Мария Гринчук
«Работа по экологическому воспитанию в младшей разновозрастной группе дошкольного образования». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
И первые основы экологической культуры должны закладываться нами — дошкольными работниками.
Публикация «„Работа по экологическому воспитанию в младшей разновозрастной группе дошкольного образования“, Опыт работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с раннего дошкольного возраста.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен не только экологический подход, но и педагогический процесс, опирающийся на основополагающие идеи понятия экологии.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радость и переживания, оставляет в них неизгладимые впечатления, формирует эстетические чувства. Каждому ребёнку совершенно необходимо чувство любви к природе, уважение ко всему живому, заботу о нём, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Пришла пора воспитывать детей в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой.
Цель экологического воспитания - это
формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
• формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
• развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Влечение к природе заложено в каждом человеке от рождения, ибо он сам часть природы. Более сложным является для ребёнка усвоение связей, зависимости между объектами и явлениями живой и неживой природы.
Вполне очевидно, что чем теснее общение с природой, тем эффективнее экологическое воспитание. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребёнка в окружающий мир так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень.
В своей группе я провожу следующую работу по экологическому воспитанию детей.
Обучение на занятиях становится основным средством образовательной работы в детском саду. Основной задачей обучения на занятиях является формирование у детей знаний об объектах и явлениях природы, сезонных изменениях в ней. Другая, не менее важная задача – развитие навыков познавательной деятельности и совершенствование её способов. Особое внимание мы уделяем развитию наблюдательности и умение детей находить связь между объектами природы. (Снег растаял. Почему? Стало тепло и ярко светит солнце.)
Дети знакомятся со строением и местом произрастания растений и способом их сбора. Знакомим с животными, насекомыми, птицами, деревьями, с условиями их роста, средой обитания. Полученные знания закрепляем на практике и в художественном творчестве.
Основным направлением экологического воспитания нашего детского сада «Знакомство детей с животными и растениями родного края»
Итогом тематической недели «Животные нашего края» было
проведено выступление лесничего Телермановского леса Ющук Д. Н,который закрепил знания детей о животных,проживающих в нашем лесу и познакомил детей с правилами поведения в лесу.
В течении года с детьми проводились экологические проекты.
«Лук- мой лучший друг!»
Цель: расширить знания детей о луке.
Мы изучили строение лука и его лечебные свойства. Провели экскурсию на кухню, где повар познакомил детей с блюдами в которые добавляется лук.
Провели посадку лука в уголке природы. Вели наблюдение за ростом зеленых перьев лука. Каждый день, с моей помощью, дежурные приносили перья зеленого лука на кухню и повар их добавлял его в суп и салат.
Дети получили новые знания, которые они с удовольствием передавали своим родителям.
Проект «Животные Арктики и Антарктики»
Цель: Знакомство с Арктикой и Антарктикой, с особенностями природных условий Арктического края, с животными Арктики, их внешнему виду, образу жизни и повадках.
Проект проводился совместно с родителями. Дети познакомились с погодными условиями Арктики и Антарктики и животными,которые там проживают. Были проведены эксперементы :«Вода-жир», «Лед тонет или нет?», «Таяние льда». Родители помогли изготовить макет земли.
Проект «Птицы».
Цель: воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности
В ходе проекта мы познакомились с разными видами птиц, как с перелётными, так и с зимующими. Узнали их особенности, повадки, места обитания, чем они питаются. Мы много читали о птицах, отгадывали загадки, учили стихотворения, рисовали и раскрашивали птиц, собирали разрезные картинки, занимались аппликацией и оригами, проводили выставки творческих работ. Вся полученная информация о птицах периодически обновлялась в уголке природы. Это был очень насыщенный и познавательный проект.
Был проведен проект «Чудесный песок»
Цель: Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах песка, с помощью приемов экспериментирования (опытов).
Дети познакомились со свойствами сырого и сухого песка. В процессе экспериментирования дети выяснили,что песок можно окрашивать в разные цвета с помощью гуашевых красок. И использовали покрашенный песок для рисования листьев деревьев.
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). В декабре по проекту «Птицы» была проведена природоохранная акция «Накормите птиц зимой»
План проведения акции:
1. Занятие "Птичья столовая"
2. Изготовление кормушек для птиц родителями вместе с детьми.
3. Развешивание кормушек по близлежащей территории детского сада.
4. Ежедневная подкормка птиц.
5. Наблюдения за птицами и их повадками
Акция «Скворушки»
Цель : формирование экологической культуры, воспитание бережного отношения к перелетным птицам и заботе о них.
Родителями было изготовлено 6 скворечников и развешено на территории ДО.
Акция «Первоцветы»
Цель акции: вовлечение воспитанников и родителей в общественно значимую природоохранную деятельность, способствующую формированию активной гражданской позиции подрастающего поколения.
Детей познакомила с первоцветами, сделала картотеку. Изготовили буклеты и раздали прохожим.
В своей работе я часто использую дидактические игры по экологии, такие как «С какой ветки детки?», «Кто где живёт?», разрезные картинки т. д. В игре дети развиваются интеллектуально, более чувственно учатся воспринимать мир, закрепляют знания.
группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. В уголке есть функциональное дерево «Времена года»
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. На прогулках организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Дети любят рисовать на песке. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения : «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки».
Я считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:
• сформированы начала экологической культуры у детей;
• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!
Спасибо за внимание.