Колпакова Галина Владимировна
«С добротой в сердце». Дополнительная программа для детей дошкольного возраста с ОВЗ 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа
социально-педагогической направленности
«С добротой в сердце»
(воспитание человечности)
Контингент, на который рассчитана дополнительная образовательная программа.
Дети дошкольного возраста с ОВЗ (с 4 до 7 лет).
Срок реализации дополнительной образовательной программы
3 года
Автор программы
Колпакова Галина Владимировна, воспитатель
Место реализации
МБДОУ Детский сад №104 «Ладушка»
Год разработки дополнительной образовательной программы
2021 год
Пояснительная записка
Человечность редко бывает природной –
большинству ее следует прививать
Публикация «„С добротой в сердце“, Дополнительная программа для детей дошкольного возраста с ОВЗ 4–7 лет» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Анатолий Лень
Душа не терпит пустоты – если там нет
человечности, туда неминуемо проникнет зло.
Анатолий Лень
В современном обществе остро встает потребность в интеллигентных, духовно богатых людях, способных вникать в сущность экономических, социальных проблем и самостоятельно решать их. Реалии сегодняшнего времени таковы, что надежда возлагается на молодое поколение. Настроения недоверия, равнодушие друг к другу, социальная апатия особенно остро проявляются в молодежной среде. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.
Проблемы воспитания и образования не могут быть выведены из положений, стоящих вне общественной жизни, истории и политики государства. Необходимо уже с дошкольного возраста формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.
Большой педагогический опыт позволяет говорить о том, что одним из самых распространенных недостатков современных людей является снижение уровня человечности. Формулировать такой вывод позволяет мне не столько анализ глобального положения в стране и мире в целом, сколько длительное наблюдение за детьми, родителями и просто за коллегами и знакомыми. Мы становимся поразительно не чуткими к чужим переживаниям, проблемам России и слишком безучастными к людям.
Мысль о материальном благополучии и связанных с ними преимуществах заняла так много места в сердцах современных людей, что остальному просто негде поместиться.
Закон «Об образовании» утверждает, что первыми воспитателями своих детей должны быть родители. А все социальные институты (детский сад, школа и др.) должны оказывать помощь в просвещении, обучении, консультировании родителей. Большая часть родителей поняла свое первенство буквально. Видят свой долг уже с детсадовского возраста оплатить ребенку репетиторов, предоставить ему возможность более широкого спектра дополнительных секций, кружков. Одним словом, вложить деньги в будущее своего ребенка, забывая при этом о душевности. И многим невдомек, что вполне могут получить следующую ситуацию. Разностороннее развитый усилиями родителей, их материальными и временными затратами ребенок будет согревать родительскую гордость, тщеславие. Но не будет в нем любви к окружающим и друзьям, потому что в каждом он будет видеть потенциального соперника (по успешности в образовании, танцах, спорте). Вместо искренней детской любви к родителям, у ребенка сформируется потребительское чувство: вы мне должны, которое сформировали сами же родители. Себялюбие и эгоизм заполняют в таком случае то место в душе ребенка, где должны быть доброта, бескорыстие, сочувствие и переживание, ибо душа не терпит пустоты.
Вступление общества в ХХI век характеризуется сложившейся тенденцией. Идеалом родителей, а в целом ряде случаев и образовательных учреждений, стала цель воспитания – высоко интеллектуальная личность. Даже в образовательных учреждениях сам человек не основная цель, а приветствуется его интеллектуальный, спортивный или артистический уровень развитии.
Достижения психологии, социологии, всего комплекса наук о человеке, помноженные на новейшие технико-технические ухищрения (СМИ, современное телевидение, интернет, виртуальный мир и т. д.) делают обывателя уязвимым для манипулятивных воздействий, «управляемым». В руках нечистоплотных, ангажированных «субъектов» социального проектирования («хозяева дискурса») благие достижения человеческого гения способны превратиться в орудие «расчеловечивания человека».
В современном этапе развития общества с новой силой ощущается потребность в обретении гуманного отношения человека к миру, другим людям и к себе самому. Для формирования такого отношения дошкольный возраст считается наиболее сензитивным. Поэтому в «Концепции дошкольного воспитания» выдвигается идея гуманизации дошкольного образования, в которой декларируется приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: доброты, красоты, истины. Новая педагогическая парадигма предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, когда педагогический процесс основывается на взаимопонимании, сопереживании и эмоциональной отзывчивости субъектов общения. В. А. Сухомлинский утверждал, что отзывчивость на состояние других людей составляет едва ли не самое драгоценное достояние Человечности.
Отталкиваясь из вышеизложенного, выводится актуальность данной
ДОП, которая заключается в пропаганде Человечности, как высшей добродетели, высшем достоинстве человека. На современном этапе развития общества актуальность Человечности в том, что без неё человек скатывается до уровня животного. Человечность соединяет в себе все лучшие морально-нравственные качества человека, позволяющие ему жить достойно, комфортно и грамотно решать задачи государства.
Новизна основана на новом подходе к решению духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Впервые в истории дошкольной педагогики (автор не нашел аналогов ни в каких источниках) сделан акцент на воспитание именно Человечности, что это гораздо просторнее чем духовно-нравственное, гражданско-патриотическое развитие дошкольников. По мнению автора программы, человечность это не одна из нравственных черт, а особый тип нравственности; этот ее тип можно назвать нравственностью ума и чувства, и она в чем-то совпадает, а в чем-то полярно противоположна господствующей нравственности долга. В основе Человечности лежит любовь, доброта и интеллигентность, что даёт возможность чувствовать других людей, понимать их интересы и нужды. По представлению автора Программы Человечность включает ряд частных качеств – благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность. То есть идеалы, о которых стало «стыдно» говорить в последнее время.
Новый взгляд на воспитание Человечности именно в дошкольном возрасте определен убеждением автора, что Человечность развивается вместе с растущим интересом к жизни и окружающим людям. В этом могут помочь элементарное стремление к взаимопомощи, неравнодушному отношению к проблемам и несчастьям окружающих, а также любая благотворительность.
Логично говорить о педагогической целесообразности ДОП, которая заключается в твердом убеждении, что Человечность – это осмысленное чувство, его формирует, развивает и укрепляет только воспитание. Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В настоящее время дети часто испытывают дефицит знаний о духовных ценностях: семья, добро, совесть, честь, верность. Вслед за Сухомлинским возникает убеждение, что детям, растущим в условиях видимых и невидимых социальных противоречий, могут быть присущи чувства озлобленности, одиночества (духовного одиночества, неверия в человечность. Но он исходил из того, что равнодушие, глухота к добру, нечестность, неуважение к людям не должны укорениться в душе ребенка. Это возможно, если педагог обладает «тонкой способностью отделять зло от личности ребенка» и умеет чувствовать духовный мир каждого ребенка, даже если в этом ребенке поселилось зло.
В нашем детском саду №104 «Ладушка» насчитывается 53 ребенка с ОВЗ из них:
Дети с ивалидностью-18
РАС-3
ЗПР-16
ТНР-33
РОП ЦНС-1
Целью программы является:
обеспечение в компенсирующей группе для детей с ТНР определенного уклада, который будет способствовать воспитанию человечности и самоопределению ребенка и создаст условия для развития толерантности в детском коллективе.
При этом под укладом понимается специальным образом организованное пространство
жизнедеятельности, отвечающее потребностям ребенка с ТНР общении и взаимодействии с педагогическими работниками и другими детьми, а также обеспечивающее интересную и комфортную жизнь.
Задачи дополнительной образовательной программы.
Обучающие:
Знакомство с элементарными представлениями об основных частных качествах человечности (с учетом возрастных возможностей ребенка, системного усложнения подачи материала, индивидуальными запросами каждого ребенка).
Формирование знания об основных ценностях качеств человечности через призму нравственно- патриотического воспитания в центре краеведения.
Приобщение к социально ценностным установкам поведения, соответствующим постулатам человечности.
Обучение с малых лет представлению о том, что есть общечеловеческие ценности, которые связаны с простейшими формами взаимоотношений людей: человеколюбие, взаимопомощь, доброта, умение помочь в трудную минуту.
Развивающие:
Приобщение к нормам человеческого поведения.
Обеспечение специальных условий для проявления таких качеств личности как честность, смелость, великодушие, скромность.
Формирование нравственного убеждения против жестокости, зависти, трусости.
Предоставление возможности для участия в акциях добра, милосердия для помощи тем, кто в ней нуждается.
Поддержка потребности детей получить представление о культуре народов России.
Воспитательные:
Способствовать укреплению любви детей к родителям и родителей к детям, как одному из проявлений человечности.
Обеспечить условия для воспитания чувства неравнодушия. (Готовность ребенка поделиться с другом сладостями, игрушками; умения не пройти мимо голодного котенка, сломанного дерева).
Предоставление возможности для формирования и развития качества характера: благородство, выдержка, трудолюбие, умение ладить с людьми и др.
Приобщение к умению слушать музыку, слушать и наблюдать природу, видеть прекрасное.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.
Отличительной особенность ДОП «С добротой в сердце» заключается в том, что она представлена системой формирования человечности, объединяющая в себе задачи духовно-нравственного, гражданско-патриотического и эмоционально-духовного воспитания. В программе дается материал для формирования и закрепления таких представлений как человечность и бесчеловечность, милосердие и кротость, сострадание, великодушие. Широко представлен систематизированный материал по обучению дошкольников чувству любви к семье, родному городу, родине. Материал программы по этому направлению представлен системой работы по видам и определению качеств любви: самоотверженная, героическая, всепрощающая и др.
Материал программы носит эмоционально-благородный характер. Материал не повторяет содержание основных общеобразовательных программ. Использовались разные источники литературных произведений, дающие возможность ребенку получить эмоциональный отклик на услышанное, открыть детские сердца милосердию, благородству, человеколюбию.
Программа учитывает возрастные особенности и возможности детей от 4 до 7 лет и вводит понятия малоизвестные детям «милосердие», «сострадание», «кротость», «бессердечность», «бездушие». Автор возлагает надежду на новизну, как самих понятий, так и примеров их иллюстрирующих, которые помогут в формировании эмоционально-оценочных суждений, т. е. в высказывании отношения к поступкам героев, основанных на том, насколько ребенок смог оценит их свойства или характеристики.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 4-7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).
Реализации ДОП рассчитана на 3 учебных года. При этом учитывается, что педагог предварительно готовит детей к восприятию доброты, милосердия, чуткости на материале русских народных сказок на протяжении 3 лет по специально созданному планированию.
Формы и режим занятий. Программа состоит из цикла проектов: 20-25 (в зависимости от этапа обучения, индивидуальных особенностей детей каждого года обучения, запросов родителей) проектов, которые отличаются сроками проведения, целями, видами. Программа может корректироваться от потребностей контингента группы.
Цикл проектов рассчитан на учебный год. Время деятельности в рамках проекта 25-30 минут. Деятельность детей (как теоретическая, так и практическая) организуется 2 раза в неделю во вторую половину дня во время общего для всех в режиме дня «Часа дополнительного образования». Количество образовательной деятельности в рамках режимных моментов и совместной партнерской деятельности зависит от уровня усвоения новых знаний и умений. Оптимальное число участников подгруппы 6-8 человек.
При этом 2-3 раза в неделю дети работают мини-группой по 2-3 человека в центрах активности по выбору или по предложению педагога, когда имеются предпосылки для закрепления практической части занятия.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Результатами программы предполагается достижение ребенком того уровня ч
еловечности, на который ему позволяют стать возрастные индивидуальное развитие ребенка. Выпускники:
будут владеть ценностными представлениями о: «человечности», «любви», «добре», «зле», «милосердии», «честности», «правдивости» и т. д.
будут знать:
что отношения с людьми нужно строить на любви, дружбе, искренности, доверии, справедливости;
что добро значимее зла;
что сердечность значительнее бессердечия;
что кротость влиятельнее гордыни;
что щедрость благороднее жадности и др.
будут уметь:
выражать свое отношение к тому, что они познает или делает по отношению к другим людям или самому себе;
выражать свое мнение всему тому, что связано с выражением заинтересованного, пристрастного Я-ребенка (например, «Как бы ты поступил в этом случае?», «Вырази свое отношение к этому событию или поступку героев»)
будут развиты следующие ценности:
нравственно-духовные: доброта, свобода, милосердие, честность, справедливость,
интеллектуальные: истина, знание
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования мама папа я – спортивная семья).
Предполагается использовать следующие формы подведения итогов:
Выставки, посвященные акциям милосердия: «Выставка кормушек» (семейный проект); «Самая «вкусная» столовая».
Конкурс рисунков «Зиновий и синички», «Моя любимая сказка».
