Приложение МААМ

Дополнительное образование как фактор модернизации образовательного пространства в условиях введения ФГОС

Ольга Кребель
Дополнительное образование как фактор модернизации образовательного пространства в условиях введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

«Роль педагогов дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ

при реализации модели предшкольной подготовки как фактора модернизации образовательного пространства в условиях введения ФГОС»

Кребель Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования

Центра раннего развития

МОУ ДОД Центра детского творчества

г. Волгодонска

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования с 2011-2012 года из режима эксперимента перешли в режим функционирования.

Публикация «Дополнительное образование как фактор модернизации образовательного пространства в условиях введения ФГОС» размещена в разделах

В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование. Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).

В этой связи существенно возрастает роль и значение системы дополнительного образования детей.

В Центре детского творчества сложилась определенная модель интеграции с общим образованием в рамках ФГОС. Это – организация различных кружков, творческих объединений, освоение профильной образовательной программы; углубление и расширение предметного материала в виде элективных курсов, предпрофильной подготовки и др. Тесное сотрудничество, существующее уже не один год, сложилось между Центром и лицеями, школами и гимназиями города. Данные учебные заведения включены в лицензию Центра детского творчества. Особые отношения связывают нас с интернатами шестого вида, №2 и 14. Педагоги дополнительного образования Центра детского творчества занимаются с воспитанниками вышеназванных учреждений на их базе. По реализации ФГОС со школами мы работаем с 2010-2011 учебного года.

В 2013-2014 учебном году образовательными программами было охвачено около 572 учащихся вышеназванных учреждений. В рамках интеграции реализовывались различные программы, но наибольшее число – это программы художественно-эстетического и социально-педагогического направлений. В реализации образовательных программ средствами дополнительного образования были задействованы 19 педагогов ЦДТ.

На базах общеобразовательных учреждений образовательная деятельность нашего Центра детского творчества представлена по следующим направлениям:

– ИЗО и декоративно-прикладное творчество на базах 7 ОУ;

– фольклорные ансамбли в 2 ОУ;

– прикладная военно-спортивная подготовка в 1 ОУ;

– шахматы в 1 ОУ;

– предпрофильная подготовка в 1 ОУ;

– военно-патриотическое воспитание в 1 ОУ;

Образовательные программы всех этих детских объединений направлены не только на освоение узкоспециальных профилирующих навыков, но и предоставляют богатый опыт социальной деятельности и позитивного межличностного взаимодействия.

Организация внеурочной деятельности на базе учреждения дополнительного образования детей. Эта модель осуществляется по модели полного дня – группы продленного дня. Часть детей, изъявивших желание заниматься, уходят в Центр детского творчества, часть детей занимаются внеурочной деятельностью на базе общеобразовательной школы. В 2013-2014 учебном году в ЦДТ по данной модели мы сотрудничаем со школами и гимназиями. Образовательными программами было охвачено около 150 младших школьников. В реализации данных программ было задействовано 8 педагогов дополнительного образования ЦДТ.

На наш взгляд – организация внеурочной деятельности на базе учреждения дополнительного образования детей одна из наиболее перспективных и педагогически продуктивных форм интеграционных процессов, так как ребенку даются возможности обогащать свой индивидуальный социальный опыт, в том числе и за счет расширения своего коммуникативно-образовательного пространства.

Еще одна модель взаимодействия существует между центром детского творчества и дошкольными образовательными учреждениями в рамках реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Мы сотрудничаем с детскими садами города. Образовательными программами было охвачено 680 воспитанников детских садов. Педагоги дополнительного образования Центра детского творчества занимаются с воспитанниками детских садов по программам ИЗО и декоративно-прикладного творчества, театра.

Немного подробнее я хотела бы остановиться на деятельности Центра раннего развития, который в этом году начинает восьмой учебный год, так как аналогичных проектов на сегодняшний день в учреждениях дополнительного образования нашего города нет. В нем ежегодно занимаются более 100 воспитанников от 4 до 7 лет. Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного развития не только физических и умственных сил ребенка, но и его чувств, нравственно-волевых качеств, эстетического восприятия окружающего мира. От уровня развития этих качеств во многом зависит будущее ребенка. Дошкольная пора – старт развития личности, во многом определяющий жизненный путь человека. Это период начальной социализации ребёнка, приобщение к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром природы и с собственным внутренним миром.

Центр раннего развития работает по образовательной программе предшкольной подготовки, которая является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности, соответствует дошкольному общему уровню образования. В основу образовательной программы положены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Актуальность и востребованность предшкольной программы обусловлена социальным заказом родительской общественности детей дошкольного возраста, так как сегодня далеко не все дошкольные учреждения, в силу социальных и экономических условий, могут обеспечить разностороннюю деятельность детей. Кроме того, ввиду большой загруженности дошкольных образовательных учреждений, не все дети дошкольного возраста могут их посещать.

Комплексная образовательная программа Центра раннего развития актуальна в настоящее время, потому что направлена на всестороннее развитие дошкольников, не посещающих и посещающих дошкольные учреждения, а также на подготовку их к обучению в школе. Основной идеей программы является личностно-ориентированный подход.

Комплексная образовательная программа предусматривает:

Развитие речи;

Обучение грамоте;

Формирование математических представлений;

Окружающий мир;

Раннее изучение английского языка;

ИЗО, лепка;

Психологическое консультирование детей и родителей.

«Центр раннего развития» можно по праву назвать родительским клубом, где родители вместе с детьми готовятся к главному этапу жизни ребенка - переходу в школу.

В течение работы Центра раннего развития в совместных занятиях приняло участие 83% родителей с детьми.

Ценность таких занятий заключается в том, что, являясь личным тренером, помощником, партнером для собственного ребенка взрослый помогает ему освоить комплексную программу Центра раннего развития.

Детям очень нравятся совместные праздники с родителями, которые они всегда ждут с нетерпением.

Летом прошлого года коллектив Центра детского творчества принимал участие в Конкурсе благотворительных проектов ОАО «НИАЭП» на территориях присутствия ОАО «НИАЭП» с социальным проектом «Мир вокруг нас», направленным на реализацию программы предоставления бесплатных образовательных услуг для развития творческого потенциала ребенка, осуществления предшкольной подготовки детей от 4 до 6 лет не посещающих детский сад, в том числе детей с ограниченными возможностями.

Данный проект получил высокую оценку, а Центр детского творчества – гранд на сумму 350 тысяч рублей для реализации проекта, который был направлен на оснащение образовательного пространства Центра раннего развития.

Но особая роль в реализации задач стоящих перед дополнительным образованием сегодня принадлежит педагогам дополнительного образования. Опытные, внимательные, творческие педагоги-наставники открывают для ребят мир прекрасного, помогают им подниматься по ступенькам мастерства, преодолевать трудности, формируют активную жизненную позицию.

Поэтому, кадры для нашего образовательного учреждения - важный ресурс, позволяющий качественно осуществлять образовательный процесс. Одна из основных задач, решаемых администрацией Центра детского творчества - создание благоприятных условий для поддержки и профессионального роста педагогов. Кадровая политика учреждения направлена на повышение уровня профессионализма педагогов через аттестацию, курсовую подготовку и переподготовку, самообразование, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Педагогический коллектив МОУ ДОД Центра детского творчества объединяет 84 сотрудника. Более половины из них имеют высшее образование, аттестованы на первую и высшую квалификационную категорию.

В коллективе есть «Заслуженный учитель РФ», звания «Отличник народного просвещения» и «Почетный работник общего образования РФ» присвоены 6 педагогам.

7 педагогических работников Центра детского творчества являются победителями и призерами городского и областного этапов конкурса «Сердце отдаю детям» В педагогическом коллективе работают 7 человек, которые были в прошлом воспитанниками учреждения.

Педагоги дополнительного образования проходят курсы повышения квалификации ИПК и ПРО, авторские курсы в Ростове-на-Дону, Москве, Санкт-Петербурге. Всего за последние три года курсовой подготовкой было охвачено 37 человек.

Рассматривая педагога как ключевую фигуру в вопросах инновационных преобразований в нашем образовательном учреждении, планируется дальнейшая работа по расширению профессиональных интересов педагогов в овладении научно-методическим, психолого-педагогическим инструментарием в аспекте изучения становления социально-активной, творческой личности.

На учреждения дополнительного образования возлагаются большие надежды в обеспечении реализации стандартов второго поколения для общего образования. Нам предстоит решать в наступившем учебном году не одну проблему. Но я надеюсь, что мы все преодолеем. Ведь цель у нас одна – и для учреждений дополнительного образования, и для школ главное – это воспитать разносторонне развитую, успешную личность, свободно ориентирующуюся в быстро меняющемся мире. И достичь этого можно только вместе. Мы всегда открыты для сотрудничества!

Публикации по теме:

План работы методического объединения старших воспитателей г. Гуково на 2013–2014 учебный год Руководитель Пестова Людмила Николаевна старший воспитатель МБДОУ детский сад №17 «Звездочка» Творческая.

Презентация «Использование нетрадиционых изобразительных техник в создании эстетической развивающей среды в ДОУ» Презентация из опыта работы по оформлению эстетической предметно-развивающей среды в ДОУ. Содержание презентации знакомит педагогов с техниками,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительное образование как фактор модернизации образовательного пространства в условиях введения ФГОС
Опубликовано: 13 ноября 2014 в 17:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительное образование как фактор модернизации образовательного пространства в условиях введения ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кребель в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД