Получи документы

Доклад по теме патриотического воспитания в ДОУ «Растим патриотов»

Ожегова Ирина Владимировна
Доклад по теме патриотического воспитания в ДОУ «Растим патриотов»

«Растим патриотов России

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира. Хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.

Публикация «Доклад по теме патриотического воспитания в ДОУ „Растим патриотов“» размещена в разделах

Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой.

Действенным средством воспитания патриотизма, на наш взгляд, является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества. Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни.

О необычайной жизненности казачества, свидетельствует его современное возрождение. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики. В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне. Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам наши предки.

В 2017 году в МАДОУ детский сад №5 «Родничок» приказом Министерства образования и науки Амурской области от 31 .07.2017г. за № 887 введён региональный образовательный казачий компонент. Этот компонент так же нашёл отражение в Образовательной программе МАДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Я, как музыкальный руководитель использую тему казачества на своих музыкальных занятиях, и провожу развлечения, тематические беседы в нашем мини – музее.

Для успешной реализации образовательного компонента с 2017 по 2023г. были разработан и реализованы проекты: «У амура – батюшки реки, живут ребята - казаки», «Традиции казачества», «Мини- музей в детском саду как форма развития и приобщения к истокам казачьей культуры». Данные проекты направлены на воспитание детей на идеях патриотизма, духовности, народности (уклад жизни, традиции и пр., обращения к истокам (кто мы такие, какие мы, чем интересны).

Они основаны на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Проекты по срокам реализации являются длительными. В проекте учувствуют дети начиная с младшей группы детского сада.

Работа с дошкольниками строится на основе дифференцированного подхода подачи материала, интегрированной формы ведения занятия с детьми с включением различных видов детской деятельности – игровой, учебной, досуговой.

Для успешной реализации проекта были определены формы работы по знакомству дошкольников с историей казачества: (см. слайд)

Формы работы с дошкольниками по ознакомлению

с историей казачества

Дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. С помощью дидактических игр передаются определенные знания о культуре казачества. Основой для игр детей служат сформированные представления об истории и культуре казачества, детей знакомят с бытом, утварью, одеждой казаков. Знания об истории и культуре казачества дети получают по определённой системе. Так, ознакомление детей с историей и культурой казачества проходит в такой последовательности: дети знакомятся с символикой родного края, казачества (герб, флаг, с казачьим костюмом, с обрядами. С помощью дидактических игр, дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Большая роль отводится совместной досуговой деятельности с детьми. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется чувство любви к Родине. В совместной деятельности педагоги используют дидактические игры «Казачья горница», «Что лишнее», «Найди флаг казаков», и т. д.

В повседневной жизни дети с удовольствием играют в народные казачьи хороводные игры. Игры способствуют раскрытию эмоциональных, интеллектуальных и творческих способностей, так же развивают у детей коллективизм, чувство симпатии друг к другу.

В детском саду проходят различные конкурсы в том числе конкурс чтецов о родном крае, где в исполнении ребят подготовительной группы прозвучали стихи жительницы села Константиновка Нины Сергеевны Колесниковой «Моя константиновка», «Родная улица».

В течении года в детском саду «Родничок» проводятся различные народные и календарные казачьи праздники такие как: «Праздник первых штанов», «Праздник хлеба», «День матери – казачки», «Казачьи посиделки», «Казаки на защите Отечества», Осень в гости просим», Спортивный праздник «Карусель казачьих игр».

В образовательной деятельности с воспитанниками детского сада проводились различные интегрированные занятия, праздники «Мы ребята – казачата», развлечение «Русская берёза», праздник «День флага», акция «Бессмертный полк» и праздник «Спасибо прадеду, за Победу». «Интеллектуальная олимпиада» по истории с. Константиновка.

Одним из средств реализации патриотического направления является создание предметно-развивающей среды. Для этого в нашем учреждении создан мини-музей «Казачок». В нашем музее представлены женский и мужской казачий костюм, макеты казачьей хаты и подворья. Изготовлены альбомы, дидактические игры для ознакомления с историей и культурой казачества, бытом, утварью, интерьером казачьей избы. Важная особенность мини – музеев – участие в их создании детей и родителей.

В мине – музее «Казачок» под моим руководством проходят различные тематические беседы по темам: «Кто мы, откуда. Где наши корни», «Амурская земля - моё Приамурье», «Улицы нашего села» и др.