Защита творческих детско-родительских проектов «Неделя добрых дел», «Здоровая семья-здоровый ребенок» одна из задач этого проекта, создание оптимального, комфортного самочувствия ребенка в семье и ДОУ. В рамках этого проекта наши родители участвовали в ФОТО и видео конкурсе создания клумб «Цветочная поляна», «Ледовая поляна», «Мой зимний выходной». Таким образом, мы привлекли родителей к активному участию в жизни детского сада. Но самое главное, установили эмоционально-положительный контакт родителей и детей в процессе совместной деятельности.
Планируется проведение следующих форм выявления результатов:
мониторинг, тестирование, индивидуальное собеседование, наблюдение, анализ результатов участия детей в разных акциях.
Итоги мониторинга социально-коммуникативного развития проводились по Верещагиной Натальи Итоги диагностики социально-коммуникативного развития проводились по Верещагиной Н. В.
4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
Пример. Тема «Лед бессердечия и бездушия».
Кратковременный проект. Работа над проектом начинается с анализа слов «бессердечие», «бездушие». В ходе исследования слов дети делают вывод, что эти слова обозначают человека без сердца и без души. Учитывая возрастные возможности дошкольников понятия «бессердечие», «бездушие». Закрепляются на материале просмотра сказки Г. Андерсена «Снежная королева». Детям доступно понимание, что у Снежной Королевы сердце ледяное, бессердечное, холодное, бесчувственное, которое не умеет любить. У Герды сердце живое, теплое, сердечное, которое умеет любить.
На сформированном понятии дается сказка «Кукушка». При анализе сказки дети осознано выбирают слова характеризующие братьев «бессердечные», «бездушные», у них холодные, ледяные, черные сердца.
Закрепляется представление детей о разном состоянии человеческого сердца чтением рассказов «Черное сердце» и «Бессердечный слон». После бесед, пересказа рассказов детьми для переживания ситуации организуется заключительная беседа для проведения детьми четкой грани между бездушным человеком с ледяным (черным) сердцем, человеком с холодным (молчащим) сердцем и человеком с горячим добрым сердцем.
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
Методическое обеспечение ДОП представлено следующим материалом.
1. Разработаны и апробированы сценарии проектов теоретической и практической направленности:
недельные микропроекты: по сказкам «Колобок», «Репка»;
кратковременный познавательный проект «Добро и зло»
кратковременный проект. «Путешествие в мир милосердия»
долговременные исследовательские проекты «Что нам нужно для человечности», «Меняемся ли мы…»
Конспекты и сценарии праздников и акций.
2. Методические рекомендации по формированию у дошкольников милосердия и доброжелательности.
3. Разработан материал для проведения олимпиады по социальному развитию старших дошкольников
Список использованной литературы (ресурсного обеспечения)
1. Сентябрь Ельцова О. М. Антонова Г. А. Николаева Н. А. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций М. : ТЦ Сфера, 2019
2. Акинина Е. И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е. И. Акинина, С. И. Ростовщикова, Ю. А. Акинина // Вестник научных конференций. - 2019. - № 3-3 (43). - С. 13-14.
3. Анталогия гуманной педагогики. Платон. М. : Издательский дом1. Ш. Амонашвили, 2000.
4. Андреева Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы. — М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.
5. Бакулина С. Ю. Воспитание моральных чувств средствами сказок народов мира. Авто-реф. дис. канд. пед. наук. Ин-т пробл. воспитания АПН Украины. - К., 2000.
6. Вайнер М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России. 2006 г
7. Варнава (Евгений Санин). "Маленькие притчи для детей и взрослых".
8. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога допол-
нительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред.
проф. образования. — М. : Владос, 2005.
9. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: пособие для воспитателей и учителей начальных классов / О. В. Дыбина [и др. ] / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
10. Каптерев П. Ф. Подражание детей книжным героям и подвигам. //Воспитание и обучение. 1893. № 4 С. 121 – 129.
11. «Концепции дошкольного воспитания»
12. Рылеева Е. В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности: «Открой себя». М. : Гном - Пресс, Новая школа, 1999.-48с.
13. Суворов А. В. Человечность, достоинство, педагогика оптимизма. // Воспитание Образование Педагогика. № 24, 2009., 28 с.
14. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада. – М. Просвещение
15. Воспитание нравственного начала дошкольников средствами сказок http://detsadik.my1.ru/load/pravoslavnaja_ehtika/pravoslavnoe_vospitanie/dukhovnye_istoki_svjatoj_rusi/91-1-0-4161
16. Ясинских Л. В. Методика развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в процессе комплексных занятий в ДОУ.