Ольга Панофенова
Дошкольник и игра. Классификация игр
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогике и психологии постоянно делались попытки описать различные виды игр. Однако весьма сложно определить единые основания для классификации, поэтому каждый исследователь предлагает критерии, которые отвечают его концепции.
К. Гросс выделял две группы игр:
• игры обычных инстинктов (сенсорные, подвижные, аффектные)
• игры специальных инстинктов (в охоту, в войну, в ухаживание)
П. Ф. Лесгафт все игры делил на
• имитационные (до 7 лет)
• игры с правилами (школьный возраст)
Публикация «Дошкольник и игра, Классификация игр» размещена в разделах
Идея П. Ф. Лесгафта нашла свое развитие в трудах Н. К. Крупской. Классификация Н. К. Крупской до недавнего времени была в дошкольной
педагогике общепринятой. Она делила игры на
• самостоятельные свободные игры
• игры с правилами
В настоящее время классификация Лесгафта – Крупской стала более разветвленной и сложной, поскольку теория дошкольной педагогики обогатилась новыми исследованиями. Первая группа игр называется творческими.
Все творческие игры можно классифицировать по различным основаниям:
1 - по длительности
• кратковременные
• длительные
2 – по содержанию и тематике
• бытовые
• производственные
• общественные
3 – по связи с другими видами деятельности
• игра – труд
• игра – лепка
• игра – рисование
• игра - занятие
4 – по основному средству реализации игрового замысла
• сюжетно-ролевые
• строительно-конструктивные
• театрализованные
• режиссерские
5 – по организации
• индивидуальные
• игры рядом
• игры совместные
• игры коллективные
Игры с правилами делятся на дидактические игры и подвижные игры.
Дидактические игры можно классифицировать
1 – по содержанию
• по развитию речи
• математические
• музыкальные
• по ознакомлению с природой и т. д.
2 – материалу
• предметные
• настольно-печатные
• словесные
• компьютерные
3 – по форме организации
• игры – путешествия
• игры – диалоги
• игры – поручения
• игры – предположения
Подвижные игры можно классифицировать
1 – с учетом степени физической нагрузки
• игры с большой физической нагрузкой
• игры со средней физической нагрузкой
• игры с малой физической нагрузкой
2 – по наличию сюжета
• сюжетные
• бессюжетные
3 – с учетом двигательной задачи
• с бегом
• с прыжками
• с лазанием и т. д.
В программе «Истоки» С. Л. Новоселова предложила новую классификацию игр. Она выделила три класса игр :
1) игры, возникшие по инициативе самих детей
2) игры, возникшие по инициативе взрослых, которые внедряют их с образовательной и воспитательной целью.
3) игры, определённые исторической инициативой этноса.
1 класс - игры, возникшие по инициативе самих детей
1 подгруппа: самостоятельные игры-экспериментирование.
а) экспериментирование с природными объектами и явлениями.
б) экспериментирование с животными.
в) экспериментирование с игрушками и другими предметами
2 подгруппа: самостоятельные сюжетные игры
а) сюжетно - отобразительные
б) сюжетно – ролевые
в) режиссерские
г) театрализованные
2 класс - игры, возникшие по инициативе взрослых, которые внедряют их с образовательной и воспитательной целью.
1 подгруппа: обучающие игры
а) дидактические
б) сюжетно – дидактические
в) учебные (предметно - дидактические)
г) подвижные
д) игры с правилами
2 подгруппа: досуговые игры
а) интеллектуальные (шахматы, шашки)
б) игры – забавы
в) игры – развлечения (жмурки)
г) празднично-карнавальные игры
д) театрально-постановочные
3 класс - игры, определённые исторической инициативой этноса (традиционные или народные)
а) обрядовые
б) тренинговые
в) досуговые
г) архаические
Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим или досуговым.