Марина Игнатенко
Долгосрочный проект «Малая Родина» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект "Малая Родина" в средней группе
Вид проекта : долгосрочный, образовательный
Тип проекта : познавательно - информационный, продуктивный.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта.
Публикация «Долгосрочный проект „Малая Родина“ в средней группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети - это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям непонятны понятия страна, патриотизм, Родина… Начинать воспитание любви к своей Отчизне нужно с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Приобретённые в дошкольном детстве знания о родном городе, вызывают у детей не только глубокий, искренний интерес к нему, но и побуждают узнавать как можно больше о своем городе, его истории.
Цели проекта :
1. Создать условия для развития у детей патриотических чувств.
2. Повышение активности участия родителей в жизни группы.
3. Воспитание у детей чувства любви к родному городу Гуково.
Задачи:
Образовательные :
1. Знакомство детей с прошлым и настоящим родного города, с основными достопримечательностями.
2. Расширять и углублять знания о своем доме.
3. Активизировать словарь детей: названиями улиц, домов.
Развивающие:
1. Развивать мышление, память, мелкую моторику рук, связную речь.
2. Развивать творческие способности в продуктивной деятельности.
3. Развивать любознательность и интерес к родному городу.
Воспитательные:
1. Воспитывать заботливое отношение к своему родному городу и людям, живущим в нем.
2. Воспитывать умение приходить на помощь друг другу.
3. Способствовать формированию интереса к родному городу.
объединить детей, родителей и воспитателя в совместной деятельности;
развивать интерес к истории родного города;воспитывать чувство патриотизма у детей.
Проблема:
Дети не задумываются о том, что город Гуково, вкотором они живут, – это их «Малая Родина». Не знаютничего об его истории, достопримечательностях.
Предполагаемый итог реализации проекта со стороны детей :
Обогащены и систематизированы знания детей о родном городе. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
У детей обогатился словарь новыми словами, повысилось умение самостоятельно рассуждать.
Дошкольники приобретут навыки социального общения с взрослыми.
Предполагаемый итог реализации проекта со стороны педагогов:
- Пополнят свои знания о городе Гуково.
- Установятся доверительные и партнерские отношения с родителями.
- Будут использоваться новые технологии в образовательном процессе.
- Пополнится развивающая среда в группе.
Предполагаемый итог реализации проекта со стороны родителей :
Пополнят свои знания о городе Гуково.
Активизируется сотрудничество с детьми и педагогами.
Повысится заинтересованность родителей к педагогическому процессу, родители будут посещать вместе с детьми исторические памятники, музеи, выставки.
Интеграция образовательных областей :
Физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
1 этап – подготовительный.
1. Беседа с детьми о городе, в котором они живут.
- Что бы вы хотели узнать о нашем городе?
- А что вы уже о нем знаете?
2. Консультация для родителей : «Как знакомить ребенка с родным городом». Предложить родителям вместе с ребенком, составить рассказ о родной улице.
3. В выходной день предложить родителям вместе с детьми совершить экскурсию по улицам родного города.
2 этап - практический.
В рамках непрерывной образовательной деятельности :
Работа с детьми
Социально-коммуникативное развитие - Беседы: «Достопримечательности родного города», «Дом, в котором я живу», «Где работают наши родители», «Они прославили наш город», «Транспорт нашего города», «Как вести себя на улице», «Что делать, когда потерялся», «Чем помочь родному городу».
- Дидактические игры: «Наш город», «Путешествие по городу», «Дикие животные нашего края», «Собери картинку», «Путешествие из прошлого в настоящее».
- Настольно – печатные игры: «Расскажи про свой город», «Прогулка по городу», «Профессии», «Животный мир».
- Игровые ситуации: Разыгрывание дорожных ситуаций на макете улицы.
- Театрализованные игры: «Теремок», игра-драматизация «Правила уличного движения».
Познавательное развитие -НОД по ознакомлению с окружающим миром «Гуково - моя малая Родина»».
- НОД: «Мой дом».
- Знакомство с гербом города.
- Рассматривание иллюстраций, альбома, набора открыток с видами города.
- Экскурсии: по территории детского сада, целевая прогулка на близлежащую улицу.
- Игры со счетными палочками: «Строим дом, дом большой, он с крылечком и с трубой».
Речевое развитие - Чтение художественной литературы: «Три поросенка».
- Сказки: К. Успенский, В. Чижиков «Вера и Анфиса заблудились».
- Рассказы: М. Ильина, Е. Сегала «Машина на нашей улице»
- Стихи: С. Михалков «Моя улица», А. Барто «В кинотеатре»,
С. Баруздин «Кто построил этот дом?»
- Загадки о городе.
- Пословицы и поговорки.
Изобразительная деятельность - Аппликация: «Мой детский сад».
- Рисование: «Мы строители».
- Складывание из бумаги методом – оригами: «Домик».
- Нетрадиционное рисование: «Вечерний город».
Музыкальное развитие - Прослушивание песен о родном городе.
- Показ музыкальной сказки «Теремок»
Физическое развитие - Спортивный досуг: «Путешествие в город «Играй-ка».
- Подвижные игры: «Автомобиль», «Найди свой домик», «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль», «Что спрятано?», «Поезд», «Собираем урожай».
- Комплекс утренней гимнастики: «Строим дом».
- Гимнастика после сна: «Прогулка по городу».
- Динамические упражнения: «Утром рано мы встаем», «От зеленого причала оттолкнулся пароход», «Строители», «Молоточки», «Мы на карусели сели».
- Пальчиковая гимнастика: «Дом», «Новый дом», «Сколько в доме этажей?», «Дом и ворота», «Строим новый дом», «Порисуем», «Машина», «Лодочка», «На качелях».
- Дыхательная гимнастика: «Регулировщик», «Сыграем на гармошке», «Дом маленький, дом большой»
- Зрительная гимнастика: «Во дворе», «Автобус», «Мостик», «Качели».
- Массаж: «Строим дом».
Игровая деятельность - Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Идем в детский сад», «Экскурсия по городу».
Работа с родителями :
- Консультация «Как написать рассказ о родной улице».
- Рекомендации для родителей по теме беседы «Где работают родители».
- Рисунки детей с родителями «Моя улица».
- Изготовление макета «Мой второй дом ЛУЧИК».
- Составление генеологического древа.
3 этап – обобщающий.
1. Презентация проекта «Мой городГуково»
2. Выставка детских работ.
3. Создание наглядного уголка «Гуково - моя малая родина».
4. Показ музыкальной сказки «Теремок»
Итоги проекта :
В ходе проекта дети познакомились с родным городом, у детей расширился словарный запас. Появился более устойчивый интерес к городу, к расположению улиц и домов на них. Нарисовали свои дома в рисунках.
Дети с большим удовольствием участвовали в реализации проекта, проявляли инициативу и творческий подход в играх и художественно - творческой деятельности.
Родители стали больше интересоваться жизнью детей в группе, проявлять инициативу, с удовольствием пополнять предметно - развивающую среду.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Конспект НОД беседа: «Достопримечательности нашего города»
Цель: расширить представление о малой Родине.
Задачи:
1. Продолжать развивать интерес к своему городу Гуково.
2. Дать доступные детям понимание о достопримечательностях города.
Учить передавать связной речью и выразительными движениями свои впечатления о различных жизненных ситуациях.
3. Воспитывать уважение и гордость за родной город.
Предварительная работа: экскурсия по городу, беседы о родном городе, рассматривание альбомов с фотографиями города.
Материал: фотографии с достопримечательностями города, музыка.
Ход занятия
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. (сюрпризный момент, ввод куклы Маши)
Ребята, сегодня по пути на работу я встретила куклу Машу, и она рассказа, что ей бы хотелось побольше узнать о нашем городе. И я пригласила ее к нам в детский садик. Познакомьтесь ребята, это наша гостья и зовут ее Маша. Давайте поздороваемся с ней.
А мы дети средней группы детского сада «Лучик» и находится он в городе Гуково. Наш город очень красивый. Давайте, ребятки, познакомим ее с нашим городом.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
(Беседа с куклой Машей)
- Как называется наш город? (Гуково)
Гуково большой город и чтобы не заблудиться в городе-
- В нашем городе много различных улиц.
Вот например, наш детский сад находится? На какой улице?
И наш детский сад можно сразу же найти.
- И каждый из вас живет на определенной улице.
А, кто знает, на какой улице он живет? (ответы детей)
Наш город большой, в нем есть свои достопримечательности.
Достопримечательность- это знаменитые места, это то чем славится и гордится наш город.
- Давайте, ребята, с нашей гостьей отправимся на экскурсию по нашему городу.
(Импровизированная экскурсия)
- Вот это наш детский сад (показывает и рассказывает)
- Как называется наш детский сад?
- На какой улице он находиться?
- А, сейчас мы продолжаем экскурсию.
- Обратите внимание на это здание.
- Кто скажет, что это? Да, это Городской Дворец Культуры. Достопримечательность нашего города. Это здание очень красивое.
- Что, здесь показывают? (Спектакли, фильмы, выступают на сцене артисты
А вы ходили смотреть фильмы или концерты, а может видели кукольные спектакли?
- Давайте продолжим экскурсию, и познакомимся еще с одной достопримечательностью нашего города.
Обратите вниманье на следующее здание. Это наш знаменитый музей шахтерского труда, был основан педагогом и краеведом Леонидом Ивановичем Микулиным в 1961 году. Первые экспонаты собирали учащиеся школы №4.
ФИЗ. МИНУТКА.
«Мой дом»
По дороге мы идём.
Путь далёк, далёк наш дом. (дети шагают на месте)
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим, (садятся на корточки)
Мы под дубом полежим. (кладут голову на ладони)
Потом дальше пойдём. (встают и идут дальше)
Отправляемся дальше, перед вами памятник-паровоз. Паровоз был установлен на пьедестал к 125 годовщине основания города и открытия здесь железнодорожной станции.
Предлагаю посмотреть еще одну достопримечательность-это площадь Победы. На площади горит Вечный огонь. Мемориал воздвигнут в память о шахтерах, которые в грозные годы войны ушли на фронт и не вернулись с полей сражений. Стела, в форме двух штыков, символизирует две дивизии освобождавшие город. Гуковчане отдают дань памяти солдатам той войны на площади Победы. Постоянно горящий огонь символически знаменующий собой торжественную память народа о павших героях.
Дидактическая игра «Где мы были мы не скажем, а что видели покажем».
4. ИТОГ
На сегодня наша экскурсия окончена.
- Ребятки, давайте напомним нашей гостье Маше, какие достопримечательности мы ей показали.
- Понравилась ли вам наша экскурсия?
- Это еще не все достопримечательности нашего города. В следующий раз мы продолжим знакомство с ними.
Конспект НОД в средней группе «Дом в котором я живу».
Цель: Закрепить у детей знания о понятии «Дом».
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с историей жилища, с видами домов. Уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома, о профессиях людей которые строят дома. Расширять знания детей о своей «малой родине»,улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении. Закрепить умение называть свой адрес. Повторить жилища животных.
Развивающие: Развивать образное мышление и память. Развивать внимание, воображение, творческие способности. Развивать связную речь через полные ответы на вопросы. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных ; употребление родственных слов). Воспитательные: Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, посёлку.
Планируемый результат: Сформировать у детей знания о видах домов, об истории их возникновения; закрепить умение называть свой домашний адрес.
Методы и приемы:
Наглядный: показ, рассматривание.
Словесные: объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово, указание.
Практические: инсценировка отрывка из сказки «Заюшкина избушка», игра «Чей домик».
Наглядные средства обучения : Дидактические игры «Чей домик», «Кто где живет?» Использование мультимедийной презентации: «Какие бывают дома»; картинки с изображением жилища человека, игра «Строительные профессии», домик, костюмы лисы и зайца.
Индивидуальная работа: инсценировка сказки «Заюшкина избушка», заучивание стихотворения.
Словарная работа: жилой, многоэтажный, одноэтажный, общественный; домовой, домохозяйка, стекольщик, кровельщик, дизайнер.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций «Строительные профессии», картинок с изображением жилища человека, презентации «Какие бывают дома», «Кто где живет?»; чтение художественной литературы, заучивание пословиц и поговорок.
Конспект НОД
по ознакомлению с окружающим миром «Гуково – моя малая Родина».
Цель: Укреплять любовь к родному краю, его историческому прошлому, знакомство с крупнейшими предприятиями города; воспитывать уважение к людям труда.
Консультация для родителей
«Как знакомить детей с родным городом»
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начала патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где родился и живёт. Задача родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который является вторым домом.
Ежедневно вы с детьми идете по родному городу в детский сад. Пусть за этот промежуток времени ребенок с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Каждый раз, идя с ребенком, находите объект для наблюдения. Сегодня вы говорите о своей улице утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, с идущими на работу людьми, детьми, спешащими в школу. Вечерняя улица совсем иная: дети видят гуляющих с детьми родителей, играющих на детских площадках своих сверстников. Наблюдайте зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами огней! Все эти впечатления, помогают ребенку знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном.
Четырехлетний ребенок способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, библиотека, почта, аптека, магазин, парикмахерская, рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся.
С какими же объектами полезно знакомить ребенка?
В. А. Сухомлинский говорил: "Красота родного края - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно, и имеет своими истоками красоту. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина".
Детям надо показать город Гуково с его достопримечательностями. Можно рассказать о том, что в городе работают несколько заводов, на которых трудятся их родители, бабушки, дедушки. Знакомя детей с родным городом, нельзя умолчать о памяти старшего поколения - подвига гуковчан в дни Великой Отечественной войны.
Задача взрослых - помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений. Так, например, нужно рассказать, что жители Гуково постоянно следят за порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения. Значит, и он, маленький гукочанин, должен быть причастным к делам взрослых - бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения). С этого начинается формирование у ребенка чувства гордости за родной город. Нужно привлекать ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении: в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада, ведь ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.
Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет. И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.
Для знакомства с городом можно использовать экскурсии. Их воспитательная значимость во многом зависит от того, как они организованы. К предстоящей экскурсии следует и ребенка подготовить, и подготовиться самим взрослым: заранее продумать, что и как рассказать о том или ином объекте.
Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом, в вашем распоряжении имеется немало средств и методов : наблюдения за изменениями в облике города, улиц; рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка. Региональные понятия дети легче усваивают во время проведения дидактических игр и упражнений. Проводя эту работу, можно использовать иллюстрированный материал: картины, фотографии, иллюстрации.
Ряд рекомендаций по проведению прогулок с целью ознакомления с родным городом :
- рассказывайте ребенку о своём городе, посетите с ним достопримечательности города, расскажите о них;
- гуляя по улицам родного города и бывая на природе, фотографируйте ребенка, затем совместно рассматривайте фотографии и беседуйте с ним о местах, запечатленных на фотографиях;
- обращайтесь к ребенку с вопросами в ходе рассказа, чтобы активизировать его внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому ( можно спросить: «Как ты думаешь, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название?»)
- не называйте дат, они затрудняют восприятие материала, используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда твои бабушка и дедушка были таким как ты»;
- предоставляйте ребенку возможность отражать свои впечатления об увиденном в творчестве: рисунке, лепке, аппликации;
- всегда поощряйте любознательность ребенка.
Конспект НОД по аппликации в средней группе
«Мой детский сад»
Интеграция областей: Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Цели:
Формировать дружеские взаимоотношения и навыки общения у детей средней группы;
Учить создавать в аппликации образ большого дома.
Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей.
Из геометрических фигур создать несложную композицию.
Активизировать самостоятельность детей в наклеивании фигур
Материалы: клей, кисти, салфетка, ножницы, клеенка, альбомный лист, прямоугольники и треугольники цветной бумаги и полоски цветной бумаги для окон, дверей, крыши.
Большие квадраты коричневого цвета, квадраты синего цвета, маленький квадрат зеленого цвета, квадрат желтого цвета. Клей, ножницы, салфетки.
Задачи:
• Воспитывать любовь к детскому саду, уважение к сотрудникам детского сада, к их труду;
• Воспитывать дружеские чувства;
• Развивать речь, логическое мышление, умение понимать смысл загадки находить отгадку;
• Формировать у детей умение эмоционально реагировать на окружающий мир, различать эмоциональные состояния, развивать мелкую моторику рук;
• Развивать творческие способности и эстетический вкус дошкольников.
Индивидуальная работа с детьми на занятии:
помощь детям в вырезывании круга и треугольников из квадрата. Контроль детей при
наклеивании фигур на лист бумаги.
«Домик для Лисички». Конспект НОД в средней группе по конструированию из бумаги способом «оригами»
Программное содержание:
Обучающие: Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.
Развивающие: Развивать память, внимание, пространственное воображение.
Воспитательные: Развивать самостоятельность и аккуратность.
Музыкальная сказка для средней группы «Теремок»
Спортивный досуг «Путешествие в городИграй-ка»
(средняя группа)
Цель: формировать потребность в двигательной активности.
Задачи: 1. Обогащать сенсорный опыт детей.
2. Развивать внимание, память, ориентир в пространстве, ловкость.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Дыхательная гимнастика