Галина Прокопьева
Опыт работы «Семья — носитель этнокультурных традиций»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – носитель культурных традиций
Свое выступление я бы хотела начать со слов нашего писателя
Флора Васильева:
Родной язык – как первый в жизни шаг,
Без первого- второму не бывать.
Родной язык на всех земных путях,
Всегда с тобой, как любящая мать.
Реки начало – маленький родник,
Начало разума-родной язык.
Родной язык – это часть национальной культуры и очень важная часть каждого человека. Бесспорно свой родной язык нужно знать, беречь и уважать.
Публикация «Опыт работы „Семья — носитель этнокультурных традиций“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Дошкольный возраст – это важнейший этап в жизни ребенка, в котором у него на всю жизнь закладывается интерес к своему языку, к традициям, культуре и быту своего народа. В этот уникальный период ребенок легко воспринимает и приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенные отношения к истории родного края, интерес к традициям и обычаям своего народа. Без знания своих корней, традиций, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями, помогает воспитывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному образованию можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, селу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы научим его этому.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие ребенка.
Одной из основных целей нашего детского сада является: создание условий для развития живого интереса к нашему родному языку, историческому прошлому и культурным традициям в тесном взаимодействии с родителями. Одна из увлекательных форм проведения познавательной деятельности — это экскурсии в мини музея в детском саду «Удмуртская изба» (слайд №2-3). В создании музея приняли участие родители, сотрудники, педагоги. Содержание нашего музея позволяет знакомить детей с нашей историей, фольклором и подлинными предметами старины – утварь, посуда, одежда. В мини-музее (слайд №4) имеется уголок с репродукциями удмуртских художников, в том числе и нашего земляка Константинова Михаила Васильевича, картины которого отражают быт удмуртского народа, нашу природу, детские воспоминания самого художника. Рассматривая картины, дети, не только любуются красотой природы нашего края, но и проявляют сочувствие нашим предкам, так как на полотнах изображен их тяжелый быт.
Ребенок ощущает себя в потоке времени, осознает понятия: прошлое, настоящее. Приобщению мастерству многих поколений является продолжение дела предков. (слайд №5) С целью создания вокруг ребенка атмосферы удмуртской культуры и традиций в группах созданы национальные уголки, где представлены: книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры и пособия по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством. Оформлены альбомы с фотоматериалами, которые отражают жизнь и быт этнических групп. Наш детский сад изучает программу национально- регионального компонента. Детей обучаем говорить на удмуртском языке. (слайд№6) Для этого разрабатываем различные пособия для родителей: Лэпбук «Давайте поговорим по удмуртский»(«Одолэ, вераськом удмурт кылын», пособие представляет с собой большую книгу с кармашками, где можно найти картинки животных, птиц, растений на удмуртском языке, а также стихи, заклички, загадки и другое. (слайд №7) Также родителям было предложено сделать книжечку «Мынам семьяе» оформленную с фотографиями семьи, различными рисунками, картинками. При помощи этого пособия дети могут составить рассказ о своей семье.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком практикуется работа «Семейного клуба» (слайд №8). Родители вместе с детьми мастерили куклу-оберег. Обыгрывали и озвучивали кукол, каждый придумал имя кукле. Пели колыбельную для куклы дети, а затем родители (слайд №9). Так же родители являются активными участниками семинара- практикума по созданию развивающей предметно- пространственной среды. Родители сами на время окунулись в мир детства, непосредственно стали участниками секции: «Юный исследователь», «Юный изобретатель», «Юный умелец».
Праздники — это всегда радостное завораживающее чувство, положительные эмоции от совместного празднования мероприятия, а еще и с табанями да и со сметанкой (зыретом)-это незабываемо! Праздник «Любимая моя мамочка» прошел огромной семьей: родителей, детей старшей и младшей групп. Создание атмосферы праздника, теплый климат между мамами и детьми, формирование у детей уважительного отношения к семье, любви к матери. Большая благодарность работникам сельского дома культуры за теплый прием. Песни, танцы игры сплотили всех присутствующих. Мероприятие прошло в центре удмуртской культуры «Дом хранящий века» (слайды10-11-12). Работники сельского дома культуры наши частые гости у нас в детском саду. Знакомят музыкальными инструментами, познавательно-музыкальная программа «Забытые голоса» (слайд-13).
Чтобы познакомить с национальной кухней родительница провела Мастер класс: «Ох и вкусные перепечи», «Ох, ческыт перепеч». Дети не только познакомились удмуртской кухней, но и сами лепили перепечи. Эмоции были только положительные. (слайд №14).
С целью развития новых форм сотрудничества с родителями в детском саду была разработана и проведена познавательно- развлекательная программа: «Три- D вечер (жыт)». «Я люблю свою семью» (Мон яратисько семьяме). Родители были приглашены на вечернее мероприятие. Каждая семья приготовила домашнее задание: придумала рекламу о своей семье; рассказали о своих увлечениях. Познакомили своей семьей. В зале царила атмосфера тепла, добра. Это мероприятие еще больше сплотило родителей и детей. (слайд 15-16-17).
Очень яркой, интересной, познавательной формой работы с родителями и детьми стала развлекательная программа: «Портмо питран» (Поле Чудес). Родители закрепили свои знания и умения говорить, мыслить на удмуртском языке, а дети исполняли роль помощников во время рекламной паузы: исполняли музыкальные номера, читали стихи (слайд 18). Каждый год семьи участвуют в межрайонном фестивале «Семьи Удмуртии- гордость России». Принимают участие в гала-концерте, который проходит на центральной площади (слайд 19-20).
Семейные конкурсы являются одним из способов сделать образовательный процесс открытым, видимым для родителей, а также методом проведения оценки качества образования в детском саду семьями воспитанников.
В целях знакомства с произведениями удмуртских писателей в нашем детском учреждении провели конкурс среди школьников и дошкольников: «Усе тодьы лымы», где прозвучали стихи удмуртских и русских поэтов. Непосредственными зрителями и жури были родители детей. (слайд №21)
Также наши воспитанники являются постоянными участниками в межрегиональном детском образовательном форуме «Покчи тодосчи» (маленький исследователь, где родители и дети становятся главными участниками исследовательской деятельности (слайд-22).
Давно стали доброй традицией в нашем детском саду творческие конкурсы. Активность родителей в конкурсах иногда поражает нас, в любых конкурсах они проявляют свое творчество, мастерство и фантазию.
Планирую продолжать работу с родителями, ведь родитель должен быть проводником культуры, традиций семейных ценностей для ребенка.