Анна Васина
Программа дополнительного общеразвивающего образования по ФЭМП «Математические ступеньки» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей г. Истры»
РАССМОТРЕНО
на заседании научно-методического совета
от «___» ___20___ г.
протокол № ___
УТВЕРЖДЕНА
Директор МОУ Лицей г. Истры
___ / Оличева О. А. /
Приказ № ___ от «__» ___ 20 ___г.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
___
/направление/
___Математические ступеньки___
/название программы/
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: ___6-7 лет___
Публикация «Программа дополнительного общеразвивающего образования по ФЭМП „Математические ступеньки“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Срок реализации: ___сентябрь-май ___
Автор – составитель:
Васина Анна Андреевна___
___
педагог дополнительного образования
МОУ Лицей г. Истры
Истра, 2023 года.
Пояснительная записка
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Исходя из множества разработанных программ, я сделала свой кружок, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Программа по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим миром является интегрированной. Интеграция способствует повышению мотивации, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.
.
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
1. Законом «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ,
2. Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. №1726-р,
3. Приказом Министерства просвещения РФ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018г. №196,
4. Письмом Минобрнауки России «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 11.12.2006г №06-1844;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
6. Уставом МОУ Лицей г. Истры и локальными актами, регламентирующих образовательную деятельность.
Актуальность. Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).
Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «В стране занимательной математики» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Цель. Развивать логическое мышление и математические способности детей через игры и упражнения.
Задачи. Конкретизация цели через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
1. Личностные
формировать общественно активную личность;
формировать гражданскую позицию;
формировать культуру общения и поведения в социуме,
формировать навыки здорового образа жизни
формировать мотивационную основу учебной деятельности
способствовать воспитанию чувства товарищества
1. Метапредметные:
формировать пространственные представления,
Развивать познавательные способности
Развивать умение рассуждать, сопоставлять, сравнивать,
Контролировать и оценивать свою работу и её результат
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решение задач
3. Образовательные :
формировать общее представление о множестве и числе;
формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;
знакомить с составом числа;
учить детей решать простейшие арифметические задачи;
учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
учить сравнивать множества;
знакомить с математическими знаками
Новизна программы. Дополнительная образовательная программа «Математические ступеньки» :
– предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
– содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Возраст детей : программа предназначена для учащихся желающих, заниматься математикой с 6 лет с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических занятий.
Адресат программы : Занятия проводятся на базе МОУ Лицей г. Истры
№
Уровень
Год обучения
Уровень освоения
1
Стартовый
1 год
Вводный
2
Базовый
2-3 год
Начальный
Сроки реализации:
Программа рассчитана на 1 год
Продолжительность учебного года — 35 недель.
Срок реализации программы с 1 сентября года по 31 мая года.
В летний период учащиеся занимаются индивидуальной (самостоятельной) работой.
Формы организации образовательного процесса :
учебные занятия (фронтальный, групповой, поточный).
Формы теоретических занятий: беседа, лекция, просмотр соревнований, видеофильмов, педагогическое тестирование
участие в соревнованиях (командных, личных первенствах, участие в районных и республиканских соревнованиях)
инструкторская практика.
Занятия могут проходить в очной или очно-заочной форме. Группы формируются на основе возрастных особенностей детей или постоянства состава группы.
Режим занятий:
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах, при проведении одного часа занятия продолжительность составляет 30 минут. В соответствии с учебным планом МОУ Лицей г. Истры занятия проводятся 1 раз в две недели,число обучающихся в группе составляет 20-30 человек.
Ожидаемые результаты:
После прохождения программного материала учащиеся знают и умеют:
- считать по образцу и названному числу в пределах двадцати;
- понимать независимость числа от пространственного рас положения предметов;
- писать цифры от 11 до 20;
- пользоваться математическими знаками +, -, =», <, >;
- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
- соотносить количество предметов с соответствующей циф рой;
- различать количественный и порядковый счет в преде лах двадцати;
- составлять числа от 3 до 20 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- знать геометрическую фигуру — трапецию;
- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометричес ких фигур;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигу ры, символические изображения предметов;
- располагать предметы в убывающем и возрастающем по рядке по величине, ширине, высоте, толщине, исполь зуя соответствующие определения;
- делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к дру гому лицу;
- решать логические задачи на сравнение, классифика цию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной ра боты;
- самостоятельно формулировать учебные задачи.
Формы контроля:
Оценивание результатов обучения осуществляется через практическую деятельность (аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, фото, отзывы родителей и детей, статья) и через организацию мониторинга результатов обучения и личностного развития обучающихся в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы. Организуется входная диагностика (в начале учебного года, промежуточная аттестация (в конце первого полугодия, итоговая аттестация (в конце учебного года). После проведения диагностики оформляется протокол, что позволит проследить достижения учащихся в динамике в течение прохождения всего курса.
Учебный план:
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
«Волшебная страна - математика»
3
1
2
2.
«Волшебные фигуры»
3
1
2
3.
«Деление целого на части»
2
1
1
4.
«Порядковый счёт»
4
1
3
5.
«Ориентирование
на плоскости
(на листе бумаги)
4
1
3
6.
«Ориентирование в пространстве»
2
2
2
7.
«Ориентирование во времени»
4
1
3
8.
«Измерительные приборы: линейка, весы, часы»»
4
1
3
9.
«Королевство цифр»
4
1
3
10.
«Логические задачки»
4
1
3
11.
«Волшебные монетки»
1
1
12.
«Волшебная страна -математика»
1
1
Содержание учебного плана:
Раздел 1. «Волшебная страна - математика»
Тема 1.1 «Что такое цифра»
Цель: Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 11 до 19. Познакомить с цифрой 0.
Тема 1.2 «Форма»
Цель: Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб, ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.
Тема 1.3 «Счёты»
Цель: Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение.
Раздел 2 «Волшебные фигуры»
Тема 2.1 «На что похоже?»
Цель: Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур.
Тема 2.2 «Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)»
Цель: Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам.
Тема 2.3 «Кошкин дом»
Цель: Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.
Раздел 3 «Деление целого на части»
Тема 3.1 «Волшебные пазлы»
Цель: Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей.
Тема 3.2 «Осенний урожай»
Цель: Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру.
Раздел 4 «Порядковый счёт»
Тема 4.1 «Что такое «порядок»?»
Цель: Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами.
Тема 4.2 «Интересные слова «между», «за», «после», «перед»»
Цель: Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других.
Тема 4.3 «Какой? Сколько?»
Цель: Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.
Тема 4.4 «По порядку рассчитайся!»
Цель: Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.
Раздел 5. «Ориентирование на плоскости (на листе бумаги)»
Тема 5.1 «Ориентирование на листе»
Цель: Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.
Тема 5.2 «Аппликация на листе»
Цель: Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навык аккуратной работы.
Тема 5.3 «Лесенка»
Цель: Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания.
Тема 5.4 «Рисование фигур по точкам»
Цель: Развивать графические навыки детей. закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
Раздел 6. «Ориентирование в пространстве»
Тема 6.1 «Левая и правая рука»
Цель: Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением»
Тема 6.2 «Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко»
Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.
Раздел 7. «Ориентирование во времени»
Тема 7.1 «Сутки. Часы. Минутки»
Цель: Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления.
Тема 7.2 «Дни недели»
Цель: Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.
Тема 7.3«12 месяцев»
Цель: Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь»
Тема 7.4 «Время года. Сезоны»
Цель: Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать, сколько их.
Раздел 8. «Измерительные приборы: линейка, весы, часы»
Тема 8.1 «Знакомство с часами»
Цель: Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают.
Тема 8.2 «Весы. Их использование»
Цель: Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес»
Тема 8.3 «Какие бывают линейки»
Цель: Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении.
Тема 8.4 «Рисуем по линейке»
Цель: Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.
Раздел 9. «Королевство цифр»
Тема 9.1 «Пишем цифры: 10,11,12,13»
Цель: Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.
Тема 9.2 «Пишем цифры: 14,15,16»
Цель: Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.
Тема 9.3 «Пишем цифры: 17,18,19»
Цель: Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.
Тема 9.4 «Расставь числа по порядку»
Цель: Развивать умение расставлять числа по порядку.
Раздел 10. «Логические задачки»
Тема 10.1 «Задачи на смекалку»
Цель: Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия.
Тема 10.2 «Задачи на действия (сложение и вычитание)»
Цель: Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.
Тема 10.3 «Задачи на составление целого из частей»
Цель: Развивать мышление детей, умение делить целое на части.
Тема 10.4 «Задачи на разделение целого на части»
Цель: Развивать мышление детей, умение делить целое на части.
Раздел 11. «Волшебные монетки»
Тема 11.1 «Деньги. Их значение»
Цель: Познакомить детей с деньгами, их назначением
Раздел 12: «Волшебная страна - математика»
Тема 12.1 Итоговое занятие
Методическое обеспечение программы :
- методы обучения:
Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пояснения)
Метод игры (дидактические игры на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
Наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
Показ мультимедийных материалов
- формы организации образовательного процесса
Традиционные
Комбинированные
Практические
Игры, конкурсы
Список литературы:
1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. — М. : Мозаика – Синтез, 2020.
