илья Лысенков
Дополнительная общеобразовательная физкультурная программа «Здоровячок» для детей 4–6 лет
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЯЧОК»
Физкультурно – оздоровительной направленности
Для детей с 4-6 лет
Содержание:
Пояснительная записка…. 3
Основные принципы реализации программы….7
Основные направления программы…. 8
Особенности возрастной группы детей…. 9
Сроки реализации программы….….9
Содержание программы…9
Требования к результатам освоения и способы проверки усвоения программы…. …11
Публикация «Дополнительная общеобразовательная физкультурная программа „Здоровячок“ для детей 4–6 лет» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Физическое развитие, спорт. Работа инструкторов по физкультуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Критерии оценки уровня освоения программы, оценочные материалы….11 Структура занятий….14
Тематический план…15
Календарно-тематический план…. 16
Материально-техническое обеспечение…. 18
Список литературы…. …19
Список художественной литературы для детей по физкультуре и спорту….20
Пояснительная записка
«Я не боюсь еще и еще раз повторить:
Забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Актуальность программы
Современные статистические данные свидетельствуют о ежегодном снижении уровня физического и психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста (Т. Э. Токаева). Основными причинами, оказывающими негативное влияние на здоровье дошкольника, являются увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха. Немаловажным является также низкий уровень знаний родителей о ребенке, его интересах, потребностях и возможностях.
В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
«Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста основе формирования у них потребности в движениях».
Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую роль в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые как В. Г. Алямовская, Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, О. М.
Дьяченко, С. М. Мартынова, М. Н. Кузнецова и многие другие. Перед дошкольными учреждениями теперь открыты большие позитивные возможности в плане обеспечения условий оптимизации физкультурно-оздоровительной работы.
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни. Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т. е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических,
так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств. Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации, в том числе творческой.
Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться и на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно- оздоровительной деятельности.
Значимость программы :
Программа «Здоровячок» - это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Использование различных методик, традиционных программ и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов, родителей.
Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.
Занятия построены с учетом возрастных критериев.
Связь программы с уже существующей по данному направлению:
Программа «Здоровячок» составлена с учетом авторской программы В. Г. Алямовской «Здоровье», ориентирована на использование примерной программы «От рождения до школы».
Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям: «Физическая культура», «Здоровье», «Познание».
Вид программы : модифицированная
Новизна программы :
Существует множество программ имеющих физкультурно-оздоровительную направленность. Новизна данной программы заключается в подборе материалов занятий, ориентированных на профилактику детей нашего детского сада.
Программа состоит из двигательных игр, упражнений, бесед о здоровом образе жизни, дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа, упражнений игрового стретчинга, фитбол гимнастики, элементов ЛФК и других нетрадиционных форм физкультурно-спортивно-оздоровительной работы.
Цель программы :
Совершенствование двигательной деятельности детей.
Задачи программы :
Оздоровительные задачи :
• Всестороннее физическое развитие и совершенствование функций организма.
• Повышение активности и общей работоспособности.
Образовательные задачи:
• Формирование жизненно необходимых умений и навыков в соответствии с
индивидуальными особенностями.
• Получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные задачи:
• Воспитание потребностей в здоровом образе жизни.
• Формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы используются технологии:
• Корригирующая, ритмическая гимнастики
• Релаксационные упражнения
• Хороводы, различные виды игр
• Занимательные разминки
• Различные виды массажа
• Пальчиковая гимнастика
• Дыхательная гимнастика
Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:
• Традиционные
• Круговые тренировки
• Игровые
• Занятия – путешествия
• Обучающие
• Познавательные
Ведущей формой организации обучения являются, как групповая, так и индивидуальная.
Применяется дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями, результативность в усвоении материала может быть различной. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей заниматься.
Основные принципы реализации программы
1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
3. Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип личностной ориентации и преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего и разновозрастного развития и состояния здоровья.
5. Принцип демократизации, гуманизации и индивидуализации - отказ от насилия, подавления личности, подчинения её педагогу, создающему условия, умело и осторожно направляющему развитие ребёнка.
6. Принцип гарантированной результативности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого- педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
7. Принцип природосообразности - определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
8. Программа строится с учетом принципов лечебной физической культуры:
• Индивидуализации. В методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка.
