Наталия Шишигина
Сюжетно-ролевая игра как источник познания
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Сюжетно-ролевая игра как источник познания.
Автор: воспитатель
СП «Детский сад № 2» ГБОУ ООШ № 2 г. о. Октябрьск
• «Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту
атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» В. Штерн
Белашина Н. Н.
• «Игра - великая учительница ребенка» Г. Г. Влонский
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как источник познания» размещена в разделах
Игра – наиболее доступный вид деятельности для детей, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, их реальная жизнь в обществе сверстников. В игре ярко проявляется особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Общение детей друг с другом во время игры, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками – одна из основных составляющих социального развития.
Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Детская игра, как доказано исследователями, не является спонтанно развивающейся. Сама по себе, без продуманного руководства взрослого, она не может быть эффективным средством воспитания. На мой взгляд, только понимание воспитателем возможностей, потребностей ребёнка, его возрастных особенностей поможет целенаправленно руководить детской игрой.
Моя задача как воспитателя – сделать игру интересной и содержательной, чтобы в её процессе дети учились переживать возвышенные, благородные чувства, учились мечтать и фантазировать. Этого можно достигнуть, открывая перед детьми мир добрых, самоотверженных поступков людей, используя примеры из окружающей нас жизни, широко привлекая детскую художественную литературу. Положительные эмоции, впечатления, знания – вот основа содержательных игр! Введение игр в повседневную жизнь современных детей придаст им новый импульс посредством игры и игрушек реализовать свои потенциальные возможности.
Один из основных принципов ФГОС: реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Благодаря игре ребенок развивается во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Основными видами деятельности в Стандарте образования становятся: дидактические игры: познавательные, подвижные, речевые, музыкальные, игры-драматизации и пр. ; игровые приемы; игровые формы; организованные игры. Главным является поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. На мой взгляд, именно сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в формировании личности ребенка, в его психическом развитии. Основной источник игры - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно разделим их на бытовые (игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д., общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т. д.). Содержание игры – это взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с опытом, особенностями развития воображения, мышления, речи. Роль является - средством реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он соотносит себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с данным персонажем. Роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.
Характеристики сюжетно-ролевой игры : её суверенность; автономность; самостоятельность; свобода; экспериментальность; творчество (импровизация); наличие высокого эмоционального напряжения; самобытность.
Принципы формирования сюжетно-ролевой игры, которые я использую в работе с детьми: играю вместе с детьми; развёртываю игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение; создаю условия, что бы ролевое поведение ребёнка сразу ориентировалось на партнёра.
Нужно отметить, что уровни игровой деятельности в зависимости от возраста изменяются: 1, 5 – 3 года. Условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками. 3 – 5 лет. Умение принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступая в ролевое взаимодействие с партнёром-сверстником. 5 – 7 лет. Умение развёртывать в игре разнообразие по последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2- 3 партнёров – сверстников. Реализовывать события через ролевые взаимодействия и предметные действия.
Примеры игр: Магазин, Парикмахерская, Школа, Библиотека, Поликлиника, Семья
Необходимо отметить, что воспитатель на всем протяжении становления сюжетно-ролевой игры выступает в роли руководителя игры. В педагогической науке выделяют 2 этапа руководства сюжетно-ролевой игрой :
• Подготовительный (обогащение впечатлений детей путем целенаправленной работы на занятиях, экскурсиях, целевых прогулок, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, телепередач, создание предметно-развивающей среды).
• Основной (начало, ход, конец игры). Используются косвенные и прямые приемы руководства (участие в игре, совет, напоминание, объяснение, взятие главной или второстепенной роли, внесение атрибутов т. д.).
В заключении хочется отметить, что сюжетно-ролевая игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.