1. 2. Помораева И. А. ,Позина В. Формированию элементарных математических представлений (подготовительная к школе группа) - М. : Мозаика-Синтез, 2020.
2. 3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019.
4. Е. Колесникова Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет. - 2-е изд., перераб. и доп., 2022 .
5. В. П. Новиковой «Математика в детском саду» и предназначена для индивидуальных и групповых занятий с детьми 6-7 лет. Мозаика-Синтез, 2019.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Лицей г. Истры Оличева О. А.
Приказ № ___ от «___» ___ 20___ г.
Календарный учебный график
Дополнительной образовательной программы «_Математическая академия_»
(базовый уровень)
Год обучения: 2022-2023___
Группа: ___8___
№ п/п
Месяц
Число
Время проведения занятий
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
1.
Сентябрь
1
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Волшебная страна - математика»
Группа №11
журнал посещаемости
2.
Сентябрь
8
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Что такое цифра»
Группа №11
журнал посещаемости
3.
Сентябрь
15
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Счёты»
Группа №11
материалы анкетирования и тестирования
4.
Сентябрь
22
15.30-16.00
учебные занятия
1
«На что похоже?»
Группа №11
журнал посещаемости
5.
Сентябрь
29
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Волшебные превращения
геометрических фигур
(сгибание, разрезание, вырезание)»
Группа №11
журнал посещаемости
6.
Октябрь
6
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Кошкин дом»
Группа №11
материалы анкетирования и тестирования
7.
Октябрь
13
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Волшебные пазлы»
Группа №11
журнал посещаемости
8.
Октябрь
20
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Осенний урожай»
Группа №11
материалы анкетирования и тестирования
9.
Октябрь
27
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Что такое «порядок»?»
Группа №11
журнал посещаемости
10.
Ноябрь
10
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Интересные слова «между», «за», «после», «перед»»
Группа №11
журнал посещаемости
11.
Ноябрь
17
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Какой? Сколько?»
Группа №11
журнал посещаемости
12.
Ноябрь
24
15.30-16.00
учебные занятия
1
«По порядку рассчитайся!»
Группа №11
материалы анкетирования и тестирования
13.
Декабрь
1
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Ориентирование на листе»
Группа №11
журнал посещаемости
14.
Декабрь
8
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Аппликация на листе»
Группа №11
журнал посещаемости
15.
Декабрь
15
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Лесенка»
Группа №11
журнал посещаемости
16.
Декабрь
22
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Рисование фигур по точкам»
Группа №11
материалы анкетирования и тестирования
17.
Декабрь
29
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Левая и правая рука»
Группа №11
журнал посещаемости
18.
Январь
12
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Близко – далеко.
Ох, ориентироваться
как нелегко»
Группа №11
материалы анкетирования и тестирования
19.
Январь
19
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Сутки. Часы. Минутки»
Группа №11
журнал посещаемости
20.
Январь
26
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Дни недели»
Группа №11
журнал посещаемости
21.
Февраль
2
15.30-16.00
учебные занятия
1
«12 месяцев»
Группа №11
журнал посещаемости
22.
Февраль
9
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Время года. Сезоны»
Группа №11
материалы анкетирования и тестирования
23.
Февраль
16
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Знакомство с часами»
Группа №11
журнал посещаемости
24.
Март
2
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Весы. Их использование»
Группа №11
журнал посещаемости
25.
Март
9
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Какие бывают линейки»
Группа №11
журнал посещаемости
26.
Март
16
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Рисуем по линейке»
Группа №11
материалы анкетирования и тестирования
27.
Март
23
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Пишем цифры: 0,1,2,3»
Группа №11
журнал посещаемости
28.
Март
30
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Пишем цифры: 4,5,6»
Группа №11
журнал посещаемости
29.
Апрель
6
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Пишем цифры: 7,8,9»
Группа №11
журнал посещаемости
30.
Апрель
13
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Расставь числа по порядку»
Группа №11
материалы анкетирования и тестирования
31.
Апрель
20
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Задачи на смекалку»
Группа №11
журнал посещаемости
32.
Апрель
27
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Задачи на действия
(сложение и вычитание)»
Группа №11
журнал посещаемости
33.
Май
4
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Задачи на составление целого
из частей»
Группа №11
материалы анкетирования и тестирования
34.
Май
11
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Задачи на разделение целого
на части»
Группа №11
журнал посещаемости
35.
Май
18
15.30-16.00
учебные занятия
1
«Деньги. Их значение»
Группа №11
материалы анкетирования и тестирования
36.
Май
25
15.30-16.00
учебные занятия
1
Итоговое занятие
Группа №11
грамота