• Системности воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения.
• Регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма.
• Длительности применения физических упражнений, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений.
• Постепенного нарастания физической нагрузки в процессе курса, в первые 7-10 дней нагрузка постепенно нарастает, затем выходит на определенное плато, затем постепенно снижается.
• Разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений, целесообразно через каждые 2-3 дня обновлять 20-30% упражнений.
• Умеренности воздействия физических упражнений, продолжительность занятий 25-30 минут в сочетании с дробной физической нагрузкой.
• Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями, чередование упражнений с отдыхом, упражнениями на расслабление.
• Всестороннего воздействия на организм ребенка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам.
• Учет возрастных особенностей при комплектовании групп детей с одинаковой патологией возрастной шаг должен составлять один год.
Основные направления программы
Профилактическое
• Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.
• Предупреждение острых заболеваний и проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное
• Организация здоровьесберегающей развивающей среды ДОУ
• Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики.
• Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.
Особенности возрастной группы детей
Первый год обучения (смешенная разновозрастная группа)
Младший дошкольный возраст 4 – 5 лет
Второй год обучения (смешенная разновозрастная группа)
Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет
Вид группы: профильный, состав постоянный
Особенности набора детей : свободный
Занятия проводятся по группам.
Наполняемость – до 10 человек.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года.
С октября по май.
Продолжительность занятий составляет:
1 год обучения - 20 минут
2 год обучения — 25 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 31 занятия в год.
Содержание программы
Программа «Здоровячок» включает три раздела. В каждый раздел входит теоретический и практический материал.
I. Профилактика и коррекция нарушения осанки
Теоретический материал:
• знакомство детей с упражнениями, формирующими осанку и их значение;
• правила безопасности при их выполнении;
Практический материал:
• специальные упражнения в положение сидя, стоя, направленные на воспитание правильной осанки с предметами и без них;
• специальные упражнения в положении лежа на животе, на спине, направленные для укрепления мышц спины брюшного пресса с предметами и без них;
• самовытяжение из разных исходных положениях, направленные на исправление нарушений осанки;
• подвижные игры, направленные на воспитание навыка правильной осанки;
• дыхательные упражнения;
• упражнения на расслабление;
• общеразвивающие упражнения из различных исходных положениях, для всех мышечных групп с предметами и без них;
II. Профилактика и коррекция плоскостопия
Теоретический материал:
• знакомство детей с упражнениями, направленные на укрепление мышц ног и способствующие нормальному развитию стопы;
• для чего надо заботиться о здоровье своих ног;
Практический материал:
• самомассаж стоп и голени;
• специальные упражнения в исходном положении лежа;
• специальные упражнения с мячом обычным, массажным разного размера;
• специальные упражнения, выполняемые в исходном положении сидя на полу, руки в упоре сзади с мелкими предметами (карандаш, мелкие игрушки, платочком);
• специальные упражнения в исходном положении стоя и в ходьбе;
• игры разной степени подвижности, закрепляющие коррекционное воздействие физических упражнений;
III. Развитие физических качеств
Теоретический материал:
• общие сведение о технике безопасности во время проведения игр;
Практический материал:
• игры, направленные на развитие физических качеств (силы, выносливости, гибкости, подвижности в суставах, ловкости).
Требования к результатам освоения
и способы проверки освоения программы
Первый год обучения
4-5 лет
В результате освоения программы дошкольник :
Будет знать: правила поведения на занятиях лечебной физической культуры, что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная осанка.
Будет уметь: выполнять упражнения с элементами лечебной физической культуры, дыхательной гимнастики и самомассажа.
Обучащиеся будут уметь демонстрировать: общеразвивающие упражнения :
в положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с гимнастическими палками, дыхательные упражнения.
Второй год обучения
5-6 лет
В результате освоения программы дошкольник :
Будет знать: правила поведения на занятиях лечебной физической культуры, что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная осанка. Гигиенические требования к занятиям лечебной физической культуры и самостоятельным занятиям в домашних условиях.
Будет уметь: выполнять упражнения с элементами лечебной физической культуры не только в детском саду, но и самостоятельно в домашних условиях.
