нина жулистова
Народные игры как средство развития духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Веселые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли, кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как и сказки, песни. Подвижные игры каждого народа имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение
Публикация «Народные игры как средство развития духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами народной культуры, отдает предпочтение народным играм.
В народных играх есть все : и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.
Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой лежит не в результате, а в процессе.
Педагоги нашего дошкольного учреждения широко использую народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях также использовали народные игры. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка»; для детей старших и подготовительных групп игры-состязания – перетягивание каната, и т. д. В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры : «Салочки», «Море волнуется», «Мой веселый звонкий мяч». Использование народных игр в работе с детьми позволило нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.
Суть приобщения дошкольников к истокам национальной культуры состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому, семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей
Чем больше подвижных игр мы предлагаем детям, тем более полно они удовлетворяют его насущные потребности. В дошкольном возрасте у детей усложняется моторика и координация движений. Ходьба, ползание, бег, перепрыгивание и подпрыгивание становятся для малыша повседневными процессами. Повторение этих же движений во время подвижной игры дает возможность существенно ускорить формирование различных двигательных навыков, способствует гармоничному физическому и психическому развитию ребенка.
В ходе подвижных игр дошкольники учатся внимательно слушать, выполнять определенные правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание и дружить со сверстниками.
Особенную пользу подвижные игры для дошкольников принесут застенчивому ребенку. Ведь это отличный способ преодолеть робость – во время игры малыш наслаждается её действием, забывая о своем стеснении.
Все подвижные игры для дошкольников условно разделяются на бессюжетные, сюжетные и игры-забавы. Независимо от своей принадлежности к определенному виду, каждая подвижная игра должна быть достаточно простой и иметь доступные для детского понимания правила. При выборе подвижной игры следует также учитывать уровень развития участников - чтобы игра не оказалась слишком простой или слишком сложной. Кроме того, крайне желательно активное участие в игре взрослого, ведь большая часть травм среди дошкольников происходит именно в ходе подвижных игр. [2, с. 32]
Многие игры в символической форме показывают тепло, нежность отношений в семье. Такова, например, «Карусель» :
В процессе игры ведущий игры – гпоказывает несложные движения в соответствии с текстом, что позволяет использовать игру в работе с детьми дошкольного возраста.
Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.
В старшем дошкольном возрасте можно использовать жеребьевки – угады. Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить.
Если игра требует разделение на команды, используют сговор, уговор, подбор. В таких играх вначале выбирают ведущих, затем определяется состав команд, Разделить всех игроков помогают сговорки.
Для младшего возраста можно выбрать наиболее простые игры, которые привлекали своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору». С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой, можно развивать интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (познакомить с пословицами, поговорками, приметами, а также с календарными народными играми.
На Новый год можно провести следующие игры - «Бабка Ежка», «Жмурки»; «Дедушка - рожок», «Слепой козел», «Звонарь»
Масленица: - «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки», Пасха – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала».
Русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.
Таким образом, обобщая особенности народной игры в формировании духовно-нравственного воспитания, можно сделать вывод о том, что русские народные игры, имеют нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры используются во всех видах деятельности с детьми дошкольного возраста. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, сохранять традиции, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды.