Карева Ирина
Экология в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Психологи и педагоги утверждают: маленький ребенок очень тесно связан с природой, поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с раннего детства – в семье и детском саду. Экологическое воспитание дошкольников должно строиться на усвоении системы знаний о природе, связей и взаимозависимостей, существующих в ней, на осознании деятельности человека в природе.
Структура планирования экологических мероприятий в режиме дня
Публикация «Экология в детском саду» размещена в разделах
Содержание циклограммы планирования экологических мероприятий в режиме дня не ставит педагогов в жесткие рамки его соблюдения. Педагогам дается возможность варьировать, дополнять, изменять формы работы с детьми в различные режимные моменты, придерживаясь при этом общих правил составления календарного плана. Данная структура состоит из следующих разделов:
- Деятельность в утренний отрезок времени
- Организованная образовательная деятельность
- Деятельность на прогулке
- Деятельность после сна
- Деятельность в вечерний отрезок времени
Остановимся более подробно на каждом из данных разделов.
Деятельность в утренний отрезок времени
• Наблюдения в природе и за трудом взрослых (дворник собирает листву, чистит снег, сгребает под деревья, зачем он это делает) или различные беседы
• Дидактические игры по экологическому воспитанию («Что в корзинку мы берем?», «С какого дерева листик?»и т. д.)
• Индивидуальная работа (закрепляем знания о растениях и способах их размножения, представления о домашних и диких животных, их повадках, знания детей о временах года)
• Утренняя гимнастика ( тоже может быть тематическая: в младшей группе «Домашние животные», в старшей и подготовительной –«Осенняя прогулка», «Мы на лыжах в лес идём»)
• Культурно-гигиенические навыки / Трудовая деятельность ( в уголке природы: 1 младшая группа - Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит) и т. д., зачем он выполняет те или иные действия. Старшая группа. Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Труд в природе. Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы.
• Артикуляционная гимнастика / пальчиковая гимнастикаm(они тоже могут быть на экологические темы – это и фрукты-овощи, времена года, животные и т. д.)
Организованная образовательная деятельность
Интересно проходят занятия, на которых создается проблемная ситуация, дети учатся думать, анализировать, делать выводы, умозаключения, а главное- они чувствуют себя взрослыми. Занятия проходят в игровой форме
Деятельность на прогулке
• Наблюдение (рекомендуют использовать разнообразные формы и методы экологической работы : это экологические наблюдения, цель их сформировать представления о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, которые существуют в природе;
• целевые прогулки (по участку детского сада – «Неживая природа осенью», и т. д.).
• Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения.
Но использование только наблюдений недостаточно, дети получают только экологические знания, поэтому приобщаем детей и к практической деятельности.
• Исследовательская деятельность (рассматривание листьев разного цвета с одного дерева
• Художественное слово о природе (стихотворения, пословицы, поговорки, народные приметы)
• Труд, трудовые поручения (старшая группа - Формировать умение наводить порядок на участке детского сада : подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега.
• Подвижные игры («Солнышко и дождик», «По малину в сад пойдем», «Ворон» и др.)
• Индивидуальная работа
Можно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе (летний период). Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.
Деятельность после сна
• Гимнастика пробуждения («Вместе с солнышком», «Кисонька-мурысонька» «Головастики» и др.)
• Прогулка: наблюдение. Например, очень радует глаз цветущие растения на клумбе. Обратить внимание детей на то, что в течение сезона одни цветы сменяются другими.
Деятельность в вечерний отрезок времени
• Чтение художественной литературы (Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Также используем технические средства обучения через просмотры: обучающих мультфильмов: «Зеленая сказка», «Человек и земля», (о заповеднике). После чтения, просмотров с детьми проводим беседу, задаем вопросы.
• Познавательно-исследовательская деятельность. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы используем как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия.
• Рассматривание картин, фотографий, альбомов, иллюстраций; беседы по ОБЖД
Например, в 1 младшей группе - Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).
В старшей группе - Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
В подготовительной - Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
• Сюжетно-ролевая игра («Мы спасатели»)- На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей.
• Продуктивная деятельность (рисование, лепка; конструирование (с природным материалом) ручной труд; театрализованная деятельность (одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей);
Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь только начинается. Однако несомненно: первые крупицы экологических знаний необходимы, т. к. они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, но главное –положат начало осознанному отношению к природе.