Мини -музей "Казачок" детского сада "Родничок" регулярно пополняется книгами из серии "Библиотека дальневосточного казачества".

Многие родители наших детей, в большинстве молодые люди сами выросли в 90-е годы, в эпоху «Иванов, не помнящих родства» и не имеют представления о методах воспитания гражданственности, патриотизма, сами нуждаются в том, чтобы их научили методам и приемам воспитания у своих детей патриотизма и любви к Родине. Поэтому, при передаче родителям способов организации патриотического воспитания дошкольников в семье мы стараемся создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, чтобы и взрослые, и дети могли чувствовать себя свободно и непринужденно. Это является самым эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими разный культурный опыт, педагогические установки, семейные традиции.

У родителей наших воспитанников вызвал большой интерес погружения в казачью культуру, многие захотели принять активное участие в работе ДОУ. Для этого нами разрабатываются такие проекты в работе с семьей, как «Моя родословная», «История моей фамилии». «Мой дед — казак!». Родители и дети работают в настоящее время над оформлением семейного фотоальбома по темам проекта - «Моя родословная», «История моей фамилии». «Мой прадед — герой!».

В ходе работы по реализации казачьего компонента были выступления на родительских собраниях на тему «Насыщение предметно пространственной среды с учетом регионального компонента», «Воспитание семей в казачьих семьях», а так же консультации для родителей – «Без прошлого – нет будущего», «Культура общения в семье и обществе» На общем родительском собрании творческой группой была представлена презентация о деятельности ДОУ по данному направлению.

Каждый год я принимаю участие в межрегиональной научно – практической конференции «Амурское казачество: вчера и сегодня», которая проходит в г. Благовещенск в «Амурской областной научной библиотеке имени Н. Н. Муравьева – Амурского» с докладами по истории казачества. Мои выступления опубликованы в сборнике докладов и сообщений «Амурское казачество: вчера и сегодня».

На районных методических объединениях педагогов ДОУ и групп дошкольной подготовки мною были представлены выступления по предоставлению опыта работы по внедрению казачьего компонента в детском саду «Родничок».

Наши казачата и педагоги детского сада «Родничок» являются участниками различных конкурсов.

Вокальная группа детского сада «Амурские казачата» принимает участие в торжественных мероприятиях Амурского казачьего колледжа с. Константиновка, мы участвовали в создании фильма о Константиновском районе. В исполнении ребят прозвучали стихотворения о нашем селе Константиновка и весёлые казачьи песни.

И участвовали мы в программе «Два шага по карте» (Амурское областное TV).

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей нравственно - патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников об истории казачества.

Благодаря использованию различных форм и методов работы по нравственно-патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с малой родиной, бытом и традициями казачества, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, традициям и обычаям.

Публикации по теме:

«Растим патриотов с детства». Консультация для родителей«Растим патриотов с детства». Консультация для родителей «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю»Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.

Фоторепортаж о фестивале военной песни «Растим патриотов России»Фоторепортаж о фестивале военной песни «Растим патриотов России» В нашей станице состоялся районный фестиваль военной песни "Растим патриотов России", посвящённый Берлинской операции 1945 года. Берлинская.

Фотоотчёт «Растим патриотов»Фотоотчёт «Растим патриотов» Мы весёлые ребята, Мы ребята - казачата, Любим вместе мы играть, И под музыку плясать. Немногие взрослые знают историю родного края, тем.

Конспект итоговой НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в подготовительной группеКонспект итоговой НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в подготовительной группе Программное содержание: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, станице, детскому саду. 2. Развивать внимание, память, мышление,.

Отчет о работе по месячнику «Растим патриотов России»Отчет о работе по месячнику «Растим патриотов России» В феврале работа логопедической группы №7 строилась по теме месячника «Растим патриотов России». Огромные изменения произошли в нашей стране.

Проект по духовно-патриотическому воспитанию «Растим маленьких патриотов» в младшей группе и презентация ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ "РАСТИМ МАЛЕНЬКИХ ПАТРИОТОВ" В МЛАДШЕЙ ГРУППЕПроблемаВ настоящее время одной из наиболее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад по теме патриотического воспитания в ДОУ «Растим патриотов»
Опубликовано: 9 января 2024 в 07:16
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД