МААМ-картинки

Семейные традиции, как современный способ работы с родителями и воспитания дошкольников в ДОУ и в семье (1 фото)

Юлия Кияметдинова
Семейные традиции, как современный способ работы с родителями и воспитания дошкольников в ДОУ и в семье
▼ Скачать + Заказать документы

«Семейные традиции, как современный способ работы с родителями и воспитания дошкольников в ДОУ и в семье»

«Любая дорога начинается с первых шагов,

здание - с фундамента,

а человек становится человеком только в семье» -

народная мудрость.

Семейные традиции, как современный способ работы с родителями и воспитания дошкольников в ДОУ и в семье

Одним из основных принципов дошкольного образования, заложенного в федеральный государственный образовательный стандарт, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Это отражается в Образовательной Программе дошкольного образования и является ее отличительной особенностью. Также Программа предполагает взаимодействие с семьями воспитанников. Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений ДОУ с семьями воспитанников.

В нашей стране существует безусловный приоритет семьи и семейных ценностей и предусмотрено развитие государственной семейной политики. В России 2024 год официально объявлен Годом семьи по указу Президента России Владимира Владимировича Путина. Решение принято с целью популяризации политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей.

Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи. В проведении государственной семейной политики роль семьи предусматривает ее активное участие в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия.

Следуя государственному указу, федеральному государственному образовательному стандарту ДО и общеобразовательной программе детские учреждения ведут активное взаимодействие с семьями своих воспитанников в направлении решения задач по созданию условий, необходимых для поддержки традиционных ценностей и, в частности, традиций семьи.

Не надо забывать, что вся жизнь каждого человека строится на основе семьи. Семья – это главное место, где происходит развитие наших детей, закладываются общечеловеческие ценности, такие как любовь и уважение, чувство патриотизма, доброта и т. д.

Семейные традиции играют большую роль в развитии, укреплении и сохранении крепких семейных уз. Традиция – от латинского «передача», означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

1)укрепляют отношения

2)развивают чувство доверия

3)создают общие интересы

4)оставляют теплые воспоминания

5)поддерживают связь поколений

6)способствуют духовному развитию

7)заражают положительными эмоциями

В каждой семье существуют совершенно разные традиции, но решают они одну важную задачу – сплотить и укрепить семью.

Будучи постоянно вовлеченным во «взрослые дела», ребенок чувствует себя частью единого целого, частью своей семьи, идет развитие чувства своей ответственности, важности и принадлежности к своей семье.

Роль соблюдения семейных традиций

• дает ребенку ощущение стабильности, защищенности и безопасности;

• усвоение ребенком общественных норм, моральных и нравственных ценностей;

• развивается общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками;

• маленькие учатся уважать старших;

• старшие дети, в свою очередь, учатся заботиться о младших;

• ребенок становится активным участником семейной жизни;

• у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость и сопереживание;

• у ребенка формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества;

• ребенок усваивает основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Особо стоит отметить, что благодаря такому вовлечению, овладение многими навыками происходит в форме игры. Участие в рутинных хлопотах взрослых дарит ребенку много радости. Малыши радуются самым нехитрым, но при этом «ответственным» поручениям. И эти самые незабываемые моменты ребенок сохранит в памяти на всю жизнь и продолжит в своей семье.

Примеры традиций и обычаев семьи

• Совместные ужины, чаепития, домашняя выпечка. Вся семья или большой круг близких собирается за одним столом, где в уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, книги, фильмы, все хорошее, что случилось за день, сообщить о достижениях, обменяться впечатлениями. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего. Такая возможность предоставляется и детям. Эта традиция способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви, доброты.

• Совместное проведение досуга. Это может быть загородные поездки в выходные, настольные игры, посещение всей семьей культурных мероприятий, мастер-классов; зимой – катание на коньках и лыжах, летом – катание на велосипедах, роликах, сбор грибов. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.

• Подготовка к праздникам. Все члены семьи могут принять участие в изготовлении подарков родственникам, наряжать елку, сервировать стол. Это еще и возможность весело провести время.

• Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям; совместные путешествия, поездки на природу, рыбалка, вечерние песни под гитару у костра. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям – отвлечение от повседневных будней, возможность освежить свои чувства, насладиться природой.

• Празднование дней рождений. Это одно из самых знаменательных событий в жизни ребенка. Эта традиция подчеркивает значимость каждого члена семьи; приносит радость, настроение, предвкушение праздника взрослым и детям. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.

• Народные традиции в семье; соблюдение религиозных дат; почитание праздника День победы, участие в акции «Бессмертный полк». Следуя им, в ребенка закладывается чувство гордости своей страной, принадлежности к своему народу.

• Составление фотоальбомов, генеалогического древа, фотопортреты своих родственников. Привлекая к этому детей, мы вызываем у них большой интерес к изучению прошлого, истории предков и своего рода. Прививаем чувство значимости к своей личной истории.

Осознавая огромную роль и ценность семейных традиций, я, воспитатель дошкольного учреждения, в своей работе активно взаимодействую с семьями воспитанников по данной теме.

Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:

• Взаимопознание и взаимоинформирование.

• Непрерывное образование воспитывающих взрослых.

• Совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Основные формы взаимодействия с семьей:

-анкетирование родителей «Традиции нашей семьи», где родители подробно описали, какие традиции существуют в семье, как они исполняются, какова роль ребенка в исполнении этих традиций и т. д. ;

-беседы с детьми «Моя семья», «Что такое семейные традиции», «Праздники и традиции вашей семьи» в НОД;

-рисование на тему «Семья на прогулке», «Мамин портрет»

-лепка «Мой папа-защитник»;

-аппликация «Бабушка и дедушка»;

-оформление выставки детского творчества по данной теме;

-оформление папки-передвижки для родителей «Роль семьи и семейных традиций в воспитании ребенка»;

-родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка», где была затронута тема семейных традиций;

-коллективная работа детей, родителей и воспитателя – оформление стенгазет и подготовка презентации «Наше лето», как упоминание о существующей практически у всех традиции совместного отдыха;

-комплекс занятий с детьми «Наша Родина», «Традиции в России», где детям была показана взаимосвязь традиций семьи и страны.

Также в работе с семьями воспитанников использовались следующие формы:

-создание каждой семьей мини-проекта «Мои семейные традиции»; презентация проектов детьми; выставка творческих проектов.

-рассматривание семейных реликвий, коллекций и фотографий;

-изготовление детьми подарков для своей семьи ко Дню семьи, любви и верности;

-изготовление детьми и педагогами поздравительных плакатов ко Дню матери, к Международному женскому дню, к 23 февраля и 8 марта;

-вовлечение родителей в подготовку и проведение благотворительной осенней ярмарки;

-участие семей в конкурсах и выставках детско-родительских творческих работ;

-посещение семьями воспитанников мероприятий, проводимых за пределами ДОУ (Наро-Фоминском краеведческом музее, Доме культуры «Таширово», библиотеке д. Таширово);

-приглашение родителей воспитанников на праздничные мероприятия в ДОУ;

-помощь родителей в организации проведения выездных мероприятий с участием детей.

Все эти проводимые мероприятия помогают решить такие важные задачи, как: укрепление детско-родительских отношений путем совместной общественно-значимой деятельности и досуга педагогов, родителей и детей; обогащать отношения детей и родителей путем совместного досуга, творческой деятельности; дать детям представление о семье; воспитывать любовь и уважение к членам семьи; учить проявлять о них заботу; продолжать знакомить детей с семейными традициями.

Таким образом, можно сделать вывод: роль семейных традиций во всестороннем развитии ребенка доказана; дети не испытывают дефицита внимания взрослых в семьях, где есть место традициям, так как большую часть свободного времени занимает разнообразная совместная деятельность.

Соблюдая и бережно передавая семейные традиции, мы сохраняем связь поколений, по кирпичикам закладываем прочный фундамент гармоничной и счастливой жизни на долгие годы.

Список литературы:

• ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014.

• Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы": сайт http://base.garant.ru (дата обращения 24. 02. 2020). – Текст: электронный.

• Консультация: «Роль семейных традиций в воспитании детей»: сайт https://pedportal.net (дата обращения 24. 02. 2020). – Текст: электронный.

• Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Без корня и полынь не растёт": сайт https://nsportal.ru(дата обращения 24. 02. 2020). – Текст: электронный.

• Консультация для родителей «Семейные ценности» https://mdoy.pro/pict/ds_148/dokumenti/Консультация%20для%20родителей. pdf

• Статья «Семья на Руси-традиции и современность» - Библиотека им. Фадеева А. А, автор Барыбина И. Г. https://fadeev6.blogs.donlib.ru/semja-na-rusi-tradicii-i-sovremennost/?doing_wp_cron=1657293747.8764169216156005859375

• Статья «Семейные традиции: из поколения в поколение» https://растимдетей. рф/articles/semeynye-tradicii-iz-pokoleniya-v-pokolenie

• Методическое пособие «Год семьи 2024. ЦДРА. Москва 2024 г.»

Публикации по теме:

Фотоотчет «Семья и семейные традиции»Фотоотчет «Семья и семейные традиции» Цель: Формировать у детей понятие «Семья», показать её ценность для каждого человека, воспитывая любовь к своим близким родственникам и.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье» Цель: расширять представление о самобытности культуры, традициях казачества, о специфике воспитания детей в казачьей семье. Задачи: Закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейные традиции, как современный способ работы с родителями и воспитания дошкольников в ДОУ и в семье
Опубликовано: 3 декабря 2024 в 17:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семейные традиции, как современный способ работы с родителями и воспитания дошкольников в ДОУ и в семье» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кияметдинова (УИ 41633) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД