Ирина Веревкина
Дополнительное образование «За» и «Против». Материалы для газеты детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Дополнительное образование: за и против»
Дополнительное образование детей - целенаправленный, систематизированный и поэтапный процесс обучения и воспитания дошкольника с помощью дополнительных программ (основной закон Российской Федерации «Об образовании»).
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Поэтому на помощь общему образованию приходит дополнительное. Главная задача дополнительного образования – реализация врожденных способностей детей и приобретение новых способностей. В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно вовремя раскрыть и развить.
Темочки:
Развитие – вот главное направление любой внеурочной деятельности.
Зачем родителям дополнительное образование?
Мода. Социальное сравнение. Родители хотят быть лучше других родителей. Ребенок здесь не выступает как индивидуальность, со своими темпами развития, своими особенностями, он не имеет права быть «хуже» других детей.
Социально-психологическая незрелость родителей. Дети-«взрослые» нужны взрослым «детям». Речь идет о «детскости» взрослых, которые не готовы взять ответственность за детей и позволить им быть незрелыми, позволить им быть детьми. Центры дополнительного образования в этом случае - это организации, на которые можно переложить ответственность за воспитание и развитие ребенка.
Психологическая усталость родителей. Заниматься собственными детьми – труд неоплачиваемый, обесцениваемый обществом, это работа, которая никогда не заканчивается. Поэтому отвести ребенка в организацию со множеством развивающих занятий – возможность отдохнуть от такого труда.
Псевдозабота, выросшая из чувства собственной обделенности. Аргументация простая: «Я дам своему ребенку все самое лучшее, все то, чего я сам был лишен в детстве! «ПСЕВДОзабота» - потому, что исходит не из внимательного вчувствования, не из понимания особенностей и потребностей самого ребенка, а из чувства собственной обделенности и неполноценности родителя.
Желание контролировать ребенка. Желая постоянно контролировать ребенка, взрослый зачастую решает проблему своего внутреннего психологического хаоса, своего собственного недоверия к себе.
«Дети не доигравшие, дети, не научившиеся играть, лишенные игры в дошкольном возрасте, вырастают в «недозрелых» взрослых; для них характерно то, что большую часть свободного времени они «играют». То есть тратят большую часть свободного времени и средств на взрослые «игрушки» и развлечения. Это взрослые, застрявшие в детстве. (Е. О. Смирнова, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития).
Доводы «за»
Система дополнительного образования помогает:
- выстраивать межличностные отношения;
- меняет привычный вид общения и деятельности;
- улучшает состояние эмоциональной сферы
- способствует развитию самопонимания;
- вводит в привычное общение новых людей — детей и взрослых;
- способствует снятию поведенческих проблем;
- выравнивает стартовые возможности развития личности ребенка;
Доводы «против «
Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Именно в игре ребенок учится общаться, предвидеть последствия своих действий для других людей, тренируется быть в разных социальных и профессиональных ролях,у него развивается речь и воображение. В то же время большое количество дополнительных занятий приводит к тому, что:
- НЕТ времени на игру;
- ограничено свободное время;
- повышаются нагрузки на организм
- нет времени на себя и детские занятия
- выходные дни - не для отдыха, нагрузка может даже увеличиться
- если произошел неправильный выбор
Как выбрать направление дополнительного образования?
Вариант 1. Пробуем все, что интересно ребенку. Помните стишок про Лиду Агнии Барто?
«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью тоже все голосовали».
Конечно, на каком-то этапе будет происходить «распыление» ребенка. Вполне допустимо позволять ребенку поиск себя. Главное, чтобы процесс поиска не был бесконечным.
Вариант 2. Направляем ребенка в зависимости от способностей.
Нелегко правильно определить способности детей, ведь не всегда есть возможность для их проявления. В любом случае, важно обращать внимание на любое проявление детских интересов:
Что делает ваш ребенок, когда находится один? Какие действия он повторяет за взрослыми? Какими качествами наделила его природа: активность, общительность, гибкость, быстрота, пластичность, художественные способности и т. д. Сопоставив все ответы, вы сможете определить направление развития для ребенка.
Вариант 3. Занимаем свободное время ребенка. Вполне вероятно, что у вас совершенно обычный ребенок без выдающихся способностей и интересов. В таком случае, основная задача дополнительного образования - занять ребенка в целях профилактики любых негативных воздействий на его неокрепшую психику. В этом случае нужно выбирать что-то простое, доступное каждому, но весьма увлекательное. Если сработают два принципа: доступно и интересно, то ваш ребенок быстро втянется в деятельность. Что касается самого направления, то здесь в приоритете будет территориальная расположенность детского объединения.