Екатерина Александровна М
Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию «Культурное наследие: праздники и традиции» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ №123
на тему «Культурное наследие : Праздники и традиции»
Выполнила воспитатель 1 категории
Миргородская Екатерина Александровна
Вид проекта : Познавательный, игровой, творческий, групповой.
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель.
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Срок реализации проекта : в течение 2022-2023 уч. года.
Тип проекта : долгосрочный.
Актуальность проекта.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Стоит отметить, что многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого - развитие личности. Духовно - нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое развитие человека и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости и ответственности. Система духовно - нравственного воспитания ребенка строится через приобщение к культурному наследию своего народа.
Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.
Использование календарных праздники русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.
Цель проекта.
Приобщить детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление и проведение календарных праздников.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с содержанием народных праздников;
2. Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского крестьянства.
3. Развивать воображение, артистичность, ловкость
4. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
Этапы проекта
Этапы Формы работы Сроки реализации
Первый этап:
Подготовительный Определение цели и задач проекта;
Изучение литературы;
Подбор материала;
Разработка плана проекта;
Изготовление и приобретение метод. пособий;
Создание условий для реализации проекта;
Анкетирование родителей «Русские народные праздники в детском саду и дома». Сентябрь
Второй этап:
Основной Проведение запланированных мероприятий по плану.
Октябрь –
Апрель
Третий этап:
Заключительный Представление отчёта о результатах проектной деятельности (презентация).
Май
Перспективный план
Сроки Формы организации подготовки к народно - календарным праздникам Содержание работы
Октябрь «Осенины»
1. Беседа «Осенины - это встреча осени на Руси».
2. Подвижные игры.
3. 24 октября – День русской матрешки.
Знакомство и разучивание подвижных игр: «Собери листочки», «Тучка», «По лужам».
Аппликация «Матрешка»
Ноябрь «Кузьминки»
1. Рассказ «Кузьма и Демьян».
2. Подвижные игры.
3. День народного единства
Знакомство и разучивание подвижных игр: «Ворон и куры», «Золотые ворота» «Кузнецы».
Чтение стихотворения «Родина» (Т. Бокова)
Рассматривание флага и герба России.
Декабрь Новый год
1. Беседа о традициях празднования Нового года.
2. Подвижные игры.
3. Новогодний праздник.
4. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и костюмов.
5.13 декабря день Медведя. Почитание медведя и сказочного Михаила Потаповича. Знакомство и разучивание подвижных игр: «Ариана», «Баба-Яга», «Жмурки»
Чтение сказок «Три медведя». «Маша и Медведь».
Январь «Рождество»
1. Просмотр презентации «Как отмечают Рождество в разных странах».
2. Беседа «История колядок». Знакомство и разучивание подвижных игр: «Два Мороза», «Скакалка», «Масло», «Орешек»
Разучивание колядок: «Приходила Коляда», «Коляда-моляда».
Февраль «Масленица»
1. Просмотр презентации «Масленица».
2. Беседа «История и традиции праздника «Масленица».
3. 10 февраля – Кудесы. День рождения домового.
4. Развлечение «Проводы Масленицы».
5. 16 февраля – День валенок. Знакомство и разучивание подвижных игр: «Горшки», «Пирог», «Салки», «Крута гора».
Разучивание песен: «Как вставала я ранешенько», «Блины».
Аппликация «Валенки на счастье»
Март «Вербная неделя»
1. Беседа о русских обычаях встречи весны.
2, 3 марта – Овсянка.
Знакомство и разучивание подвижных игр: «Дед», «Захарка», «Мосток».
Лепка из пластилина «Веточка вербы»
Знакомство с птичкой овсянкой, разукрашивание.
Апрель Пасха
1. Просмотр презентации «Пасха - Светлое Христово Воскресенье».
2. Беседа «Воскресение Христа».
Знакомство и разучивание подвижных игр: «Игры с яйцами», «Солнышко-ведрышко», «Береза», «Медом или сахаром».
Пасхальные поделки.
Май 19 мая – День русской печи
Представление отчёта о результатах проектной деятельности. Чтение сказки «По щучьему велению».
Презентация
Предполагаемые результаты:
приобретение детьми знаний о народных праздниках;
выставка совместных работ детей и родителей (рисунки);
выставка совместных работ детей и родителей ( аппликация из подручных материалов: цветные лоскутки ткани, крупа, вата и др.);
выставка совместных работ детей и родителей (поделки);
создание картотеки подвижных игр русского народа;
изготовление атрибутов и костюмов.
Литература:
1. Ищук В. В., Нагибина М. И. – Народные праздники. Ярославль, Академия холдинг, 2000.
2. Каплунова И., Новоскольцева И. - Праздник каждый день. М., Композитор, 2000.
3. Князева О. Л., Маханева О. Д. - Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 2000.
4. Зарецкая Н. В. - Календарные музыкальные праздники. Айрис дидактика. М. ,2003.
5. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков: Фолио; М. : 000 «Издательство АСТ», 2000.
6. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», учредитель и издатель 000 «Издательство «Детство-Пресс».
7. Журнал «Дошкольное воспитание», 000 «Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва
8. Иллюстрированный методический журнал «Музыкальный руководитель», учредитель и издатель 000 Издательский дом «Воспитание дошкольника»
9. Журнал «Музыкальная палитра», издатель 000 «Редакция журнала «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург
10. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н. В. ; Есаулова Н. А. ; Потапова Н. Н. – Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
11. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.