Обучащиеся будут уметь демонстрировать: общеразвивающие упражнения :
в положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с гимнастическими палками, дыхательные упражнения.
Критерии оценки уровня освоения программы
Оценочные материалы
Комплексная оценки здоровья дошкольников строится на следующих показателях.
1. Соматическое здоровье и уровень развития ребенка.
2. Физическое развитие:
• Оценка физического развития;
• Физическая подготовленность.
2. Показатели состояния осанки и свода стопы.
3. Нервно-психическое здоровье и развитие ребенка
• Эмоциональность;
• Моторика;
• Внимание;
• Память;
• Психологическая адаптация.
Оценка осуществляется по 5-бальной системе:
1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания;
3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
5 балла – ребенок выполняет самостоятельно все предложенные задания.
Полученная сумма баллов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить к какому уровню (низкий, средний, высокий) соответствует развитие конкретного ребенка на данном этапе:
Высокий уровень - более 4,5 балла (более 90%)
Средний уровень – 3 балла - 4,4 балла (от 60% до 88%)
Низкий уровень – менее 2,9 балла (менее 58%)
Формы подведения итогов реализации программы :
Формами подведения итогов реализации данной программы являются :
• Диагностика физического развития детей.
• Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
• Открытое итоговое занятие для родителей с показом детьми различных методов оздоровления.
Диагностика проводится 2 раза в год.
Цели диагностики:
На начало года: определение зоны образовательных потребностей детей для коррекции планирования содержания программы с учетом его индивидуализации.
На конец года: Определение степени освоения детьми программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.
Формы мониторинга: специальные педагогические пробы.
Оформление результатов промежуточной и итоговой диагностики
Первый год обучения, для детей 4-5 лет
№ п/п
Ф И О ребенка Пробы для определения функциональной подвижности позвоночника, силы мышц спины и сила мышц брюшного пресса Оценка физической подготовленности по динамическим и статическим телам Знает и выполняет упражнения дыхательной гимнастики Соблюдает правильную осанку, выполняя физические упражнения Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)
Окт. Май Окт. Май Окт. Май Окт. Май Окт. Май
1
2
Итоговый показатель
Второй год обучения, для детей 5 – 6 лет
№ п/п
Ф И О ребенка Пробы для определения функциональной подвижности позвоночника, силы мышц спины и сила мышц брюшного пресса Оценка физической подготовленности по динамическим и статическим телам Знает и выполняет упражнения дыхательной гимнастики Соблюдает правильную осанку, выполняя физические упражнения Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)
Окт. Май Окт. Май Окт. Май Окт. Май Окт. Май
1
2
Итоговый показатель
Структура занятий
При создании программы стремились разработать такую систему, которая бы развивала детей физически и, одновременно решала бы вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности и просто нравилась детям.
Первый год обучения для детей 4 – 5 лет
Продолжительность занятия – 20 мин
Занятия проводятся 1 раз в неделю в спортивном зале.
Вводная часть:
Занимательная разминка - 4 мин (различные виды ходьбы и бега, упражнения на восстановление дыхания)
Основная часть:
Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики – 2 мин.
Комплексы корригирующей гимнастики - 5 мин
Веселый тренинг - 3 мин.
Подвижная игра с элементами ЛФК - 3 мин
Заключительная часть:
Игра малой подвижности, корригирующие упражнения малой подвижности, упражнения в равновесии, упражнения на расслабление -3 мин
Второй год обучения для детей 5 - 6 лет
Продолжительность занятия – 25 мин
Занятия проводятся 1 раз в неделю в спортивном зале.
Вводная часть:
Занимательная разминка - 4 мин (различные виды ходьбы и бега, упражнения на восстановление дыхания)
Основная часть:
Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики – 2 мин.
Комплексы корригирующей гимнастики - 8 мин
Веселый тренинг - 3 мин.
Подвижная игра с элементами ЛФК - 5 мин
Заключительная часть:
Игра малой подвижности, корригирующие упражнения малой подвижности, упражнения в равновесии, упражнения на расслабление -3 мин
Тематический план к программе
Первый год обучения 4-5 лет
№
п/п Раздел программы Общее
кол-во часов Кол-во часов
Теория Практика
1 Вводное занятие 1 0,5 0,5
2 Специальные (корригирующие) упражнения 6 0,5 5,5
3 Упражнения в расслаблении 5 0,5 4,5
4 Дыхательная гимнастика 4 0,5 3,5
5 Физические упражнения прикладного характера 6 0,5 5,5
6 Точечный массаж 1 0,5 0,5
7 Игры с элементами ЛФК 7 0,5 6,5
8 Итоговые занятия 1 - 1
Итого: 31 3,5 27,5
Второй год обучения 5-6 лет
№
п/п Раздел программы Общее
кол-во часов Кол-во часов
Теория Практика
1 Водное занятие 1 0,5 0,5
2 Специальные (корригирующие) упражнения 7 0,5 6,5
3 Упражнения в расслаблении 5 0,5 4,5
4 Дыхательная гимнастика 3 0,5 2,5
5 Физические упражнения прикладного характера 6 0,5 5,5
6 Самомассаж стоп 1 0,5 0,5
7 Игры с элементами ЛФК 7 0,5 6,5
8 Итоговые занятия 1 - 1
Итого: 31 3,5 27,5
Календарно - тематический план к программе
Первый год обучения 4-5 лет
Месяц Недели №
занятия Тема занятия Общее
Кол-во занятий
Октябрь I 1 «Осень» 1
II 2 «Осенний листопад» 1
III 3 «Перелетные птицы» 1
IV 4 «Осенний лес» 1
Ноябрь I 5 «Путешествие» 1
II 6 «Дикие животные» 1
III 7 «Домашние животные» 1
IV 8 «Поздняя осень» 1
Декабрь I 9 «Мишки в лесу» 1
II 10 «В гости к зайчику» 1
III 11 «Первый снег» 1
IV 12 «Скоро Новый год» 1
Январь I 13 «Метелица» 1
II 14 «Вьюга» 1
III 15 «Ветерок» 1
Февраль I 16 «Снежки» 1
II 17 «Метель и вьюга» 1
III 18 «Морозко» 1
IV 19 «Ветер» 1
Март I 20 «Солнечные лучики» 1
II 21 «Капельки» 1
III 22 «Стройняшки» 1
IV 23 «Веселая игрушка» 1
Апрель I 24 «Весенний дождик» 1
II 25 «Каркушата» 1
III 26 «Журавль» 1
IV 27 «Цветик-семицветик» 1
Май I 28 «Солнышко» 1
II 29 «Скакалочка» 1
III 30 «Веселые мячики» 1
IV 31 «Здоровячки» 1
Всего занятий в год 31
Второй год обучения 5 - 6 лет
Месяц Недели №
занятия Тема занятия Общее
Кол-во занятий
Октябрь I 1 «Осень» 1
II 2 «Осенний листопад» 1
III 3 «Перелетные птицы» 1
IV 4 «Осенний лес» 1
Ноябрь I 5 «Путешествие» 1
II 6 «Дикие животные» 1
III 7 «Домашние животные» 1
IV 8 «Поздняя осень» 1
Декабрь I 9 «Мишки в лесу» 1
II 10 «В гости к зайчику» 1
III 11 «Первый снег» 1
IV 12 «Скоро Новый год» 1
Январь I 13 «Метелица» 1
II 14 «Вьюга» 1
III 15 «Ветерок» 1
Февраль I 16 «Снежки» 1
II 17 «Метель и вьюга» 1
III 18 «Морозко» 1
IV 19 «Ветер» 1
Март I 20 «Солнечные лучики» 1
II 21 «Капельки» 1
III 22 «Стройняшки» 1
IV 23 «Веселая игрушка» 1
Апрель I 24 «Весенний дождик» 1
II 25 «Каркушата» 1
III 26 «Журавль» 1
IV 27 «Цветик-семицветик» 1
Май I 28 «Солнышко» 1
II 29 «Скакалочка» 1
III 30 «Веселые мячики» 1
IV 31 «Здоровячки» 1
Всего занятий в год 31
Материально-техническое обеспечение
1. Спортивное оборудование (стандартное и нестандартное) :
- мячи (разного диаметра,
- веревочная лестница,
- мячи-массажеры – 10 шт. ,
- скакалки – 20 шт. ,
- обручи (разного диаметра) –15 шт. ,
- дуги для подлезания – 4 шт. ,
- доски для ходьбы (в том числе и ребристые) – 3 шт. ,
- маты – 2 шт. ,
- гимнастические палки – по 15 шт. ,
- флажки – 20 шт. ,
- мешочки с песком – 15 шт. ,
- детские гантели – 30 шт. ,
- мелкие предметы для профилактики плоскостопия,
- платочки – 20 шт. ,
- канат – 1 шт. ,
- массажеры для ног – 4 шт. ,
- корригирующие дорожки – 2 шт. ,
- кегли, кубики, кольца, султанчики и много другого оборудования для спортивных игр.
