Лучший педагог года

Досуг с тканью «Шифоновая радуга»

Елена Канарева
Досуг с тканью «Шифоновая радуга»

«Применение инновационной технологии «textile-fun» («Досуг с тканью») в игровой и творческой деятельности детей раннего возраста»

С 2020г. наш детский сад является участником инновационной площадки по организации качественного образования детей младенческого и раннего возраста на основе программно - методического комплекса «Теремок».

В настоящее время жизнь современных детей предельно насыщена и требует от них не только физических затрат, но и серьезных психологических и умственных усилий. Родители дошкольников в виде основной задачи детского сада рассматривают только образовательную парадигму: дать детям больше знаний, научить их писать, считать, читать. Педагоги же в качестве основных приоритетов рассматривают личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, забота о его психическом здоровье. Поэтому, становится очень актуальным вопрос о поиске новых, эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников, способных помочь детям научится творить, фантазировать и при этом стать инициативными, самостоятельными, умеющими адаптироваться в окружающем социуме.

Публикация «Досуг с тканью „Шифоновая радуга“» размещена в разделах

Поиск инновационных, эффективных средств развития детей младенческого и раннего возраста, снижения эмоциональной тревожности способствовал внедрению в образовательную деятельность инновационной авторской арт-методики «textile-fun» - «Досуг с тканью». Данная технология разработана Е. Д. Файзуллаевой и Т. Д. Фицнер основана на многоаспектном использовании такого сенсорного материала как ткань, который может использоваться в игровой деятельности, в изобразительном творчестве, на психолого-коррекционных и развивающих занятиях.

Данная технология позволяет решать целый ряд педагогических задач, и самое главное, позволяет в доступной игровой форме создать основу для дальнейшего речевого, познавательного и творческого развития детей, а также позволяет в период адаптации к детскому саду, режимным моментам социализировать детей, развивать их адаптивные возможности, помогает ребенку легче пережить ситуацию отрыва от родителей.

Решая поставленные задачи, технология позволяет педагогу:

- ненавязчиво организовать процесс обучения, ускорить процесс адаптации ребенка к детскому саду; включить ребёнка в игровое взаимодействие; организовать пространство игрового взаимодействия; переключить ребёнка с одного вида деятельности на другой; обучить приёмам складывания, скручивания, связывания лоскутов, что будет служит базой для создания картин из ткани, развивает логическое мышление, воображение.

-развить познавательные процессы и приемы познавательной деятельности (сравнивать, знакомство с цветами, формой, размером, количеством, ориентация в пространстве, на холсте).

Авторами технологии предлагается несколько вариантов текстильных материалов, но на данном этапе развития мы решили использовать шифоновые платки и лоскуты. Наш выбор обусловлен прежде всего тем, что этот материал мягкий и пластичный, пригодный для любой детской деятельности, обладающий такими характеристиками, как полифунциональность, открытость, комфортность. Открытость и безопасность делают конструктор доступным в работе с детьми раннего возраста. Мобильность и полифункциональность позволяют реализовывать принцип интеграции, личностного ориентирования и использовать его в разных направлениях развития детей раннего возраста. Важно, что для занятий с использованием данной методики не требуется специальная подготовка. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога.

Тканевый конструктор включает в себя:

– полотно-основа, молочного цвета плотная ткань;

– наборы лоскутов из 4-8 цветов разных размеров;

– несколько полотен для совместного рисования больших картин размером 300х300см (250х250см).

Храниться набор в корзине или коробе в доступном для детей месте. Лоскутки эстетичны, аккуратно обработаны.

Работа с тканевым конструктором в группе раннего возраста мы условно поделили на этапы. Первый этап направлен на адаптацию детей к условиям ДОУ, социализации с использованием традиционных фольклорных материнских игр и текстильных материалов. Решается главная задача: снижается порог эмоционального дискомфорта. На первых этапах работы мы используем прозрачные ткани, на последующих – матовые шелковистые. Цвет ткани выбираем преимущественно ярких оттенков, нежелательно использовать ткани черных цветов и материалов тяжелых по фактуре.

Например, если ребёнок плачет, расстроен, его помогут переключить игры с платочками («Ку-ку», «Бегемот- проглот» и т. д.»). Речевое сопровождение педагога позволяет ребёнку увлечься происходящим. Появление новых образов в игре, рисунке, рассказывание историй или пропевание песенки поможет стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка.

Второй этап направлен на обеспечение сенсорного развития детей с использованием текстильного материала. Этот этап позволяет педагогу создавать условия для обогащения сенсорных впечатлений; создавать игровые ситуации успеха и общения. Для решения образовательных задач тканевые средства могут использоваться разнообразно: например, предлагается сминать, складывать, сворачивать, накрывать-открывать, разворачивать-заворачивать, пользоваться прищепками, формировать простые игровые действия: стирать, отжимать платочек, сушить, гладить, укрывать куклу. На этом этапе педагог применяет Игровые ситуации для общения: «К уголочку- уголок», «Мы стираем», «Где спрятался зайчик?», «Развяжи платочек-найди клубочек», «Гнездышки для цыплят», «Спят усталые игрушки», «Чтоб платок белее был- тру я не жалея сил», «Укладываем куклу спать» «Коврик», «Найди пару», «Сложи дорожку» и т. д.

Третий этап создает предпосылки для развития творческого воображения, творческих способностей с использованием альтернативного рисования.

Использование тканевого конструктора в творческой деятельности с детьми раннего возраста напоминают краску, мазки кисти, это как работа с гуашью или акварелью, а также происходит исследование детьми свойств ткани.

Возможности конструктора достаточно широки- создание картин возможно интегрировать с использованием арт-техник: «Рисование кляксами»; «полосками»; «кругами»; «спиральками»; «треугольниками»; «квадратами».

Арт-техника «Рисование кляксами» напоминает рисование краской -приемом «рука в руке» поднимается лоскут над полотном-основой, затем лоскут отпускается («клякса прыгнула»). В итоге получается цветная картина из объемных мягких цветных «пятен».

Арт-техника «Рисование полосками» Берется один лоскут и приемом «рука в руке» сворачивают полоску и размещают ее рядом с предыдущей. Таким образом, они заполняют все полотно. Картина выравнивается со всех сторон. Затем «художники» обходят ее и рассматривают, и расстилают его на полу, затем начинает его последовательно сворачивать «в трубочку». Получается цветная полоска.

Арт-техника «Рисование квадратами» Состоит в наложении квадратных или прямоугольных лоскутов ткани на полотно-основу и/или друг на друга.

В процессе работы на любом этапе дети делают выбор. Они выбирают полотна по цвету, величине; выбирают места расположения полотен.

Тканевый конструктор может быть использован как элемент игры в сценарии дня и как самостоятельное занятие. Использование сеансов с тканью во второй половине дня рассматривается как антистрессовые и психоэмоциональные, разгрузочные сеансы.

Для организации педагога игровой деятельности с использованием тканевого конструктора с детьми раннего возраста используются: пальчиковые игры, пляска с тканевыми платочками под музыку, изобразительная деятельность, коллективная работа, организованная образовательная деятельность. Ткани могут быть использованы детьми в свободной манипулятивной и игровой деятельности.

На развивающих групповых занятиях используются ткань больших размеров до 3м. Полотна ткани в зависимости от желания и фантазии детей и педагогов могут превращаться в море, реку, небо, полянку, в цветы и деревья, бабочек, морских обитателей. На зеленом полотне дети могут выложить цветочки, на голубом- кораблики, или жителей подводного мира. Большие тканевые полотна хорошо использовать для развития социальных и коммуникативных умений детей. Держась за одно общее полотно, дети объединяются. Выполняя одновременно одинаковые движения, они «настраиваются» друг на друга, синхронизируют свои действия, что развивает чувствительность к другому.

Тканевые средства используется при моделировании предметно-пространственной среды группы. Сенсорные качества полотна создают ощущение безопасности. В период адаптации полотняные навесы дают ребенку возможность уединиться, а прозрачность полотна позволяет ощущать присутствие других.

