Галина Ивахнова
Доклад «Организация творческой ролевой игры по мотивам художественных произведений»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработал: воспитатель Ивахнова Г. А., АНО ДО «Планета детства «Лада», Д/С№ 192 «Ручеек», г. Тольятти
Цель: представить опыт работы по организации игры по мотивам художественных произведений с детьми старшего дошкольного возраста:
- роль художественного произведения в обогащении игровой деятельности детей;
- этапы работы, игровые методы и приемы, используемые для организации данного направления игровой деятельности.
Публикация «Доклад „Организация творческой ролевой игры по мотивам художественных произведений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
С точки зрения игры, художественное произведение, картина, иллюстрация выступают как средство для обогащения и активизации игровых образов, развития сюжета и ролевых взаимодействий. Художественное произведение – источник эмоционального переживания, а эмоции детей находят непосредственное выражение через игру. Оно помогает увидеть обстановку, действия героев, их внешность, поступки взаимоотношения и тем самым развивает содержание игровой деятельности. Литературное произведение захватывает личность ребенка целиком, и в этом проявляется его развивающее значение.
Практика нашей работы с детьми показала, как широки выразительные возможности художественного произведения. Мы знакомим детей с окружающим миром во всем его многообразии через литературные образы, что также способствует обогащению их игровой деятельности.
Исходя из этого, появилось новое игровое направление – игра по художественным произведениям. Мы выделили два вида такой игры :
• Игры по сказке;
• Игры по реалистическим рассказам.
В практике своей работы мы часто используем чтение сказок, которые имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Ведь именно благодаря им ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимая сказка обучает, воспитывает, побуждает к деятельности наших детей, является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования личности.
Мы подобрали и составили список художественных произведений, которые можно использовать в игре. Они позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица, какого – либо персонажа, помогают преодолеть робость, застенчивость.
В своей работе мы разработали этапы по организации ролевой игры с использованием художественных произведений.
1. Выбор художественного произведения для обыгрывания.
2. Разбор художественного произведения с целью :
- выделение героев;
- выделение основной сюжетной линии;
- придумывание нового сюжета произведения со знакомыми героями;
- введение новых героев в знакомый сюжет;
- придумывание нового содержания для героев произведений;
- определение цепочки последовательности разнообразных событий;
- наделение предметов, героев новыми свойствами;
- упражнения по обогащению образов героев;
- определение цепочки ролевых взаимодействий.
3. Подбор игровых методов и приемов, с помощью которых обыгрывается
художественное произведение.
4. Создание предметно-пространственной среды для обыгрывания.
Важным является подбор игровых приемов работы по художественному произведению. Охарактеризуем некоторые из них:
1. Обыгрывание отдельных эпизодов (сюжетов, когда выбирается понравившейся детям сюжет художественного произведения и обыгрывается совместно с взрослым.
Обыгрывание может проходить через:
- введение нового предмета.
- введение нового героя.
- введения нового события.
2. Вхождение в игровые образы, которое характеризуется как средство развития эмоциональной выразительности. Дети перевоплощаются в персонажей изображенных в произведении :
- меняют свой внешний облик с помощью игровых атрибутов (например, Дед Мороз на метле полетел раздавать подарки);
- изображают персонажей, наделяя их характерными голосом, мимикой, жестами, действиями и особенностями поведения (например, Золушка – грубая, злая ворчунья ищет себе принца).
3. Цепочка ролевых взаимодействий, когда совместно с детьми придумываются ситуации, где герои вступают во взаимодействие друг с другом. Особое внимание педагог акцентирует на ролевых диалогах персонажей (например, доктор с пилотом, пилот с рыбаком, рыбак с водителем и т. д.)
4. Оценивание предметов, когда любая вещь, изображенная в произведении, на картинке, иллюстрации «оживает» и наделяется чувствами, поведением, желаниями
(например, взрослый или ребенок берет на себя роль дерева и разыгрывает свои действия в лесу, устанавливает отношения с другими персонажами (с камнями, зверями).
5. Салат из сказок, когда придумывается сюжет из сказок:
- с однотипными героями, например, про принцесс из сказок «Принцесса на горошине», «Спящая красавица», «Русалочка»;
- с однотипными приемами, например, превращения в разных сказках с помощью волшебных предметов «Золушка», «Старик-Хоттабыч», «Цветик-Семицветик»;
объединение сказок, например, «Дюймовочка» и «Кот в сапогах».
6. Наделение предметов необычными свойствами.
Решается, какой предмет и чем может быть в игре. Важная роль в игровом употреблении предметов принадлежит воображению. Например, простой зонтик может стать ракетой, а может превратить его обладательницу в принцессу.
7. Прием пальчиковых игр.
Для изображения персонажей используются пальцы руки. Они могут разрисовываться или можно надевать на них заранее приготовленные атрибуты (шляпки, бантики, юбочки) или игрушечные головки различных персонажей. Сначала разыгрываются простые ситуации, где каждый ребенок пробует играть, двигая одним или двумя пальцами. Затем сюжет усложняется, и в игре может принимать участие два – три ребенка.
Пример разбора художественного произведения «Чук и Гек» А. Гайдара.
1. Придумывание нового сюжета со старыми героями:
Например, когда Чук и Гек встретили в лесной чаще других детей, которые тоже приехали на встречу и подружились.
2. Появление новых героев, а содержание остается прежним:
Например, когда Чук и Гек готовились к Новому году к ним в гости приехали дедушка и бабушка.
3. Появление новых героев и изменение сюжета:
Например, Чук и Гек познакомились с пилотами и отправились в путешествие, в дальние края.
С целью обогащения игровых сюжетов был составлен рекомендательный список для чтения, который включает в себя разделы:
- сказки-близнецы;
- авторские сказки;
- волшебные сказки;
-сказки разных народов;
- реалистические рассказы.
Таким образом, на основе художественных произведений, картин, иллюстраций можно представить целую серию игр, которые способствуют не только обогащению игровых действий, сюжетной линии игры, но и развивают ребенка в разных направлениях.
Литература:
1. Воспитание детей в игре. – Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. -
М. : Просвещение, 1983
2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. –
М. : Просвещение, 1982.
3. Безруких М. М. Сказка, как источник творчества детей. – М., 2001.
4. Менжерицкая Д. В. воспитателю о детской игре. – М., 1982.
5. Недоспасова В. А. Растем играя. Пособие для воспитателей. –
М. : Просвещение, 2002.