Ольга Валентиновна Родионова
Обучение детей правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
В дорожно-транспортные происшествия (ДТП) в России ежедневно попадают в среднем 75 детей, в том числе дошкольники. Каждые шесть часов гибнет ребенок, а через каждые 20 минут дети получают травмы различной степени тяжести. Многие навсегда остаются инвалидами.
Дошкольники, как правило, попадают в ДТП в силу своих психофизиологических и возрастных особенностей поведения на улицах и дорогах, если они находятся без присмотра взрослых.
Публикация «Обучение детей правилам дорожного движения» размещена в разделах
ДТП часто происходят на глазах у родителей или лиц, сопровождающих детей, если они не держат ребенка за руку, находясь с ним на улице. Многие дошкольники погибают и получают травмы, являясь пассажирами транспорта, при нарушении водителями, в том числе родителями, Правил дорожного движения.
Цифры впечатляют. Поэтому изучение правил дорожного движения (ПДД) целесообразно начинать еще в детском саду, с самого раннего возраста. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребенок усвоит в детском саду, прочно остается у него навсегда.
Обучение детей правилам дорожного движения мы начинаем по принципу от простого к сложному, акцентируя свое внимание и внимание родителей на следующих задачах:
1. Дать детям необходимый минимум доступных им знаний правил дорожного движения, дорожных знаков (три цвета светофора, пеше-ходный переход - наземный, надземный, подземный, пешеходная до-рожка, езда на велосипеде).
2. Обучая правилам дорожного движения, следует, учитывая индивидуальные возможности детей, использовать такие формы обучения, как беседа, занятие, развлечения, всевозможный наглядный материал, экскурсия и т. п.
Постепенно выработалась определенная система обучения дошкольников правилам дорожного движения.
• В младшей группе учим различать грузовые и легковые автомобили, называть части машин, формируем умение определять красный, зеленый, желтый цвет, используя игры с несложными правилами и сюжетом; учим ориентироваться в пространстве (по-нятия «далеко», «близко», «вверху»).
• В среднем дошкольном возрасте знакомим с улицей, дорогой, тротуаром; учим в игровых ситуациях правильно входить в транс-порт и выходить из него; особое внимание уделяем индивидуальной работе: рассматриванию картинок, обыгрыванию игрушек.
• В более старшем возрасте дети знакомятся со светофором, с его назначением, с переходом, проезжей частью дороги, дорожными знаками. С этой целью проводим экскурсии, беседы, решаем логичес-кие задачи, читаем художественную литературу, а также рассказываем о работе регулировщика, о том, для чего нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре перекрестка и т. д.
Знания детей о правилах дорожного движения находят отражение в их рисунках, поделках, играх: они лепят из пластилина машины, пешеходов, светофор, рисуют дома, переходы, светофоры, машины, дорожные знаки. В играх закрепляют знание правил, учатся культуре поведения в общественных местах.
В нашем детском саду занятия по ОБЖ проводятся раз в неделю во второй половине дня. Детям объясняют, что безопасность - это когда ребенку ничто не угрожает. Но чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно много знать и уметь применять знания на практике. На занятиях дети изучают виды транспортных средств (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, метро, электричка, правила дорожного движения, правила пользования общественным транспортом (посадка и высадка, поведение в салоне, на остановке и после выхода из транспорта, дорожные знаки, разметки (пешеходный переход, «зебра», «островок безопасности»).
На участке детского сада есть специально оборудованная площадка для проведения творческих, подвижных игр по правилам дорожного движения.
В группе есть комплект дорожных знаков размещенных в специальном уголке. Дети изучают знаки, самостоятельно или с вос-питателем в процессе разыгрывания игр «Найди нужный знак», «Какие дорожные знаки ты знаешь?» и др. Рассматривают плакаты «Перекресток», «Пешеходный переход» и др. В детском саду оформлен уголок «Дорожное движение», есть «коврики дорожного движения», на которых дети с удовольствием обыгрывают различные ситуации. В сюжетно-ролевых играх «Водитель», «Поездка в автобусе», «Мы пешеходы», «Перекресток» и другие. Дети применяют увиденное в жизни и знания, полученные на занятиях, «на практике», - воплощают их в сюжет игры.
С детьми проводится экскурсия по селу Братовщина: к перекрестку, пешеходному переходу (они имеют возможность наблюдать за тем, как люди переходят улицу, и самостоятельно сделать вывод, правильно или неправильно они поступают, нарушают правила перехода или выполняют их, экскурсии по улице, на которой расположен детский сад, - дети сами находят опасные места (люки, крутые повороты, ямы и ухабы, на которые следует обратить внимание, чтобы избежать травмы или не попасть под машину, предупреждающие знаки: «Осторожно, дети!», «Ограничение скорости» и т. д.
В детском саду организуем встречи с инспекторами ГИБДД.
В процессе обучения дети усваивают стереотипы безопасного поведения, которые действуют лишь в ситуациях, аналогичных изученным на занятиях. Однако реальная дорожная обстановка вынуждает отступать от предполагаемых конкретных действий. Это связано с изменчивостью дорожных условий, а также индивидуальностью личности ребенка.
Эффективность обучения состоит именно в том, чтобы учащиеся не только овладели знаниями правил безопасного поведения, но и научились адекватно реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку. Опасности могут подстерегать их и на проезжей части дороги, и во дворах, жилых зонах, на тротуарах, обочинах, при посадке и высадке из общественного транспорта.
Важно, чтобы дети поняли, осознали и осмыслили запреты, направленные в конечном счете на сохранение их жизни и здоровья. Если запретов много, ребенок неизбежно станет их нарушать. Поэтому на каждое «нельзя» должно быть определенное «можно».
Несомненно детскому саду необходимо поддерживать контакт с семьей. Единые требования, предъявляемые к детям со стороны воспитателей и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.