ТАТЬЯНА КОРНЕВА
Доклад «О специфических методах повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью своей работы считаю воспитание здорового, гармонично развитого, физически стойкого и психически уравновешенного ребёнка, развитие всех функций растущего организма в соответствии с возрастом и охрана и укрепление здоровья детей. Для достижения этих целей и наиболее успешной их реализации в своей практике руководствуюсь Законом РФ «Об образовании», ФГОС, законодательными актами, регулирующими деятельность образовательных учреждений, Конвенцией о правах ребёнка, должностной инструкцией. Для построения системы физического воспитания использую программу Т. Дороновой «Радуга», а так же методы и приёмы, предложенные Л. Н. Волошиной.
Публикация «Доклад „О специфических методах повышения двигательной активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Наблюдая на занятии с детьми, я отметила, что многие из них выполняют упражнение нехотя, без нужной амплитуды, не обращая внимание на правильность исходного положения и технику. Поэтому я стараюсь так организовать свои занятия, чтобы максимально заинтересовать детей.
При организации работы ставлю целью двигательного режима не только удовлетворить потребности детей в движении, но и не менее важна содержательная сторона - разнообразие движений, видов и форм деятельности.
При организации работы с детьми пользуюсь специфическими методами физического воспитания, к которым относятся:
• методы строго регламентированного упражнения;
• игровой метод (использование упражнений в игровой форме)
• соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).
А так же использую общепедагогические методы, включающие:
• словесные методы;
• методы наглядного действия;
• практические методы.
Реализуя методы строго регламентированного упражнения, опираюсь на твердо предписанную последовательность программы движений (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т. д.). Точно нормирую нагрузку, по объему и интенсивности, дозирую интервалы отдыха между частями нагрузки, создаю внешние условия, облегчающих управление действиями ребенка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, способствующих выполнению учебных заданий и т. д.).
Цель метода - достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга упражнений. Точно нормирую нагрузку, по объему и интенсивности, дозирую интервалы отдыха между частями нагрузки, создаю внешние условия, облегчающих управление действиями ребенка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, способствующих выполнению учебных заданий и т. д.). Рассмотреть этот метод можно на примере утренней гимнастики – подбираются упражнения строго по порядку, сверху вниз, отводится определённое время на корригирующие упражнения, основную часть, различные виды бега, дыхательные упражнения.
Наиболее действенным методом считаю игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, он эффективнее всего в работе с детьми, в нём учитываются элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой реакции, проявление творческой инициативы.
В игре с соответствующими установками, можно довольно точно дозировать нагрузку, как по объему, так и по интенсивности, и, что очень важно, в игре на фоне положительных эмоций даже самая высокая двигательная интенсивность, переносится детьми без значительных волевых усилий. Например, в игре «Ловишки» развиваю бег на выносливость, а при такой игре как «Путаница» развиваю координацию движений, быстроту реакции, внимательность.
Не обойтись и без соревновательного метода. Преимущественно в старших группах в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков, но допустим метод и в средних группах. Обязательным условием соревнования при этом у меня выступает соответствие его физическим силам детей, воспитание чувства ответственности перед своими товарищами, дружбы и взаимовыручки, уважения к достижениям команды «соперника». Например, во время эстафет на занятиях и развлечениях в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, борьбы. При соревнованиях в команде формируются отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед всеми сверстниками за достижение соревновательной цели – победы.
Элементы соревнования и творческие задания способствуют выработке прочных, осознанных, достаточно гибких двигательных навыков, умения самостоятельно придумывать и проводить игры со сверстниками, что необходимо для подготовки ребенка к школе.
При организации и планировании занятий использую так же наглядные и словесные методы. Наглядные методы использую с целью обеспечения яркости чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении. Например, по программе «Теннис» - показываю детям, как правильно держать ракетку, правильно стоять, как отбить мяч. Дети, видя, как делаю, повторяют.
Словесные методы направляю на сознание детей, этот метод помогает «осмысливанию представленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений», играют «большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях». Например, при разъяснении правил игры - рассказываю, объясняю детям содержание игр, их правила. Дети запоминают новые слова, их значение, представляют картинку, приучаются действовать в соответствии с указаниями.
В своей работе использую такие организованные формы двигательной активности :
- физкультурные занятия;
- физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия, такие как воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание);
- активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы;
- индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии);
Но физкультурно-оздоровительная работа не сводится к проведению одних занятий. Многое приходится отрабатывать с детьми индивидуально, в свободное от занятий время: готовимся к различным соревнованиям, так же отрабатываем упражнения, которые плохо получаются на занятии.
Планирование работы по физическому воспитанию для конкретной группы отбираются по принципу системности. Тематику занятий подбираю в соответствии с возрастом и задачами, поставленными на каждом конкретном этапе работы
Оценку двигательной активности провожу
на основании комплекса показателей:
a) времени двигательной активности детей;
b) объема двигательной активности (количества движений);
c) интенсивности двигательной активности - это количество движений в одну минуту.
Все перечисленные педагогические приемы индивидуального подхода к детям строятся на основе учета интереса ребенка к играм и разным видам деятельности, к различным физкультурным пособиям.
Таким образом, я считаю, что двигательная активность важнейший показатель двигательного развития дошкольника. Исходя из нормативных документов, можно предоставить такие показатели по нашему саду: по среднему выполняют упражнение – 79%, выше среднего – 12%, высокие показатели - 1%, ниже среднего- 5% и низкий показатель – 3%. У многих детей улучшились показатели по основным видам движений. Проделанная работа даёт положительные результаты.