Тканевый конструктор размещается в группе и используется как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми в соответствии с решаемыми образовательными задачами, а также оставляются в доступном для детей месте для самостоятельного использования в игровой деятельности.

При приглашении детей к совместной деятельности с тканью возможен отказ ребенка от данного вида деятельности. Мы считаем эти затруднения не критичными. При отказе ребенка от деятельности, его не заставляем делать, а просто оставляем в поле зрения данного ребенка набор с полотнами, который может привлечь его позже. В этом случае присоединяемся к ребенку и переводим его стихийную деятельность в управляемую.

Работа с тканью доставляет удовольствие не только детям, но и взрослым. Важной особенностью тесного контакта с родителями является повышение педагогической грамотности родителей. На родительских собраниях мы знакомим родителей с данной технологией, демонстрируем варианты игровых ситуаций с детьми, Мастер – классы для родителей, консультирование, памятки и шпаргалки открывают секреты новых привлекательных граней работы с тканью, оригинальных авторских идей по использованию ткани.

Мы открыли для себя данную инновационную форму работы с детьми, которая, кроме того, что оказалась очень интересной и вызвала много положительных эмоциональных реакций со стороны детей, но оказалась еще и чрезвычайно эффективной.

Мы можем с уверенностью сказать, что игры с тканями помогают детям снять эмоциональное напряжение, вызывают чувство радости, педагог же в свою очередь, получает позитивную энергию! Применение данной технологии позволяет принести в образовательную деятельность с дошкольниками не только новые впечатления и возможность проявить творчество детям и взрослым.

Главное — получать удовольствие от самого процесса!

Таким образом, тканевый конструктор «Шифоновая радуга» – универсальное многофункциональное пособие, которое может быть использовано как в подгрупповой, так и индивидуальной работе, быть частью основной образовательной деятельности или предлагаться детям в качестве материала для самостоятельного творчества (под присмотром взрослого из соображений безопасности). Все это позволяет отметить его содействие всестороннему развитию дошкольников, что полностью отвечает требованиям ФГОС.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Радуга»Дидактическая игра «Радуга» Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня представляю вам дидактическую игру иготовленную своими руками.

Аппликация «Радуга»Аппликация «Радуга» Фото отчет по аппликации "РАДУГА" Цель: продолжать формировать умение аккуратно наклеивать фрагменты аппликации, закреплять умение узнавать.

Инновационная арт-методика «Альтернативное рисование тканью с использованием конструктора «Шифоновая радуга»Инновационная арт-методика «Альтернативное рисование тканью с использованием конструктора «Шифоновая радуга» Ранний возраст – это период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Характерной психологической чертой.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Опыты с тканью» Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности Задачи: • Познакомить детей с некоторыми.

Консультация «Работа с тканью в детском саду»Консультация «Работа с тканью в детском саду» Консультация. «Шить или не шить? - вот в чем вопрос» Вовремя беседы с учителем начальных классов моих бывших выпускников было отмечено,.

Лэпбук «Радуга цвета»Лэпбук «Радуга цвета» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию лэпбук "Радуга цвета". В мастер -класс я показывала как сделать обложку для.

Осенний пейзаж (аппликация тканью)Осенний пейзаж (аппликация тканью) Несмотря на то, что осень у нас уже утратила все свои яркие краски, воспоминания еще свежи. И вы, уважаемые коллеги, уже много рассказали.

Прикладное творчество: работа с тканьюПрикладное творчество: работа с тканью уважаемые коллеги! Недавно, в очередной раз перечитывая образовательную программу "От рождения до школы" наткнулась на заголовок "Прикладное.

Радуга творчестваРадуга творчества Заканчивается учебный год во всех образовательных учреждениях. Все подустали и ждут долгожданного отпуска. Конец года - это всевозможные.

Экспериментальная деятельность «Фокус с тканью»Экспериментальная деятельность «Фокус с тканью» Цель: узнать о свойствах воды и воздуха. Как можно сохранить ткань сухой в воде. Оборудование: миска с водой, стакан, ткань. Ход опыта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Досуг с тканью «Шифоновая радуга»
Опубликовано: 30 ноября 2022 в 06:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД