Елена Канарева
Досуг с тканью «Шифоновая радуга»
«Применение инновационной технологии «textile-fun» («Досуг с тканью») в игровой и творческой деятельности детей раннего возраста»
С 2020г. наш детский сад является участником инновационной площадки по организации качественного образования детей младенческого и раннего возраста на основе программно - методического комплекса «Теремок».
В настоящее время жизнь современных детей предельно насыщена и требует от них не только физических затрат, но и серьезных психологических и умственных усилий. Родители дошкольников в виде основной задачи детского сада рассматривают только образовательную парадигму: дать детям больше знаний, научить их писать, считать, читать. Педагоги же в качестве основных приоритетов рассматривают личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, забота о его психическом здоровье. Поэтому, становится очень актуальным вопрос о поиске новых, эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников, способных помочь детям научится творить, фантазировать и при этом стать инициативными, самостоятельными, умеющими адаптироваться в окружающем социуме.
Публикация «Досуг с тканью „Шифоновая радуга“» размещена в разделах
Поиск инновационных, эффективных средств развития детей младенческого и раннего возраста, снижения эмоциональной тревожности способствовал внедрению в образовательную деятельность инновационной авторской арт-методики «textile-fun» - «Досуг с тканью». Данная технология разработана Е. Д. Файзуллаевой и Т. Д. Фицнер основана на многоаспектном использовании такого сенсорного материала как ткань, который может использоваться в игровой деятельности, в изобразительном творчестве, на психолого-коррекционных и развивающих занятиях.
Данная технология позволяет решать целый ряд педагогических задач, и самое главное, позволяет в доступной игровой форме создать основу для дальнейшего речевого, познавательного и творческого развития детей, а также позволяет в период адаптации к детскому саду, режимным моментам социализировать детей, развивать их адаптивные возможности, помогает ребенку легче пережить ситуацию отрыва от родителей.
Решая поставленные задачи, технология позволяет педагогу:
- ненавязчиво организовать процесс обучения, ускорить процесс адаптации ребенка к детскому саду; включить ребёнка в игровое взаимодействие; организовать пространство игрового взаимодействия; переключить ребёнка с одного вида деятельности на другой; обучить приёмам складывания, скручивания, связывания лоскутов, что будет служит базой для создания картин из ткани, развивает логическое мышление, воображение.
-развить познавательные процессы и приемы познавательной деятельности (сравнивать, знакомство с цветами, формой, размером, количеством, ориентация в пространстве, на холсте).
Авторами технологии предлагается несколько вариантов текстильных материалов, но на данном этапе развития мы решили использовать шифоновые платки и лоскуты. Наш выбор обусловлен прежде всего тем, что этот материал мягкий и пластичный, пригодный для любой детской деятельности, обладающий такими характеристиками, как полифунциональность, открытость, комфортность. Открытость и безопасность делают конструктор доступным в работе с детьми раннего возраста. Мобильность и полифункциональность позволяют реализовывать принцип интеграции, личностного ориентирования и использовать его в разных направлениях развития детей раннего возраста. Важно, что для занятий с использованием данной методики не требуется специальная подготовка. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога.
Тканевый конструктор включает в себя:
– полотно-основа, молочного цвета плотная ткань;
– наборы лоскутов из 4-8 цветов разных размеров;
– несколько полотен для совместного рисования больших картин размером 300х300см (250х250см).
Храниться набор в корзине или коробе в доступном для детей месте. Лоскутки эстетичны, аккуратно обработаны.
Работа с тканевым конструктором в группе раннего возраста мы условно поделили на этапы. Первый этап направлен на адаптацию детей к условиям ДОУ, социализации с использованием традиционных фольклорных материнских игр и текстильных материалов. Решается главная задача: снижается порог эмоционального дискомфорта. На первых этапах работы мы используем прозрачные ткани, на последующих – матовые шелковистые. Цвет ткани выбираем преимущественно ярких оттенков, нежелательно использовать ткани черных цветов и материалов тяжелых по фактуре.
Например, если ребёнок плачет, расстроен, его помогут переключить игры с платочками («Ку-ку», «Бегемот- проглот» и т. д.»). Речевое сопровождение педагога позволяет ребёнку увлечься происходящим. Появление новых образов в игре, рисунке, рассказывание историй или пропевание песенки поможет стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка.
Второй этап направлен на обеспечение сенсорного развития детей с использованием текстильного материала. Этот этап позволяет педагогу создавать условия для обогащения сенсорных впечатлений; создавать игровые ситуации успеха и общения. Для решения образовательных задач тканевые средства могут использоваться разнообразно: например, предлагается сминать, складывать, сворачивать, накрывать-открывать, разворачивать-заворачивать, пользоваться прищепками, формировать простые игровые действия: стирать, отжимать платочек, сушить, гладить, укрывать куклу. На этом этапе педагог применяет Игровые ситуации для общения: «К уголочку- уголок», «Мы стираем», «Где спрятался зайчик?», «Развяжи платочек-найди клубочек», «Гнездышки для цыплят», «Спят усталые игрушки», «Чтоб платок белее был- тру я не жалея сил», «Укладываем куклу спать» «Коврик», «Найди пару», «Сложи дорожку» и т. д.
Третий этап создает предпосылки для развития творческого воображения, творческих способностей с использованием альтернативного рисования.
Использование тканевого конструктора в творческой деятельности с детьми раннего возраста напоминают краску, мазки кисти, это как работа с гуашью или акварелью, а также происходит исследование детьми свойств ткани.
Возможности конструктора достаточно широки- создание картин возможно интегрировать с использованием арт-техник: «Рисование кляксами»; «полосками»; «кругами»; «спиральками»; «треугольниками»; «квадратами».
Арт-техника «Рисование кляксами» напоминает рисование краской -приемом «рука в руке» поднимается лоскут над полотном-основой, затем лоскут отпускается («клякса прыгнула»). В итоге получается цветная картина из объемных мягких цветных «пятен».
Арт-техника «Рисование полосками» Берется один лоскут и приемом «рука в руке» сворачивают полоску и размещают ее рядом с предыдущей. Таким образом, они заполняют все полотно. Картина выравнивается со всех сторон. Затем «художники» обходят ее и рассматривают, и расстилают его на полу, затем начинает его последовательно сворачивать «в трубочку». Получается цветная полоска.
Арт-техника «Рисование квадратами» Состоит в наложении квадратных или прямоугольных лоскутов ткани на полотно-основу и/или друг на друга.
В процессе работы на любом этапе дети делают выбор. Они выбирают полотна по цвету, величине; выбирают места расположения полотен.
Тканевый конструктор может быть использован как элемент игры в сценарии дня и как самостоятельное занятие. Использование сеансов с тканью во второй половине дня рассматривается как антистрессовые и психоэмоциональные, разгрузочные сеансы.
Для организации педагога игровой деятельности с использованием тканевого конструктора с детьми раннего возраста используются: пальчиковые игры, пляска с тканевыми платочками под музыку, изобразительная деятельность, коллективная работа, организованная образовательная деятельность. Ткани могут быть использованы детьми в свободной манипулятивной и игровой деятельности.
На развивающих групповых занятиях используются ткань больших размеров до 3м. Полотна ткани в зависимости от желания и фантазии детей и педагогов могут превращаться в море, реку, небо, полянку, в цветы и деревья, бабочек, морских обитателей. На зеленом полотне дети могут выложить цветочки, на голубом- кораблики, или жителей подводного мира. Большие тканевые полотна хорошо использовать для развития социальных и коммуникативных умений детей. Держась за одно общее полотно, дети объединяются. Выполняя одновременно одинаковые движения, они «настраиваются» друг на друга, синхронизируют свои действия, что развивает чувствительность к другому.
Тканевые средства используется при моделировании предметно-пространственной среды группы. Сенсорные качества полотна создают ощущение безопасности. В период адаптации полотняные навесы дают ребенку возможность уединиться, а прозрачность полотна позволяет ощущать присутствие других.
Тканевый конструктор размещается в группе и используется как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми в соответствии с решаемыми образовательными задачами, а также оставляются в доступном для детей месте для самостоятельного использования в игровой деятельности.
При приглашении детей к совместной деятельности с тканью возможен отказ ребенка от данного вида деятельности. Мы считаем эти затруднения не критичными. При отказе ребенка от деятельности, его не заставляем делать, а просто оставляем в поле зрения данного ребенка набор с полотнами, который может привлечь его позже. В этом случае присоединяемся к ребенку и переводим его стихийную деятельность в управляемую.
Работа с тканью доставляет удовольствие не только детям, но и взрослым. Важной особенностью тесного контакта с родителями является повышение педагогической грамотности родителей. На родительских собраниях мы знакомим родителей с данной технологией, демонстрируем варианты игровых ситуаций с детьми, Мастер – классы для родителей, консультирование, памятки и шпаргалки открывают секреты новых привлекательных граней работы с тканью, оригинальных авторских идей по использованию ткани.
Мы открыли для себя данную инновационную форму работы с детьми, которая, кроме того, что оказалась очень интересной и вызвала много положительных эмоциональных реакций со стороны детей, но оказалась еще и чрезвычайно эффективной.
Мы можем с уверенностью сказать, что игры с тканями помогают детям снять эмоциональное напряжение, вызывают чувство радости, педагог же в свою очередь, получает позитивную энергию! Применение данной технологии позволяет принести в образовательную деятельность с дошкольниками не только новые впечатления и возможность проявить творчество детям и взрослым.
Главное — получать удовольствие от самого процесса!
Таким образом, тканевый конструктор «Шифоновая радуга» – универсальное многофункциональное пособие, которое может быть использовано как в подгрупповой, так и индивидуальной работе, быть частью основной образовательной деятельности или предлагаться детям в качестве материала для самостоятельного творчества (под присмотром взрослого из соображений безопасности). Все это позволяет отметить его содействие всестороннему развитию дошкольников, что полностью отвечает требованиям ФГОС.