Александра Лемешева
Долгосрочный проект «Приобщение к казачьему быту посредством ролевой игры» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 6 «Алёнка» ст. Келермесская
Проект
«Приобщение к Казачьему быту через ролевую игру»
Воспитатель:
Лемешева А. А.
2024-2025г.
«Через детей последующих поколений детские игры
снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих
поколений и снова молодеют»,
Е. А. Покровский.
Актуальность темы:
Публикация «Долгосрочный проект „Приобщение к казачьему быту посредством ролевой игры“ в средней группе» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2024
Актуальность проекта в том, что народные казачьи игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Данные казачьи игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Народные казачьи игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине. Это возрождение историко — культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры. В связи с этим особенно остро встает вопрос о необходимости глубокого использования национально — региональных факторов в воспитании детей.
Тема проекта и ее происхождение. Дети изучают элементарные знания и представления о Кубанском казачестве и в среднем дошкольном возрасте усложняются и расширяются цели и задачи по региональной культуре в освоении детьми традиций и обычаев Кубанских казаков. В первую очередь это относится к нашему прошлому: возрождению казачества и решению проблем духовно - нравственного воспитания детей, умению понимать культуру своего народа, проявлять познавательную активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Вопросы воспитания патриотизма всегда находятся в центре внимания государства.
В одном из своих выступлений Президент нашей страны В. В. Путин сказал : «…В России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальна идея. Это идея не идеологизирована и не связана с деятельностью какой – то партии. Это связано с общим объединяющим началом».
Преимущества данной темы заключаются в возможности воспитать у дошкольников высокое чувство патриотизма и гражданской ответственности, формировать чувство уважения, гордости, бережного отношения к родной станице, краю, Отечеству на основе местных традиций и ценностей. Проект предназначен для организации различных форм работы с детьми в ДОУ казачьей направленности, желающих стать продолжателями и носителями многовековой культуры Кубанского казачества, призвана компенсировать утраченный механизм естественной передачи культурного наследия казачества подрастающему поколению. Реализация проекта создаст важные предпосылки для целенаправленного художественно-эстетического и познавательного развития детей, приобщение к культуре Кубанского казачества.
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина» : социальная и природная сфера края, станицы, отдельные страницы истории и культуры. Культурные традиции своего народа, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Проект направлен на духовно — нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством и традициями казаков.
Цель проекта :
Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с ролевых казачьих игр и устным творчеством и традициями Кубанского края.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками казаков;
• Формировать навыки ролевой игры, музицирования, движения;
• Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку, мужа (жену).
Воспитательные:
• Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
• Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
• Воспитывать в детях толерантность.
Развивающие:
• Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
• Развивать активное восприятие игры посредством музыкального фольклора;
Методические приемы:
• наглядный, словесный, практический;
• беседы с детьми на тему казачества;
• наблюдение за природой;
• слушание казачьих народных песен, сказок;
Формы подведения итогов.
• Участие в развлечениях, утренниках, праздниках и других мероприятий.
Вид проекта : познавательно – творческий.
Срок реализации: долгосрочный (9 месяцев).
Участники проекта : дети группы, воспитатели, родители.
Предполагаемые результаты:
• Может рассказать о себе, своей семье и различать такие понятия, как «родственники», «предки», «поколение».
• Знает семейные традиции, главные христианские праздники (Рождество, Пасха, казачьи обычаи и обряды.
• Любит и умеет исполнять казачьи песни (колыбельные).
• Знает казачьи игры и правила
• Проявляет эмоциональную отзывчивость.
Перспективный план работы на год
Месяц Тема Работа с родителями Работа с детьми
Сентябрь 1. Изучение методической литературы и электронных ресурсов.
1. Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. - Краснодар, 2007
2. Гордеев, А. А. История казаков. Часть 1. Золотая Орда и зарождение казачества / А. А. Гордеев. - М. : Страстной бульвар, 1992.
3. Кашкаров А. Н. "Казаки : традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)". - Москва, 2015.
4. Бондарь Н. И. Традиционная культура Кубанского казачества. Избранные работы / Н. И. Бондарь. — Краснодар, 1999
5. Вакуленко Е. Г. Народная культура Кубанских казаков. Краснодар. ТРАДИЦИЯ, 2014г. 39. Варавва
6. -Консультация «История Казачего быта» Мониторинг
Октябрь «Казачья ярмарка» - знакомить детей с традициями Кубанского казачества, воспитывать эмоционально-оценочное отношение к родному краю.
Осенний казачий праздник «Осень на порог – на стол пирог». Рисование: «Наряд казачки» Цель: развивать умение создавать декоративный рисунок в стиле донского казачества, развивать чувство цвета, умение правильно подбирать цвета и оттенки.
Ноябрь Презентации книжек - малышек «Копилка пословиц» - формировать условия для самостоятельной творческой, поисковой работы родителей по накоплению пословиц и поговорок с целью создания книжек-малышек. -Рекомендации: Чтение казачьих сказок на ночь. «Бабушкин сундук» - изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества. Развлечение «День Матери-Казачки»
Декабрь «Рыцарская жизнь казаков» - дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами.
-Консультация: «Казачьи игры как средство приобщения к наследию Кубанского казачества»
Просмотр презентации «Оружие казака» - знакомство с военной амуницией казаков.
Январь «В ночь перед Рождеством» - дать представление о главном христианском празднике. Познакомить с обрядовыми песнями-колядками.
Совместное мероприятие детей и родителей «Казачьи забавы».
Казачий стилизованный праздник «Святки в детском саду».
Аппликация: «Коромысло». Цель: расширить знания детей о быте донских казаков, о значимости воды и методах ее доставки в дом: показать, что такое коромысло, рассказать, как им пользовались для переноски воды. Развивать умение украшать орнаментом по мотивам донского творчества, закрепить умение синхронного вырезывания, вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой.
Февраль «Сердце матери лучше солнца греет» - расширять знания о отношении к матери – женщине в казачьей семье. Буклет «Многоликий мир Казачества» Музыкальное развлечение: «Масленица пришла – радость принесла» Цель: закреплять умение передавать характеристики определенного образа в инсценировках по мотивам донского казачьего фольклора, пробуждать интерес к казачьей культуре и традициям.
Март Спортивный праздник с родителями «Казачьи игрища» - продолжать знакомить с родным краем, с казачьими играми.
-Консультация «Культура и традиции Кубанских Казаков» Викторина для ребят «Загадки» - познакомить детей с житейской мудростью загадок казаков.
Апрель Ознакомление с народными казачьими инструментами : гармонь, дудки и с простейшими движениями, характерными для казачьего танца - совершенствовать умения детей чувствовать характер музыки. «Казачьи посиделки» и совместным с родителями и детьми мастер – классом по изготовлению обрядовой куклы.
Май -Рассматривание иллюстраций по пройденной теме • -Совместная деятельность детей и родителей. Семейная выставка поделок "Кубанские казаки".
• -Мониторинг
Выход темы:
Поведение итогов проекта. Обобщение результатов работы.
Для закрепления полученных знаний мы проведём открытое мероприятие "Казачий курень", на которое пригласим казака ст. Келермесской Затолокина В. П.
Подготовлен сценарий, согласно которому, дети разучили несколько песен, и танец "Очень любят на Кубани танец казачок".
Музыкальный зал будет оформлен убранством казачьей хаты. Одна из мам испечёт два каравая, одним мы встретим дорогого гостя, а вторым угостим детей.
Наши дети с удовольствием послушают о традициях казачества, о том, как воспитывали их и как они воспитывали своих детей. Посмотрят шашки и сабли, чему мальчишки будут несказанно рады.