2. Тренажеры:
- тренажер «Райдер» - 2 шт. ,
- тренажер «Бегущая по волнам»-1 шт,
- тренажер «Мини Степпер» - 1 шт
- тренажер «Диск здоровья» -2 шт. ,
- тренажер «Беговая дорожка» -1шт
«Велотренажер» - 2 шт
- тренажер «гребля» - 2 шт -скамья «жим лежа» - 1 шт
Список литературы
1. Программа «Здоровье», Алямовская В. Г., Н. Новгород, 1993.
2. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. Опыт создания авторской программы на базе дошкольного учреждения № 199 г. Н. Новгород. М, 1993.
3. Алямовская В. Г. Организация оздоровительного бега в дошкольном учреждении. М, 1996.
4. Алямовская В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н. Новгород, 1999.
5. Дик Н. Ф. Увлекательные физкультурные занятия для дошкольников. М, 2007.
6. Железняк Н. Ч., Желобкович Е. Ф. 100 комплексов ОРУ для старших дошкольников с использованием стандартного и нестандартного оборудования. М, 2009.
7. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 6 лет. М, 2008.
8. Утробина К. К. Занимательная физкультура для дошкольников 3 – 5 лет. М, 2003.
9. Утробина К. К. Занимательная физкультура для дошкольников 5 – 7 лет. М, 2003.
10. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. СПб, 2012.
11. Капитанова Т. В., Мамаева Е. Г., Сливина О. В., Чуманова Т. А., Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М, 2006.
12. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. М, 2009.
13. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. М. 2009.
14. Рунова М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 4 – 5 лет. М, 2007.
15. Голицина Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении, М. 2009.
16. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет). М, 2002.
17. Вареник Е. Н., Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5 – 7 лет. М, 2006.
18. Мартынов С. М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей. М, 2002.
19. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб, 2010.
20. Новиковская О. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. СПб, 2007.
21. Силантьева С. В. Подвижные игры на каждый день для укрепления здоровья детей. СПб, 2012.
Список художественной литературы для детей по физкультуре и спорту
1. Барто, А. Л. Зарядка - М. : Художественная литература, 1981.
2. Вейцман, М. Кравцов; Гимнастика; Чемпион - Кукумбер, литературно-иллюстрированный журнал для детей, М., 2009, №6.
6. Зайцев, Г. К. Уроки Айболита : расти здоровым - СПб., Детство - Пресс, 2006.
8. Ильин, Е. И. Здесь все - от А до Я - спортивная семья — М, Физкультура и спорт, 1977.
9. Исаева, Е. И. Для самых маленьких. — 4-е М, Физкультура и спорт, 1977.
11. Кошкин, М. Ф. ; Если в небо бросить мяч — Куйбышев : Кн. изд., 1970.
13. Марзан, Н. Как папа привё л Женюрку в спорт : Кукумбер : литературно-
иллюстрированный журнал для детей. — М, 2010 №3.
14. Маршак, С. Я. Мяч :— Л. : Художник РСФСР, 1979.
15. Михалков, СВ. Дядя Степа и Егор — Москва : Физкультура и спорт, 1970.
16. Михалков, СВ. Лыжня и пень; Велосипедист; Про мимозу [ стихи], 1984.
17. Сергей Михалков. Веселый день: Стихи и сказки. - М. : Дет. лит., 1984.
20. Успенский, Э. Н. Гололед – М, Физкультура и спорт, 1973.
21. Шапиро, Ф. Б. Веселый класс; Урок физкультуры М. : Аст - Пресс, 1996.