Ольга Баранова
Домашнее визитирование — путь к социализации детей со сложными сочетанными дефектами.
▼ Скачать + Заказать документы
ОГКСУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», с. Калтай
На территории Томской области реализуется региональная программа «Право ребёнка на семью на 2009-2012 годы». В рамках этой программы внедрялась профилактическая услуга «домашнее визитирование». Стажировочной площадкой по социальному проекту «домашнее визитирование» был выбран ОГКСУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Надежда» (с. Калтай) в связи с тем, что с февраля 2006 года домашнее визитирование стало одним из направлений в работе специалистов Центра. Накоплен значительный методический опыт работы с родителями в домашних условиях, имеется кадровый потенциал и созданы материально-технические условия для оказания помощи семьям с детьми, имеющими сложные нарушения в развитии (дети с детским церебральным параличом, с нарушением слуха или зрения, дети с нарушением интеллекта в сочетании с нарушением зрения или слуха).
Публикация «Домашнее визитирование — путь к социализации детей со сложными сочетанными дефектами,» размещена в разделах
Программа домашнего визитирования - это стратегия повышения качества жизни людей с ограничением жизнедеятельности. Её цель - не вылечить человека, а способствовать тому, чтобы жизнь стала максимально нормальной, независимой от постоянной помощи окружающих. Практика показывает, что наиболее эффективный способ развития детей с тяжелыми нарушениями - обучение в естественной среде, там, где ребёнок проводит большую часть своего времени, усилиями людей, которые осуществляют за ними уход. Этой средой на первых этапах обучения ребёнка является домашняя среда, а основной учитель - родитель, на последующих этапах - те места, куда обычно ходят все дети данного возраста (детский сад, детские площадки, детские центры, школа). Успешность такого обучения связана с тем, что все новые умения и навыки, которые приобретает ребёнок, нужны ему в повседневной жизни, используются (тренируются) регулярно и многократно, осваиваются постепенно, при этом «учитель» имеет время, терпение и сильное желание научить своего ребёнка новому. При этом целью социальной реабилитации детей с тяжелыми нарушениями является максимально возможное развитие потенциала детей : их двигательных, коммуникативных, познавательных возможностей, навыков повседневной жизни и социального взаимодействия. Основной принцип построения социальной реабилитации - использование для обучения ребенка естественной среды.
Первостепенной задачей в организации первого этапа реабилитационного процесса усилиями родителей в естественной домашней среде является обучение родителей быть тренерами для своих детей. Решение этой задачи возможно посредством организации домашних визитов в семью компетентных специалистов, в обязанности которых входят:
• исследование образа жизни ребенка и его потребностей в развитии
и обучении навыкам повседневной жизни;
• обсуждение с родителями возможных путей обучения ребёнка;
• проведение развивающих занятий с парой «мама - ребёнок» для
обучения родителей тренерским навыкам;
• поддержка родителей, развитие их компетентности;
• предоставление ребенку нового безопасного опыта общения с
людьми.
Подобные домашние визиты часто становятся началом обучения детей и приводят к расширению их социального опыта, а родители больше доверяют специалистам. Именно домашние визитеры, которые приходят в семью регулярно, поддерживают с родителями и ребёнком определенные отношения, могут стать проводником семьи в социальную жизнь. Важно не забывать, как значительна роль телесного контакта с матерью для всего будущего развития ребенка. Только постоянный контакт создает у ребенка чувство безопасности и защищенности. Способность матери понять малейшие признаки желаний ребенка и ее правильная реакция на эти желания оказывают самое большое влияние на будущее развитие ребенка. Очень хорошо, если родители знают, как идет развитие нормального ребенка и стремятся следовать этим этапам в воспитании больного ребенка. Развитие ребенка с глубокими нарушениями зрения и слуха идет также, но каждый его шаг или этап гораздо более растянут во времени и требует специальных усилий взрослых. Очень важно, чтобы малыш развивался моторно, с возможно меньшим отставанием от нормы. Общеукрепляющий массаж и специальная гимнастика всегда показаны детям. Если ребенок пассивен, старайтесь помочь ему переворачиваться на животик и обратно, приподнимайте его за ручки, учите упираться ногами и т. д. Здоровый ребенок очень подвижен и постоянно сам меняет положение тела. За ребенка с нарушениями зрения и слуха это должен делать взрослый. Необходимо следить, чтобы ребенок не оставался долгое время в одной и той же позе. Постоянно меняйте его положение в кроватке по отношению к источнику света. Чаще меняйте положение своего тела, когда держите ребенка на руках.
Держа ребенка на руках, нужно всячески стимулировать и развивать его чувство равновесия, заставлять его цепляться за вас, когда вы ослабляете свои объятия, нагибаться и разгибаться в зависимости от ваших движений, учить его залезать на тело взрослого и слезать с него, перелезать через тело мамы или папы, когда они лежат рядом на диване, и т. д. Как только вы почувствуете, что мышцы спины и шеи малыша уже достаточно окрепли для сидения - сажайте его на колени, приподнимайте его тело в кроватке и коляске с помощью подушек и валиков. Делайте это достаточно осторожно, придерживайте его головку, она обычно несколько запаздывает, когда приподнимается спинка. Учите его сидеть в разных местах, на разной поверхности - все это расширяет его опыт. Приучайте его сидеть на ваших коленях спиной к вашему животу и, наоборот, лицом к вам - очень удобные позы для будущих занятий с ребенком. Помните, что от вашей активности зависит очень много. Обычно любому младенцу нравится играть со светом. Он машет рукой между лицом и светом, Учится фиксировать свой взгляд, рассматривая свои руки. Трудно переоценить значение световой стимуляции для развития детей с нарушенным зрением, особенно это важно при катарактах. Можно использовать для этого и солнечный свет, и свет лампы, и тени деревьев. Ребенок способен радоваться смене света и тени. При этом важно менять положение источника света: следя за ним, ребенок учится контролировать свои руки и голову, что помогает стимулировать его движения и перевороты. Подумайте, хорошо ли освещено ваше лицо, когда вы находитесь рядом.
Не менее важно стимулировать слух ребенка. Ребенок с нормальным слухом тоже не умеет слушать с рождения. Только с помощью матери он научается выделять из потока разнообразных звуков приятные и значимые для него звуковые сигналы (голос мамы, звук колокольчика или погремушки, скрип двери и т. д.). Постоянно слыша голос матери, он начинает узнавать его издалека, прислушивается к нему. С ребенком, имеющим нарушенный слух, тоже надо постоянно разговаривать, но с очень близкого расстояния. Говоря с ребенком близко от его уха, вы привлекаете внимание к своему голосу еще и струей теплого воздуха изо рта.
Малыш способен ощущать вибрацию вашего голоса, если положить его ручку на вашу шею, щеку или грудь. Очень полезно петь песенки и совершать при этом разнообразные движения, которые радуют ребёнка. Можно играть с ним в «Ладушки», «Поехали за орехами», в другие подобные игры.
Внимательно вслушивайтесь в звуки, которые произносит сам ребенок. Попробуйте повторять его вокализации - это тоже может служить стимулом для развития его слуха, гуления и лепета.
Чтобы вызвать действие хватания у ребенка, достаточно бывает поднести предмет на расстояние его вытянутой руки, и когда ребенок начинает тянуться к предмету, отдалить его, вынуждая вновь тянуться и, наконец, позволить схватить предмет.
В нашем случае только этого бывает недостаточно, нужно подбирать яркие и блестящие предметы, приятные на ощупь, проводить ими около глаз ребенка, вкладывать их в руку, держать предмет его рукой. Если не учить малыша действовать с предметами, у него очень рано может зафиксироваться интерес только к движениям собственной руки перед глазами, который скоро превратится в стереотипное движение, повторяемое без конца.
Очень важным предметом, к которому должен привыкнуть малыш и освоить с ним соответствующее действие, должна стать ложка, а затем и чашка. Как и все нормально развивающиеся дети, ребенок с нарушениями зрения и слуха должен до года научиться есть с ложки и пить из чашки. Ложка должна стать одним из первых предметов, с которыми ребенок научится манипулировать: брать ее в руку, рассматривать, близко поднеся к глазам, облизывать, трясти ею перед глазами, стучать по столу. Ребенок должен научиться пить из чашки, которую сам держит в руках. Довольно часто мы встречаемся с неоправданно долгим кормлением ребенка только жидкой пищей через соску. Попытайтесь сделать уже привычную процедуру такого кормления неудобной для ребенка (сделать совсем маленькую дырочку в соске, например) и тут же предложить ему вкусную, сначала тоже жидкую еду, но с ложечки.
Пища к этому времени должна стать более разнообразной. Ребенок должен уметь жевать густую пищу, откусывать ее от куска, который держит в руке. Если не научить нашего ребенка всем этим навыкам вовремя, то будет очень трудно переучить его в более позднем возрасте.
Что касается навыков, связанных с туалетом, то они общеприняты для возраста. Ребенку должно быть неприятно мокрое белье и приятно чистое. Как только малыш научится сидеть, его надо приучать сидеть на горшке. Делать это надо сразу после пробуждения или через некоторое время после еды. Горшок должен быть удобным и теплым. Можно сажать ребенка на горшок, зажатый между коленями мамы или между ее ногами, когда она сидит на полу.
• Когда родители следуют этим основным правилам, то ребенок с глубокими нарушениями зрения и слуха к концу первого - началу второго года жизни может овладеть следующими умениями: есть с ложки;
• жевать;
• откусывать от куска;
• пить из чашки;
• сидеть;
• брать предметы в руку, тянуть в рот, трясти перед глазами, стучать
ими, рассматривать;
• сидеть на горшке.
Плохо видящие с рождения дети часто очень осторожны в своих движениях, например, они ползают не вперед, а назад, подставляя под встречные препятствия на полу не голову, а ступни ног. Нужно начинать учить ребенка ходить, как только он научится ползать и начнет хорошо стоять с поддержкой. Хорошим способом помочь нашему малышу в этом может стать своеобразное совместное хождение: ступни ног ребенка стоят на ступнях взрослого, который находится сзади и держит малыша за обе руки. Слепой ребенок учится ходить, двигая какой-нибудь предмет перед собой, или протягивая вперед руку (касаясь предметов опущенной вниз и чуть выдвинутой вперед рукой, чтобы не натолкнуться на встречные предметы.
Начиная ползать, а потом и ходить самостоятельно, ребенок учится осваивать окружающее его пространство. Поэтому надо очень внимательно, сточки зрения особенностей вашего ребенка, отнестись ко всей обстановке вашего жилища. Пространство, окружающее ребенка, должно быть безопасно и стабильно. Уберите все неустойчивые и острые предметы на пути малыша, о которые он может больно ушибиться, опасно удариться, свалить на себя или запнуться. Постоянство нахождения предметов в окружающем пространстве - главное требование для освоения его ребенком с нарушенным зрением. По мере того, как все более уверенно ходит ваш ребенок, родители стараются все меньше брать его на руки. Они это делают только после соответствующей просьбы или жеста ребенка (тянет руки вверх, а в дальнейшем только как поощрение за правильно выполненные действия. То есть не просто держат на руках, а кружат ребенка или подбрасывают, если это ему нравится.
Проведение в этот период различных специальных занятий по развитию движений способствует укреплению эмоционального контакта с родителями и подготавливает почву для развития будущего активного поведения нашего ребенка в бытовых ситуациях. При этом все действия ребенка со взрослым выполняются совместно. Постепенно, получая поддержку от домашнего визитера, семья может расширять свои выходы, переходя от посещения единичных досуговых мероприятий к регулярным посещениям с ребёнком развивающих занятий и кружков. Ребёнок получает возможность обучаться в более широкой естественной детской среде. Таким образом, через систему домашних визитов происходит интеграция и включение ребенка и семьи в социальную жизнь, изменение их позиции от закрытости и изолированности к желанию общаться и участвовать в жизни общества. Более того, когда реабилитация проводится только в учреждениях, люди, которые живут рядом с ребёнком, у которого есть ограничение жизнедеятельности, обычно не включены в программу реабилитации. Таким образом, можно обозначить следующие меры, способствующие комплексной реабилитации детей-инвалидов и их семей :
• организация социального патронажа для включения членов семьи
ребенка-инвалида в процесс его реабилитации, нормализации
повседневной домашней жизни ребенка и семьи;
• создание условий для максимально возможного развития ребенка
и формирования у него навыков независимой жизни;
• создание условий для включения детей-инвалидов в
образовательное и досуговое пространство по месту жительства;
• образование и поддержка семьи в процессе реабилитации
ребенка;
• создание условий для активного участия семьи в жизни общества.
Для осуществления комплексной реабилитации детей-инвалидов и их семей должны быть внедрены следующие звенья реабилитационной помощи детям-инвалидам и их семьям по месту жительства:
1. звено первичной реабилитации по месту жительства ребенка
(родители и другие члены семьи, его задача:
• оказание реабилитационной помощи ребенку в повседневной
жизни;
2. звено службы домашнего визитирования, его задачи:
• выявление детей-инвалидов;
• оценка их жизнедеятельности и потребностей;
• планирование и реализация программы обучения родителей
навыкам помощи ребенку;
• оценка эффективности помощи, профессиональный мониторинг
развития ребенка.
Использование в реабилитационной практике домашних визитов напрямую связано с увеличением получаемого реабилитационного эффекта (за счет привлечения членов семей и связанного с этим увеличения длительности занятий и количества тренировок, а также за счет увеличения количества новых навыков, которые дети используют в повседневной жизни).