заранее и попробовать двигаться ритмично со словами, мягко шагая на цыпочках.)
Публикация «Досуг в старшей логопедической группе „Входим в Тишину“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитатель манит детей пальцем к себе и предллагает сесть на стулья в круг, заранее приготовленный. Общается только пантомимой, напоминая, что должно быть тихо. Когда все рассядутся, выдержать паузу, чтобы установилась полная тишина, покой и внимание. В этот момент кто-то заглядывает в дверь и удивляется, увидев детей: «Ой, а я думала здесь никого нет!» «Нарушитель» тихонько удаляется.
Воспитатель рассказывает сказку. «Милая тишина» (Реетта Ниемеля)
«Давайте послушаем тишину», - шепчут кроты перед тем как заснуть. Тишина может о многом рассказать. Если тишина где-нибудь спрячется, то найти ее очень сложно. Повсюду звуки, они никак не хотят замолчать. Особенно маленькие звуки: сопят, пыхтят, стучат, шипят, жужжат, визжат, перешептываются, постукивают, свистят, хрустят, скрипят, шумят, ворчат, брюзжат, шлепают, и грохочут… В трубе, на крыше, в гриве у пони, внутри контрабаса, в улыбке ручья, в листве деревьев и в теплых подземных переходах. Тишина прячется в своей норке и сидит там тихо-тихо. Милая тишина. Где-то совсем рядом. Под самым носом. Какая она, тишина? Сколько у нее ног? Сколько ей лет? Длинные ли у не уши? Выращивает ли она редиску? Любит ли она собирать грибы? Ходит ли она в библиотеку? Нравятся ли ей стих? Попробует ли она вырастить розы из ягод шиповника? Есть ли у нее бабушка? Пьет ли она воду из луж? Замечает ли следы крота на снегу? Дети отвечают на эти фантастические вопросы.
Воспитатель предлагает послушать тишину и ответить, какие звуки они услышали. После ответов детей задача усложняется. Дети должны закрыть глаза и уши и попробовать услышать биение своего сердца.
А может ли быть абсолютная тишина? (Нет)
А какое время суток самое тихое? (Ночь и раннее утро). Скажите, а какое время года можно назвать самым тихим? (Зима)
Воспитатель включает песню «В доме моем тишина»сл. И муз. Т. Боровик. Дети подпевают и озвучивают всех ее необычных героев.
Воспитатель ставит Игра «Позови друга». рядом с собой лишний стул и, ничего не объясняя, позвать кого-нибудь из ребят сесть рядом. Дальше каждый ребенок, возле которого справа освободился стул, может позвать пантомимически любого другого к себе. Эта игра развивает способность понимать друг друга без слов.
Воспитатель читает стихотворение:
Тихо, тихо, тихо, тихо Мы по комнате пройдем, На диване тихо-тихо Мы усядемся вдвоем. Посидим с тобою тихо, Может, час, а может, два. Говорить мы будем тихо Очень тихие слова. За окошком тихо-тихо Клен о чем-то шелестит. Всюду тихо, очень тихо, Потому что мама спит. (В. Орлов)
Ребята, так когда же нужно вести себя тихо? (Ответы детей)
Предложить детям поставить стулья обратно к стене так тихо, чтобы «не разбудить маму».
Без слов позвать детей к себе. Рассказать, что в музыке бывает тишина, которая называется «пауза» - это когда музыка не звучит. Пауза может быть в танце, когда он неожиданно останавливается.
Воспитатель предлагает поиграть в игру: после свободного движения под музыку замереть, когда наступит тишина.
Жестом предложить повторять движения за воспитателем в текст стихотворения.
Утром проснулся ветерок и пошевелил травинку:
сделать едва заметное колебание пальцами (очень тихо)
Травинка задела соседние – и вот уже по лесу полетел легкий шорох: пошевелить пальцами более заметно (тихо).
Ветерок поднялся выше – и вот уже задышали кусты:
медленно поднять кисть правой руки и опустить в ритме дыхания (маленькое крещендо и диминуэндо)
Ветерку надоело сидеть внизу, и он сразу залетел на самые верхушки деревьев, устроив там настоящую бурю:
резко развести руки на большое расстояние вертикально и сделать энергичное тремоло кистями (очень громко).
Но вдруг он снова решил пошутить, спрятался на земле под листиком и затих:
резко сомкнуть ладони без движения (тишина, конец, пауза).
Потом ветерок решил забраться наверх постепенно, как по лесенке, но добравшись до середины, упал: постепенное крещендо руками, разводя их, и полная тишина.
Явление Тишины. (Логопед в костюме Тишины» Появляется в полной тишине в конце игры.
•
Кто это? Тишина улыбается, жестами рассказывает, кто она, где живет. Когда дети догадаются, предлагает им поиграть.
Танец Тишины. Дети становятся в круг и повторяют движения, которые показывает им Тишина, по принципу «показ-повтор», т. е. как «эхо». Игра проводится в полной тишине. Задаваемые движения должны быть очень простыми, чтобы их мог выполнить любой ребенок, но показаны красиво.
Тишина прощается и уходит.
Предложить детям поиграть в игру «Колокольчик»
Педагог выставляет колокольчики и предлагает каждому ребенку по очереди взять колокольчик, поставить его на то место в группе, на которое ребенок захочет, но так, чтобы колокольчик не зазвонил.
В конце развлечения воспитатель подводит итог и говорит, что хорошо слышать разные звуки, а не только все время находиться в тишине. Послушайте об этом стихотворение.
Звуки Жизнь была бы скучной,
Если б жизнь была беззвучной…
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на Луну,
Рев слонов и мух жужжанье,
Топот, свист, мычанье, ржанье…
Вечером в доме у нас ТИ-ШИ-НА,
Но и она почему-то слышна. (А. Усачев)
Воспитатель включает веселую музыку, чтобы дети могли свободно и весело потанцевать.