Ожегова Ирина Владимировна
Доклад по теме патриотического воспитания в ДОУ «Растим патриотов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Растим патриотов России!»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира. Хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.
Публикация «Доклад по теме патриотического воспитания в ДОУ „Растим патриотов“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой.
Действенным средством воспитания патриотизма, на наш взгляд, является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества. Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни.
О необычайной жизненности казачества, свидетельствует его современное возрождение. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики. В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне. Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам наши предки.
В 2017 году в МАДОУ детский сад №5 «Родничок» приказом Министерства образования и науки Амурской области от 31 .07.2017г. за № 887 введён региональный образовательный казачий компонент. Этот компонент так же нашёл отражение в Образовательной программе МАДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Я, как музыкальный руководитель использую тему казачества на своих музыкальных занятиях, и провожу развлечения, тематические беседы в нашем мини – музее.
Для успешной реализации образовательного компонента с 2017 по 2023г. были разработан и реализованы проекты: «У амура – батюшки реки, живут ребята - казаки», «Традиции казачества», «Мини- музей в детском саду как форма развития и приобщения к истокам казачьей культуры». Данные проекты направлены на воспитание детей на идеях патриотизма, духовности, народности (уклад жизни, традиции и пр., обращения к истокам (кто мы такие, какие мы, чем интересны).
Они основаны на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Проекты по срокам реализации являются длительными. В проекте учувствуют дети начиная с младшей группы детского сада.
Работа с дошкольниками строится на основе дифференцированного подхода подачи материала, интегрированной формы ведения занятия с детьми с включением различных видов детской деятельности – игровой, учебной, досуговой.
Для успешной реализации проекта были определены формы работы по знакомству дошкольников с историей казачества: (см. слайд)
Формы работы с дошкольниками по ознакомлению
с историей казачества
Дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. С помощью дидактических игр передаются определенные знания о культуре казачества. Основой для игр детей служат сформированные представления об истории и культуре казачества, детей знакомят с бытом, утварью, одеждой казаков. Знания об истории и культуре казачества дети получают по определённой системе. Так, ознакомление детей с историей и культурой казачества проходит в такой последовательности: дети знакомятся с символикой родного края, казачества (герб, флаг, с казачьим костюмом, с обрядами. С помощью дидактических игр, дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Большая роль отводится совместной досуговой деятельности с детьми. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется чувство любви к Родине. В совместной деятельности педагоги используют дидактические игры «Казачья горница», «Что лишнее», «Найди флаг казаков», и т. д.
В повседневной жизни дети с удовольствием играют в народные казачьи хороводные игры. Игры способствуют раскрытию эмоциональных, интеллектуальных и творческих способностей, так же развивают у детей коллективизм, чувство симпатии друг к другу.
В детском саду проходят различные конкурсы в том числе конкурс чтецов о родном крае, где в исполнении ребят подготовительной группы прозвучали стихи жительницы села Константиновка Нины Сергеевны Колесниковой «Моя константиновка», «Родная улица».
В течении года в детском саду «Родничок» проводятся различные народные и календарные казачьи праздники такие как: «Праздник первых штанов», «Праздник хлеба», «День матери – казачки», «Казачьи посиделки», «Казаки на защите Отечества», Осень в гости просим», Спортивный праздник «Карусель казачьих игр».
В образовательной деятельности с воспитанниками детского сада проводились различные интегрированные занятия, праздники «Мы ребята – казачата», развлечение «Русская берёза», праздник «День флага», акция «Бессмертный полк» и праздник «Спасибо прадеду, за Победу». «Интеллектуальная олимпиада» по истории с. Константиновка.
Одним из средств реализации патриотического направления является создание предметно-развивающей среды. Для этого в нашем учреждении создан мини-музей «Казачок». В нашем музее представлены женский и мужской казачий костюм, макеты казачьей хаты и подворья. Изготовлены альбомы, дидактические игры для ознакомления с историей и культурой казачества, бытом, утварью, интерьером казачьей избы. Важная особенность мини – музеев – участие в их создании детей и родителей.
В мине – музее «Казачок» под моим руководством проходят различные тематические беседы по темам: «Кто мы, откуда. Где наши корни», «Амурская земля - моё Приамурье», «Улицы нашего села» и др.
Мини -музей "Казачок" детского сада "Родничок" регулярно пополняется книгами из серии "Библиотека дальневосточного казачества".
Многие родители наших детей, в большинстве молодые люди сами выросли в 90-е годы, в эпоху «Иванов, не помнящих родства» и не имеют представления о методах воспитания гражданственности, патриотизма, сами нуждаются в том, чтобы их научили методам и приемам воспитания у своих детей патриотизма и любви к Родине. Поэтому, при передаче родителям способов организации патриотического воспитания дошкольников в семье мы стараемся создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, чтобы и взрослые, и дети могли чувствовать себя свободно и непринужденно. Это является самым эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими разный культурный опыт, педагогические установки, семейные традиции.
У родителей наших воспитанников вызвал большой интерес погружения в казачью культуру, многие захотели принять активное участие в работе ДОУ. Для этого нами разрабатываются такие проекты в работе с семьей, как «Моя родословная», «История моей фамилии». «Мой дед — казак!». Родители и дети работают в настоящее время над оформлением семейного фотоальбома по темам проекта - «Моя родословная», «История моей фамилии». «Мой прадед — герой!».
В ходе работы по реализации казачьего компонента были выступления на родительских собраниях на тему «Насыщение предметно пространственной среды с учетом регионального компонента», «Воспитание семей в казачьих семьях», а так же консультации для родителей – «Без прошлого – нет будущего», «Культура общения в семье и обществе» На общем родительском собрании творческой группой была представлена презентация о деятельности ДОУ по данному направлению.
Каждый год я принимаю участие в межрегиональной научно – практической конференции «Амурское казачество: вчера и сегодня», которая проходит в г. Благовещенск в «Амурской областной научной библиотеке имени Н. Н. Муравьева – Амурского» с докладами по истории казачества. Мои выступления опубликованы в сборнике докладов и сообщений «Амурское казачество: вчера и сегодня».
На районных методических объединениях педагогов ДОУ и групп дошкольной подготовки мною были представлены выступления по предоставлению опыта работы по внедрению казачьего компонента в детском саду «Родничок».
Наши казачата и педагоги детского сада «Родничок» являются участниками различных конкурсов.
Вокальная группа детского сада «Амурские казачата» принимает участие в торжественных мероприятиях Амурского казачьего колледжа с. Константиновка, мы участвовали в создании фильма о Константиновском районе. В исполнении ребят прозвучали стихотворения о нашем селе Константиновка и весёлые казачьи песни.
И участвовали мы в программе «Два шага по карте» (Амурское областное TV).
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей нравственно - патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников об истории казачества.
Благодаря использованию различных форм и методов работы по нравственно-патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с малой родиной, бытом и традициями казачества, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, традициям и обычаям.