Юлия Кияметдинова
Семейные традиции, как современный способ работы с родителями и воспитания дошкольников в ДОУ и в семье
▼ Скачать + Заказать документы
«Семейные традиции, как современный способ работы с родителями и воспитания дошкольников в ДОУ и в семье»
«Любая дорога начинается с первых шагов,
здание - с фундамента,
а человек становится человеком только в семье» -
народная мудрость.
Одним из основных принципов дошкольного образования, заложенного в федеральный государственный образовательный стандарт, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Это отражается в Образовательной Программе дошкольного образования и является ее отличительной особенностью. Также Программа предполагает взаимодействие с семьями воспитанников. Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений ДОУ с семьями воспитанников.
В нашей стране существует безусловный приоритет семьи и семейных ценностей и предусмотрено развитие государственной семейной политики. В России 2024 год официально объявлен Годом семьи по указу Президента России Владимира Владимировича Путина. Решение принято с целью популяризации политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей.
Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи. В проведении государственной семейной политики роль семьи предусматривает ее активное участие в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия.
Следуя государственному указу, федеральному государственному образовательному стандарту ДО и общеобразовательной программе детские учреждения ведут активное взаимодействие с семьями своих воспитанников в направлении решения задач по созданию условий, необходимых для поддержки традиционных ценностей и, в частности, традиций семьи.
Не надо забывать, что вся жизнь каждого человека строится на основе семьи. Семья – это главное место, где происходит развитие наших детей, закладываются общечеловеческие ценности, такие как любовь и уважение, чувство патриотизма, доброта и т. д.
Семейные традиции играют большую роль в развитии, укреплении и сохранении крепких семейных уз. Традиция – от латинского «передача», означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
1)укрепляют отношения
2)развивают чувство доверия
3)создают общие интересы
4)оставляют теплые воспоминания
5)поддерживают связь поколений
6)способствуют духовному развитию
7)заражают положительными эмоциями
В каждой семье существуют совершенно разные традиции, но решают они одну важную задачу – сплотить и укрепить семью.
Будучи постоянно вовлеченным во «взрослые дела», ребенок чувствует себя частью единого целого, частью своей семьи, идет развитие чувства своей ответственности, важности и принадлежности к своей семье.
Роль соблюдения семейных традиций
• дает ребенку ощущение стабильности, защищенности и безопасности;
• усвоение ребенком общественных норм, моральных и нравственных ценностей;
• развивается общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками;
• маленькие учатся уважать старших;
• старшие дети, в свою очередь, учатся заботиться о младших;
• ребенок становится активным участником семейной жизни;
• у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость и сопереживание;
• у ребенка формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества;
• ребенок усваивает основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Особо стоит отметить, что благодаря такому вовлечению, овладение многими навыками происходит в форме игры. Участие в рутинных хлопотах взрослых дарит ребенку много радости. Малыши радуются самым нехитрым, но при этом «ответственным» поручениям. И эти самые незабываемые моменты ребенок сохранит в памяти на всю жизнь и продолжит в своей семье.
Примеры традиций и обычаев семьи
• Совместные ужины, чаепития, домашняя выпечка. Вся семья или большой круг близких собирается за одним столом, где в уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, книги, фильмы, все хорошее, что случилось за день, сообщить о достижениях, обменяться впечатлениями. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего. Такая возможность предоставляется и детям. Эта традиция способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви, доброты.
• Совместное проведение досуга. Это может быть загородные поездки в выходные, настольные игры, посещение всей семьей культурных мероприятий, мастер-классов; зимой – катание на коньках и лыжах, летом – катание на велосипедах, роликах, сбор грибов. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.
• Подготовка к праздникам. Все члены семьи могут принять участие в изготовлении подарков родственникам, наряжать елку, сервировать стол. Это еще и возможность весело провести время.
• Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям; совместные путешествия, поездки на природу, рыбалка, вечерние песни под гитару у костра. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям – отвлечение от повседневных будней, возможность освежить свои чувства, насладиться природой.
• Празднование дней рождений. Это одно из самых знаменательных событий в жизни ребенка. Эта традиция подчеркивает значимость каждого члена семьи; приносит радость, настроение, предвкушение праздника взрослым и детям. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.
• Народные традиции в семье; соблюдение религиозных дат; почитание праздника День победы, участие в акции «Бессмертный полк». Следуя им, в ребенка закладывается чувство гордости своей страной, принадлежности к своему народу.
• Составление фотоальбомов, генеалогического древа, фотопортреты своих родственников. Привлекая к этому детей, мы вызываем у них большой интерес к изучению прошлого, истории предков и своего рода. Прививаем чувство значимости к своей личной истории.
Осознавая огромную роль и ценность семейных традиций, я, воспитатель дошкольного учреждения, в своей работе активно взаимодействую с семьями воспитанников по данной теме.
Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:
• Взаимопознание и взаимоинформирование.
• Непрерывное образование воспитывающих взрослых.
• Совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
Основные формы взаимодействия с семьей:
-анкетирование родителей «Традиции нашей семьи», где родители подробно описали, какие традиции существуют в семье, как они исполняются, какова роль ребенка в исполнении этих традиций и т. д. ;
-беседы с детьми «Моя семья», «Что такое семейные традиции», «Праздники и традиции вашей семьи» в НОД;
-рисование на тему «Семья на прогулке», «Мамин портрет»
-лепка «Мой папа-защитник»;
-аппликация «Бабушка и дедушка»;
-оформление выставки детского творчества по данной теме;
-оформление папки-передвижки для родителей «Роль семьи и семейных традиций в воспитании ребенка»;
-родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка», где была затронута тема семейных традиций;
-коллективная работа детей, родителей и воспитателя – оформление стенгазет и подготовка презентации «Наше лето», как упоминание о существующей практически у всех традиции совместного отдыха;
-комплекс занятий с детьми «Наша Родина», «Традиции в России», где детям была показана взаимосвязь традиций семьи и страны.
Также в работе с семьями воспитанников использовались следующие формы:
-создание каждой семьей мини-проекта «Мои семейные традиции»; презентация проектов детьми; выставка творческих проектов.
-рассматривание семейных реликвий, коллекций и фотографий;
-изготовление детьми подарков для своей семьи ко Дню семьи, любви и верности;
-изготовление детьми и педагогами поздравительных плакатов ко Дню матери, к Международному женскому дню, к 23 февраля и 8 марта;
-вовлечение родителей в подготовку и проведение благотворительной осенней ярмарки;
-участие семей в конкурсах и выставках детско-родительских творческих работ;
-посещение семьями воспитанников мероприятий, проводимых за пределами ДОУ (Наро-Фоминском краеведческом музее, Доме культуры «Таширово», библиотеке д. Таширово);
-приглашение родителей воспитанников на праздничные мероприятия в ДОУ;
-помощь родителей в организации проведения выездных мероприятий с участием детей.
Все эти проводимые мероприятия помогают решить такие важные задачи, как: укрепление детско-родительских отношений путем совместной общественно-значимой деятельности и досуга педагогов, родителей и детей; обогащать отношения детей и родителей путем совместного досуга, творческой деятельности; дать детям представление о семье; воспитывать любовь и уважение к членам семьи; учить проявлять о них заботу; продолжать знакомить детей с семейными традициями.
Таким образом, можно сделать вывод: роль семейных традиций во всестороннем развитии ребенка доказана; дети не испытывают дефицита внимания взрослых в семьях, где есть место традициям, так как большую часть свободного времени занимает разнообразная совместная деятельность.
Соблюдая и бережно передавая семейные традиции, мы сохраняем связь поколений, по кирпичикам закладываем прочный фундамент гармоничной и счастливой жизни на долгие годы.
Список литературы:
• ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014.
• Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы": сайт http://base.garant.ru (дата обращения 24. 02. 2020). – Текст: электронный.
• Консультация: «Роль семейных традиций в воспитании детей»: сайт https://pedportal.net (дата обращения 24. 02. 2020). – Текст: электронный.
• Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Без корня и полынь не растёт": сайт https://nsportal.ru(дата обращения 24. 02. 2020). – Текст: электронный.
• Консультация для родителей «Семейные ценности» https://mdoy.pro/pict/ds_148/dokumenti/Консультация%20для%20родителей. pdf
• Статья «Семья на Руси-традиции и современность» - Библиотека им. Фадеева А. А, автор Барыбина И. Г. https://fadeev6.blogs.donlib.ru/semja-na-rusi-tradicii-i-sovremennost/?doing_wp_cron=1657293747.8764169216156005859375
• Статья «Семейные традиции: из поколения в поколение» https://растимдетей. рф/articles/semeynye-tradicii-iz-pokoleniya-v-pokolenie
• Методическое пособие «Год семьи 2024. ЦДРА. Москва 2024 г.»