Алёна Борисова
Домашние концерты как способ эстетического воспитания ребёнка и приобретения положительного сценического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Домашние концерты как способ эстетического воспитания ребёнка и приобретение положительного сценического опыта
Эстетическое развитие играет огромную роль в воспитании и ребенка. А музыкальное развитие доступно и понятно ребенку буквально с первых дней его жизни. Музыка развивает воображение, фантазию, музыкальный слух и самовыражение, обогащает эмоциями, учит размышлять и думать.
Публикация «Домашние концерты как способ эстетического воспитания ребёнка и приобретения положительного сценического опыта» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Как сказал Д. Б. Кабалевский :"Пусть дети как можно больше и разнообразнее проявляют себя, пусть это будет синтез акт рства и пластики, пения и танца, вс это есть самовыражение, саморазвитие и только в гармонии искусств возможен рост души, надо только умно и тонко помочь понять, рассудить и воплотить задуманную фантазию реб нка, а он пусть сам реализует е по своему убеждению".
Родители, семья - являются первой, наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в жизнь. Выдающийся музыкант и педагог Г. Нейгауз сказал: «Хорошие родители важнее хороших педагогов». Именно родители закладывают основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов ребенка. Помогите детям приобщиться к вечным духовным ценностям, раскройте способности своего ребёнка, пустите «на волю» творческую энергию, поощряйте активность и индивидуальность своего ребёнка и себя, в том числе.
Этому, как нельзя, лучше способствуют совместные домашние музыкальные вечера и концерты.
У семейного музицирования давние традиции. Зародившись в аристократических салонах Западной Европы в XVI - XVII веках они не утратили своей актуальности и по сегодняшний день. Тем более что такая форма совместной деятельности сплачивает семью, несёт исключительно позитивную добрую творческую энергию, столь необходимую для развития и жизни ребёнка.
Какую форму концерта выбрать? Позвольте это решить ребёнку- главному режиссёру и актёру домашнего концерта, Ваша задача грамотно направлять его в то или иное русло. Но помните, далеко не все дети любят быть солистами. Куда приятней выступать в домашнем концерте вместе с папой, мамой, бабушкой.
Мы поём!
Никто не останется равнодушным к исполнению хорошо знакомых песен из любимых мультфильмов “Фиксики” и знаменитые “Фиксипелки” Г. Васильева и А. Сафронова; «Улыбка», «Антошка», «Голубой вагон» и др. В. Шаинского; из м/м «Маша и медведь» В. Богатырёва, песни Е. Крылатова и др. композиторов. Азарт появится у всех. Эти песни дарят много улыбок, смеха, доброты.
«Что учили в садике?» - попросите ребёнка вспомнить и исполнить те песни, потешки (а может и прочитать загадки и стихи, с которыми ребёнок познакомился в детском саду. И устроить «домашний утренник». Так Вы сможете выражать свою заинтересованность в жизни детского сада, подчёркивать важность детского сада в жизни ребёнка.
«Эх, частушка- коротушка!» Все, от мала до велика, любят частушки. Выучите с ребенком разные частушки и посоревнуйтесь в их исполнении.
«Угадай мелодию!» разбиваемся на команды и отгадываем по очереди и поём знакомые мелодии (находим для этого конкурса песни –караоке, без слов, и в финале игры «Я отгадаю эту мелодию с первой ноты, или второй или т. д. (для умеющих играть на муз. инструменте родителей) или с первой (второй и т. д) секунды.
Мы слушаем музыку!
Предложите ребёнку поиграть в игру "На что это похоже?", когда малыш попробует угадать, что он слышит в музыке: шелест дождя, пение птиц, походку разных животных… Для этой игры очень подходят такие программные произведения, как "Времена года" - П. И. Чайковского и Вивальди. Пьесы, не имеющие явного сюжета, по-своему хороши тем, что со временем ребенок сможет придумать к ним любую историю с самыми удивительными приключениями - и даже нарисовать к ней картинку.
Можно устроить красивый домашний концерт классической музыки: отложить все дела, нарядно одеться, погасить верхний свет, зажечь свечи и всей семьей молча послушать какое-нибудь классическое произведение, удобно устроившись в креслах. Самые "продвинутые" маленькие любители музыки лет в пять-шесть впервые попадают на концерты. Правда, многим приятнее слушать музыку дома: в конце концов, где, как не дома, можно вскочить с места и потанцевать под мелодию, захватившую тебя?
Мы танцуем!
«Сам себе танцор»- это самый распространённый, а значит и любимый детьми концертный жанр. Ребёнок импровизирует под заданную или любимую им самим музыку, придумывает наряд, ваша задача лишь эмоционально и выразительно объявить его выступление.
Танцы по показу – существует довольно много танцев, по примеру «Что поётся то и выполняется», интернет Вам в помощь и такие игры как «Танец маленьких утят», «Буги вуги», «Лавата», «Помогатор» помогут выйти наружу скопившейся талантливой энергии и раскрыть талант во всю мощь. Тем более такие игры организуют маленького артиста (делает не то, что хочет,а то что надо), это игры как правило контактные, коммуникативные они несут функцию сплочения, сближения, дружеского участия каждого в совместном творчестве.
Мы играем!
Играть можно как в оркестре так и в театре.
Начнем с оркестра: если в вашем доме имеются музыкальные инструменты, то будем музицировать на них, главное определиться с выбором : кто на чем будет играть и какую партию исполнять. Фоном может служить любое понравившееся вам произведение, желательно без слов, т. к. слова отвлекают от главного- музыки.
Если музыкальных инструментов в доме не имеется, то в ход идут любые шумовые – бытовые вещи : кастрюли и поварёшки, чашки и ложки, тарелочки (лучше, чтобы вся посуда была небьющейся, естественно), бумага- она таинственно шуршит, деревянные палочки и ложки красиво бренчат, самодельные маракасы- баночки с разными крупами –чем не «это перкуссия»? Фантазия детей безгранична, они сами будут предлагать всевозможные варианты превращения немузыкальных предметов в музыкальные. Возможно, что будет шумно. Но вы получите в результате такого счастливого ребёнка, что шум останется далеко на заднем плане. Маленькое пожелание: играйте, пожалуйста, в шумовой оркестр до 21 часов, не позже!
Еще один вариант оркестра: это нарисованные или сделанные своими руками инструменты, образом и подобием напоминающие настоящие. Вы рисуете, вырезаете, клеите, словом продуктивно проводите время за изготовлением «настоящих музыкальных инструментов» например симфонического оркестра, а потом включаете серьезное произведение и каждый инструмент «играет» свою партию. Таким образом произойдёт как знакомство с инструментами симфонического оркестра так и знакомство с инструментальным звучанием в том числе.
Игра в театр или театрализация- тоже один из любимейших видов детского творчества. Инсценировать знакомую сказку, показать кукольный театр, поиграть в настольный, пальчиковый театр или может соорудить таинственный, теневой театр? Задача взрослых подобрать соответствующий реквизит и элементы костюмов, подобрать музыкальный ряд, соорудить безопасную ширму и направить безопасный источник света.
А еще наша с Вами задача, уважаемые родители, быть благодарным, чутким, внимательным слушателем и после каждого выступления благодарить своего любимого артиста продолжительными аплодисментами и крепкими объятьями.
Я перечислила далеко не полный список вариантов домашнего концерта, можно смело комбинировать их друг с другом, включать эти и другие, придуманные вами, формы концерта в один концерт. Главное во всём соблюдать меру и, чтобы оставить яркое впечатление и желание «повторить ещё в следующий раз» надо суметь остановить в тот момент, пока ребёнку ещё не надоело, пока он ещё не совсем устал, чтобы осталось «легкая недосказанность» до следующего раза. Домашние концерты позволят раскрасить будни в яркие цвета, сформировать духовную близость между взрослыми и детьми.
Пожалуйста, дарите другу себя и пребудет в вашем доме любовь, доброта и радость совместного творчества.