Елена Халангот
Досуг для детей и родителей средней группы «Встреча весны «Сороки».
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Ознакомление с окружающим. Совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей через ознакомление с народными традициями, праздниками, культурой и творчеством. Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества, декоративно-прикладного искусства. Развивать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Знакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками, обычаями. Продолжать знакомить детей с птицами (название, внешний вид, особенности и т. д.).
Публикация «Досуг для детей и родителей средней группы „Встреча весны „Сороки“,» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Сорока, птица
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Сценарии с участием родителей.Совместные с родителями развлечения
- Темочки
Ознакомление с художественной литературой. Поддерживать и развивать у детей интерес к устному народному творчеству – малым фольклорным формам, сказкам. Заучивание пословиц и поговорок, закличек, отгадывание загадок, рассказывание сказок, заучивание стихотворений о птицах.
Развитие речи. Учить детей пересказывать небольшие литературные тексты, продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, правильно (по форме и содержанию) отвечать на вопросы.
Изобразительная деятельность. Воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, закреплять умения и навыки лепки.
Физическая культура. Поддерживать у детей интерес к русским народным подвижным играм.
Музыкальное обучение. Разучивание музыкальных игр.
Театрализованные игры. Развивать у детей интерес к театральной игровой деятельности. Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам.
ОБЖ. Закрепление культурно-гигиенических навыков.
Коррекционные задачи.
Развитие анализаторов (зрительного, слухового, осязания, совершенствование навыков в ориентировке в пространстве, восприятие пространственных отношений, развитие зрительного внимания детей. Учить детей соотносить зрительный образ со словами, расширение объёма представлений о предметах и явлениях, развитие осязательного восприятия (учить правильному обследованию предметов). Преодоление недостатков координации движения и ритма. Аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание её из элементов. Учить последовательному зрительному восприятию сюжетных картин. Обобщение зрительных представлений у детей (иллюстрации, предметы).
Предварительная работа.
По ознакомлению с окружающим. Знакомство с русским национальным костюмом, календарно-обрядовыми праздниками, экскурсия в «Русскую избу», рассматривание картинок с изображением птиц, наблюдение птиц на улице.
По ознакомлению с художественной литературой. Ознакомление с малыми фольклорными формами, отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, викторина «Узнай сказку по картинке», заучивание стихотворений «Снегири», «Скворец», «Воробей с берёзы…».
По развитию речи. Рассматривание картины «Зимующие птицы» и составление рассказа по картине. Беседа по картине «Грачи прилетели» Саврасова.
По изодеятельности. Рассматривание предметов народного быта, народных игрушек: богородскую, матрёшек, дымковскую, лепка из пластилина «Птичка», аппликация «Птицы у кормушки».
По физической культуре. Разучивание русских народных подвижных игр «Ручеёк», «Дятел», «Бабка-Ёжка».
По музыкальному обучению. Разучивание фольклорного хоровода «Ходит Ваня».
Материал к занятию.
Солёное тесто, дощечки для лепки, поднос для вылепленных изделий, предметы народного быта и игрушки для оформления группы, угощение – обрядовые выпеченные булочки «Жаворонки», печенье, пряники к чаю.
Литература.
Методическая. В. М. Петров, Г. Н. Гришина, Л. Д. Короткова «Весенние праздники, игры и забавы для детей».
О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Сборник русских народных загадок, детского фольклора.
Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей».
А. П. Усова «Русское народное творчество в детском саду».
Художественная. А. Н. Афанасьев «Русские народные сказки».
Т. Шорыгина «Стихи к праздникам» (о птицах).
Досуг проводится в групповой комнате. Группа оформлена предметами народного быта, изделиями русских ремё сел и разделена на две зоны: столы с материалом для лепки и в игровых уголках поставлены скамеечки и стулья для детей и родителей. Игровые уголки превращены в уголки русской избы. Дети одеты в костюмы, стилизованные под русские народные. Досуг проводит воспитатель группы в русском национальном костюме. Она Хозяйка.
Хозяйка встречает детей и родителей, здоровается с ними и рассаживает на скамьи для беседы.
Хозяюшка. Детушки мои дорогие, ладушки мои! Очень хорошо, что пришли вы ко мне праздник гулять, Весну встречать. Ведь сегодня, 22 марта, по народному календарю день прилёта птиц жаворонков. Мы сегодня прилёт птиц ожидаем, Весну-красну встречаем. В книге старинной «Поучение Мономаха детям» написано: «На Сорок мучеников птицы небесные из ирия идут». «Ирий» – это по-древнерусски рай, а «сорок мучеников» - сегодняшний праздник - церковный, православный, народный, обрядовый. В такой день на Руси дети закликали Весну словами : «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!». С этого дня считалось, что новый год, который в Древней Руси начинался в марте, полностью входит в свои права. На Сороки признаки весны уже вполне ощутимы, начинается прилё т птиц: «сорок птиц прилетает».
Хозяюшка: Дети, а вы каких птиц перелётных знаете? Какие птицы весной к нам прилетают?
Дети: Жаворонки, скворцы, грачи, гуси, ласточки, журавли и т. д.
Хозяюшка: Знаете, умницы. Много обрядов существовало на Сороки : и хороводы водили, и песни пели, и загадки весенние разгадывали, и в игры играли. Давайте поиграем в народную игру со словами «Дятел».
Дети играют в рус. нар. игру малой подвижности – ходьба парами в колонне друг за другом и произносят текст игры: Ходит дятел по житнице,
Ищет зёрнышко пшеницы.
Водящий: Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму.
В ходе игры к детям присоединяются родители.
Играем 3 – 4 раза.
Хозяюшка: Понравилось играть? Мы можем и ещё одну очень весёлую народную игру разучить. Это потешка «Козлик» с движениями.
Дети стоят в кругу. В центре – «козлик», выбранный считалкой ребёнок. Дети произносят слова потешки и выполняют соответствующие им движения.
Вышел козлик погулять, - дети поскоками двигаются в центр круга
Свои ножки поразмять.
Козлик ножками стучит - дети останавливаются, а «козлик»
стучит ножками и показывает «рожки»
По козлиному кричит: «козлик» кричит и догоняет детей, те бегут
«Бе- бе- бе!» врассыпную
Хозяюшка: Вот и молодцы! А ещё не только в игры играли, но и сказки рассказывали. Давайте все вместе расскажем и покажем сказку о дружбе «Заюшкина избушка".
Распределяются роли, раздаются игрушки и дети рассказывают сказку.
Хозяюшка: Замечательно у нас получилось! А кто знает пословицы о дружбе?
Дети: Старый друг лучше новых двух.
Друг познаётся в беде.
Хозяюшка: Сегодня с нами наши мамы. Кто знает русские народные пословицы о маме?
Дети: Лучше нету дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Хозяйка: Малы детушки, - что часты звё здочки: и светят и радуют в тёмную ноченьку.
Хозяйка:
- Знают мамы, знают дети, знают взрослый и малыш:
На безногом табурете ни за что не усидишь.
Без колёс не сдвинешь воза, хоть впряги в него коня.
Не спасёшься от мороза, если в печке нет огня.
От иголки мало толка, если без ушка иголка.
Так и руки без труда не годятся никуда.
Сегодня я научу вас печь обрядовое весеннее печенье «Тетерки». Такое печенье пекли к празднику прилёта птиц. Проходите, пожалуйста к столам, садитесь и начинаем.
Хозяйка объясняет, что представляет собой обрядовое печенье «Тетерки» и все вместе (родители и дети) лепят его из солёного теста.
Печенье: вылепливаются три тонкие колбаски, сворачиваются кольцами, каждое немного меньше предыдущего, вкладываются одно в другое. В середине – крест – «солнышко-высоколнышко». Это древнейший символ солнца; выкладываются весёлые завитки «кудерочки», похожие на солнечные лучи и травку. Всё лепится на столе, на дощечке.
Вылепленное печенье можно подсушить в духовке, а можно оставить и так для просушки.
Дети и родители моют руки и вытирают полотенцем.
Хозяйка: Вот печенье испекли, пора и Весну закликать. Давайте-ка вспомним весеннюю закличку!
Дети: Жавороночки,
Перепёлушки,
Птички – ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам!
Хозяйка: А теперь выучим с нашими мамами ещё одну весеннюю закличку:
Весна! Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С радостью, с великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Учат и повторяют каждую закличку по 2 – 3 раза.
В группу входит Весна.
Весна : Здравствуйте, вот я и пришла! Вы меня звали?
Дети: Весна – красна! На чём пришла?
Весна : На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!
Дети: Весна – красна! На чём пришла?
Весна : На жёрдочке на тоненькой,
На досточке на славненькой,
С хлебами обильными,
Со льном высоким!
Я – Весна - красна, вам в подарок принесла:
Листья на дубочек, шёлковый платочек,
Много-много вешних вод и весёлый хоровод.
Становитесь в круг, будем хоровод водить, песни петь.
Вместе с Весной играют в хороводную музыкальную игру «Ходит Ваня». Затем садятся на скамейки.
Весна : А теперь мои загадки отгадайте.
Весна загадывает загадки про птиц: скворца, воробья, грача.
Весна : Спасибо вам, что позвали меня, что испекли замечательное печенье. Вы печенье пекли, птиц приманивали, а птицы на крыльях Весну несут. Вот вам, милые, от меня угощенье.
Весна раздаё т детям выпеченных жаворонков со словами: «Жаворонки прилетели, на головку деткам сели». Дети благодарят Весну.
Хозяйка: А теперь я всех к столу приглашаю, крепким чаем угощаю. Давайте пить чай с печеньем, пряниками, бубликами.