Елена Дресвянина
Профориентационная работа с обучающимися как одна из возможностей их самореализации в будущем
▼ Скачать + Заказать документы
Изменения, происходящие в жизни страны, все яснее обнажают социальные проблемы. Все острее становится необходимость для каждого человека осмысления своей роли, и места в жизни общества, поиска путей профессионального совершенствования, возможностей и умения самому защитить и обеспечить себя, преодолевать суровые испытания современной жизни.
Выбор профессии один из главных критериев социализации и самореализации. Правильный выбор профессии способствует становлению человека как личности, накапливая профессиональный опыт, преобразуя его в собственные ценности и ориентации, развивая индивидуальные качества.
Профессиональное самоопределение школьников в настоящее время носит нестабильный характер. Прежде всего, это связано с большим количеством профессий, а огромный информационный поток не только не помогает старшекласснику при выборе профессии, но и приводит его в состояние растерянности, неопределенности. В подобной ситуации необходимо выявить и создать условия, определяющие эффективность процесса профессионального определения.
Профессиональное самоопределение является важной составляющей социализации подростка. В подростковом возрасте дети, стремясь попасть в мир взрослых в равноправном качестве, начинают искать своё место в обществе и потому вопрос выбора профессии как одобряемого взрослыми способа влиться в социум, становится для них актуальным. Однако выпускники образовательных учреждений из числа лиц с ОВЗ испытывают серьезные трудности, связанные с трудоустройством и переходом к самостоятельной трудовой деятельности. Проблемы профессиональной самореализации возникают у них не только в силу объективных обстоятельств, обусловленных наличием ограничений здоровья. А и по ряду субъективных факторов:
*отсутствия ясных жизненных перспектив и четких профессиональных планов;
*неадекватной самооценки и недостаточно сформированной способности оценивать свои личностные, профессиональные качества, способности и возможности;
*неготовности к преодолению трудностей, возникающих в сфере межличностных отношений и т. д.
Профессиональное самоопределение личности - это процесс формирования личностью своего отношения к окружающему его миру, к профессионально-трудовой среде и способ самореализации.
Формирование личности, развитие профессионального самосознания воспитанников с ОВЗ активно осуществляется в период обучения в школе. Своевременное решение вопросов профессионального и личностного самоопределения определяет перспективы обучающихся в плане последующего трудоустройства и нахождения возможностей эффективной самореализации в профессиональной деятельности. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в психолого-педагогической поддержке и сопровождении при решении задач профессионального самоопределения, развития социальной активности и личности в целом.
Подготовка подростков с ОВЗ к сознательному выбору профессии - важнейшее направление в работе по их социализации, требующее на протяжении своей реализации корректировки профессиональных планов подростков в соответствии с их возможностями здоровья. Однако прежде чем корректировать представления подростков с ОВЗ о своих профессиональных возможностях, нужно убедиться в наличии у них таких представлений.
При этом профессиональное становление личности проходит в своём развитии три основные стадии:
- формирование профессиональных намерений (профессиональный выбор,
- профессиональное обучение (овладение необходимыми для реализации сделанного профессионального выбора знаниями, умениями и навыками,
- профессиональная адаптация и частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.
Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, необходимо вести профориентационную работу.
Профориентационная работа в школе должна быть системной, то есть в ней должны принимать участие не только учителя, воспитатели, но и администрация школы, школьные психологи, социальные педагоги, родители.
Существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ.
Ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию обучающихся, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
В нашей школе уделяется особое внимание уровню знаний, наклонностей, способностей детей для социализации и адаптации в социуме, а также познаний в области профессий, применяется системный подход к педагогической работе по профориентации. В нее входят мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение учащихся. Уроки трудового обучения являются неотъемлемой частью учебного плана,. Трудовое обучение в школе ставит своей целью подготовить социально- адаптированную личность, способную самостоятельно работать в обычном трудовом коллективе.
Наряду с учебной деятельностью в школе-интернате ведется серьёзная воспитательная работа, т. к. ученики пребывают круглосуточно, то обучение и формирование бытовых навыков является неотъемлемой частью жизни обучающихся.
Воспитательная работа предполагает глубокое изучение состава учащихся, поэтому профессиональная ориентация не мыслима без понимания особенностей человеческой личности. Обучающиеся с ОВЗ очень неоднородны по формам и причинам дефекта. В группе есть учащиеся расторможенные, с различной степенью интеллекта. У них заметно снижена работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке. Объясняется это не только недостатками физического развития, но и дефектами эмоционально - волевой сферы, в результате которых учащиеся неспособны проявить волевые усилия там, где требуется. Есть учащиеся с моторной недостаточностью. Движения у них скованы, медлительны. Самого пристального внимания требуют учащиеся со значительным снижением умственного развития. Хотя именно у них отмечается целый ряд положительных качеств, на которых можно опереться: исполнительность, трудолюбие, терпение, они имеют большую психологическую выносливость, проявляющуюся в том, что ученик может переделывать работу до тех пор, пока не добьется нужного результата.
Воспитательная работа строится так, что воспитанники закрепляют материал не только на профориентационных занятиях, но и в повседневной жизни — это оказание помощи взрослым по ремонту мебели, косметическому ремонту школы, врезание дверных замков, закрепление стендов и т. д., обслуживающий труд — уборка классов, спален, школьной территории, выполняют различные поручения педагогов. Ребёнок учится у взрослых, как быть самостоятельным, что является очень важным для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагоги помогают обучающемуся поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют открытые занятия по труду. Устраиваются конкурсы лучшего по профессии, выставки работ обучающихся. На всех уроках трудового обучения обучающимся прививаются правильные приёмы работы, в связи с этим проходят инструкцию по технике безопасности, умение обращаться с электроприборами, колющими, режущими предметами.
Одним из современных методов профориентационной работы с являются интерактивные методы (деловые игры, тренинги.). Процесс взаимодействия позволяет более подробно рассмотреть аспекты будущей профессиональной деятельности, а также дает возможность получить опыт работы в коллективе. Проводятся занятия по профориентации «Компас в мир профессий», «Выбор профессии — выбор будущего», «Дорога в будущее» в которые наряду с теорией включены психологические тренинги, тестирование в игровой форме, тематические презентации, просмотр фильмов. Такая методика позволяет проявлять интерес к занятиям, постоянно сосредотачивать внимание учащихся, быть участником мероприятия, активно проявлять свои знания, смекалку. Игры «Профессия на букву», «Самая-самая» (назови профессию по характеристике) направлены на знание профессий, их специфике, характеристик. Например, самая-самая сладкая профессия — это кондитер, самая-самая волосатая профессия — это парикмахер. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети впервые «слышат» слова, касающиеся некоторых специальностей. Тем самым идет обогащение словарного запаса у учеников, знаний в этой области. Теоретическая часть занятия направлена на правильный подход к выбору профессии по известной формуле «хочу-могу-надо», а тем самым и выбора учебного заведения, которые могут принять детей с ограниченными возможностями здоровья.
На занятиях по профориентации дети получают информацию об источниках информации по трудоустройству — это информация об адресах, сайтах службы занятости тех районов, в которых проживают ученики, о существовании ярмарки вакансий и т. д.
Организовываются экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, используется средства массовой агитации: стенды, стенгазеты, фотоальбомы и прочей информации, способны оказать значительную помощь воспитанникам в выборе профессии.
В учреждении активно ведется кружковая работа. Занятия в кружке «Батик» позволяет девочкам заниматься любимым делом, проявлять свои творческие способности. Профориентационная работа проводится поэтапно - по ступеням и классам:
1 ступень (1-4кл.) – формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в обществе; развитие интереса к трудовой деятельности.
2 ступень (5-7кл.) – работа, направленная на осознание обучающимися личных интересов, понимание общественных ценностей; создание представлений о профессиях.
3 ступень (8-9кл.) – развитие положительной мотивации к профессиональному самоопределению, умения адекватно оценивать свои возможности в соответствии с требованиями избираемого вида деятельности. Недостаток интеллекта составляет главную часть нарушенного механизма профессионального самоопределения.
Профессиональная направленность и самосознание обучающихся с ОВЗ имеет свои особенности. Проблему развития направленности личности следует рассматривать с позиции формирования системы относительно постоянных, доминирующих мотивов поведения, устойчивых профессиональных интересов, самооценки, положительного отношения к трудовой деятельности. Важнейшим направлением социализации воспитанников с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью. Благодаря школе формируется эмоциональная и социальная жизнь подростка, его представления о себе и о том, что думают о нем другие. Большое значение в формировании готовности войти во взрослую жизнь, в том числе и профессиональную, имеют:
•развитость мотивов, так как это главный источник активности человека и они лежат в основе направленности личности;
•нравственные установки;
•ценностные ориентации;
•самосознание;
•становление и развитие интересов и способностей, то есть потребности в определенных знаниях, видах деятельности и индивидуальных психологических особенностей личности.
Для характеристики готовности обучающихся к трудовой деятельности приняты следующие критерии:
• критерий информированности,
• критерий мотивационно-потребностный,
• критерий деятельностно-практический.
Критерий информированности - предполагает знание обучающимися содержания, условий работы, результатов труда по различным профессиям, о своих интересах, склонностях, качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического развития, особенностях ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, темперамента, характера, а так же о требованиях различных профессий к вышеперечисленным качествам и особенностям человека.
Критерий мотивационно-потребностный - предполагает освоение обучающимися труда как образа жизни, их мотивы, цели и ценности труда вообще, мотивы выбора профессии, наличие у обучающихся интересов и сочетание труда с его материальным вознаграждением.
Критерий деятельностно-практический - предполагает овладение обучающимися умениями и навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие у обучающихся коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана дальнейшей жизни, труда и профессионального обучения.
Профориентационная работа направлена на повышение уровня профессиональной зрелости, стремления к получению новой информации и адекватному планированию предполагаемого места работы; устойчивости интересов, соответствия между предпочтениями и способностями. Очень важно выпускников подготовить к тому, что любой труд достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать её качественно, но для этого необходимо, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Жизнь показывает, что в случае правильного выбора выпускником профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая возможности для самореализации. Работа по профориентации направлена на поиск выпускником своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей.
Выпускники школы-интерната склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой он войдёт в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным. Безусловно, выбор профессии остаётся за воспитанниками, однако школа-интернат должна способствовать тому, чтобы этот выбор был сделан правильно.