Папки-передвижки

Понятие детской тревожности: причины ее возникновения и развития

Елена Синицына
Понятие детской тревожности: причины ее возникновения и развития

Доклад на тему «Понятие детской тревожности: причины ее возникновения и развития»

Детская тревожность – это состояние беспокойства, страха и напряжения, которое может возникать у детей в разных ситуациях. В обиход психологии понятие «тревожности» ввел З. Фрейд.

Тревожность – это отрицательное эмоциональное состояние, которое связано со страхом.

Виды тревожности – эмоция (ситуативная тревога) и индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в частых беспричинных переживаниях тревоги.

На психологическом уровне тревожность – это беспокойство, нервозность. Переживается в виде различных негативных чувств – таких как неопределенность, одиночество, сложность в принятии решений.

На физиологическом уровне реакции тревожности – это усиление сердцебиения, дыхания, возрастании общей возбудимости, отрицательная эмоциональная окраска.

Несмотря на небольшие различия в определениях детской тревожности, все авторы сходятся в том, что это состояние страха, беспокойства и напряжения, которое может приводить к проблемам в поведении и социальной адаптации ребенка. Тревога чаще всего ведет к дезорганизации деятельности, ухудшает качество жизни.

Нормальный (оптимальный) уровень тревожности помогает мобилизоваться и обратить внимание на проблему с целью ее решения (адаптивная тревога). Дезадаптивная реакция на высокий уровень тревожности проявляется в дезорганизации поведения и требует скорейшего вмешательства компетентных специалистов.

Существует несколько форм детской тревожности, которые могут проявляться у детей разного возраста и в разных ситуациях:

1)Ситуативная тревожность: это форма тревожности, которая возникает, например,когда ребенок расстается с родителями или близкими ему людьми. Появляется страх, что с ним может что-то случиться или что он может быть разлучен с близкими надолго.

2)Общая тревожность: это форма тревожности, которая проявляется в общем беспокойстве и страхе, не связанным с конкретной ситуацией или объектом. Ребенок может беспокоиться о нескольких вещах одновременно и чувствовать непонятное внутреннее напряжение и тревогу.

3)Фобии – это форма тревожности, которая проявляется в сильном страхе или избегании определенных объектов, ситуаций или действий. Например, дети могут бояться темноты, высоты, животных или публичных выступлений.

4)Навязчиво-компульсивное расстройство: это форма тревожности, которая проявляется в навязчивых мыслях или действиях, которые ребенок считает необходимыми для предотвращения каких-либо неприятных событий. Например, ребенок может постоянно проверять, закрыта ли дверь, или убирать игрушки в определенном порядке.

5)Социальная тревожность – это форма тревожности, которая проявляется в боязни социальных ситуаций, таких как выступление перед группой детей или взаимодействие с новыми людьми. Ребенок может беспокоиться о том, что будет осмеян или отвергнут другими детьми (взрослыми).

Эти формы детской тревожности могут проявляться в различных сочетаниях и степенях у разных детей, в зависимости от их личностных особенностей, опыта и ситуаций, в которых они находятся. Важно помнить, что тревожность у детей — это зачастую нормальное явление, родители и педагоги могут помочь им справиться с этим состоянием, обеспечивая поддержку и позитивную обратную связь. Если же тревожность становится чрезмерной и мешает обычной жизни ребенка, то здесь уже необходима консультация специалиста, например, детского психолога или психиатра, для диагностики и лечения возможных психических расстройств.

Тревожность – состояние, порождаемое внутренними конфликтами. Основой для возникновения тревожности являются противоречия между возможностями и предъявляемыми требованиями действительности, с которыми ребенок по разным причинам не может справиться.

Существует множество причин и факторов риска, которые могут быть связаны с развитием тревожности у детей дошкольного возраста. Некоторые из них включают в себя:

- генетические факторы: некоторые исследования показывают, что генетические факторы могут играть роль в возникновении тревожности у детей. Дети, у которых есть родственники с психическими расстройствами, в том числе и тревожностью, чаще более склонны к этому состоянию;

- семейные факторы: семейная обстановка и воспитание могут быть связаны с развитием тревожности у детей. Например, родители, которые сами часто беспокоятся и выражают тревогу, передают этот стиль поведения своим детям. Также семейные конфликты, низкий уровень поддержки и отсутствие уверенности в себе у родителей могут влиять на эмоциональное состояние ребенка;

- травматические события: такие как смерть близкого человека, развод родителей, переезд в новый город или страну, могут вызвать у детей тревожность и беспокойство;

- неблагоприятное окружение: например, плохие условия жизни, низкий уровень дохода семьи, жизнь в населенных пунктах с высоким уровнем преступности и насилия, могут увеличить риск развития тревожности у детей;

- хронические заболевания: такие как астма, аллергия или сахарный диабет, могут быть связаны с развитием тревожности у детей;

- недостаточный сон: может приводить к увеличению уровня стресса и тревожности у детей;

- недостаточная социальная поддержка: отсутствие поддержки со стороны родителей, педагогов и друзей может повысить риск развития тревожности у детей.

Важно отметить, что одни дети могут быть более склонны к тревожности, чем другие, поэтому родители и воспитатели должны быть внимательны к эмоциональному состоянию детей.

Тревожность может быть вызвана, по сути, любым внутренним конфликтом. Важным здесь является не столько содержание конфликта, сколько его личностный смысл. Именно значимость внутреннего конфликта для ребенка определяет силу переживаний и создает эмоциональное напряжение, которое постепенно переходит в тревожность.

Некоторые исследования указывают на то, что дети с определенными личностными характеристиками могут быть более подвержены тревожности. Например, есть дети, у которых высокий уровень перфекционизма. У таких детей чаще завышенные требования к себе, что может привести к более высокому уровню тревожности.

В целом, понимание факторов, которые связаны с развитием тревожности у детей, может помочь родителям и педагогам определить, какие дети нуждаются в дополнительной поддержке и помощи для управления этим состоянием.

Тревога может оказывать значительное влияние на когнитивное, социальное и эмоциональное развитие детей:

-Когнитивное развитие: детская тревожность может приводить к нарушению когнитивных процессов, таких как концентрация, память и внимание. Ребенок может испытывать трудности в учебе и восприятии информации, что отрицательно сказывается на образовательном процессе. Также тревога может влиять на развитие креативности и фантазии у ребенка.

-Социальное развитие: детская тревожность может влиять на социальное поведение ребенка. Ребенок становится более замкнутым, начинает избегать социальных контактов из-за боязни критики и осуждения со стороны окружающих. Это может привести к нарушению социальной адаптации и ухудшению отношений с другими детьми и взрослыми.

-Эмоциональное развитие: детская тревожность может приводить к развитию негативных эмоций, таких как страх, беспокойство, раздражительность и депрессия. Если ребенок часто испытывает эти эмоции и с трудом справляется с ними, наиболее вероятно, что это приведет к снижению самооценки и повышенной уязвимости. Кроме того, детская тревожность может негативно повлиять на развитие регуляции эмоций. Как результат - повышенный уровень стресса и тревоги в будущем.

Тревожность, как психическое свойство, имеет ярко выраженную возрастную специфику, которая обнаруживается в ее содержании, формах проявления. Для каждого возраста есть определенные области, которые вызывают повышенную тревогу.

В целом, детская тревожность может оказывать отрицательное влияние на различные аспекты развития ребенка, поэтому важно обеспечить детям поддержку, помощь и тренировку навыков, которые помогут им справиться с этим состоянием. Это может включать в себя проведение терапии или консультаций с детским психологом, обучение регуляции эмоций и навыкам социального взаимодействия.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Новые грани развития детской музыкальной школы. Комплексная программа «Подготовка к освоению программ по видам искусств» .

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ветер, причины его возникновения» Программное содержание: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; учить детей наблюдать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие детской тревожности: причины ее возникновения и развития
Опубликовано: 16 августа 2024 в 16:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие детской тревожности: причины ее возникновения и развития» (включая файлы) размещена пользователем Елена Синицына в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД