Татьяна Петрова
Доклад на тему «Экологическое воспитание дошкольника средствами малых фольклорных форм»
▼ Скачать + Заказать документы
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение.
Публикация «Доклад на тему „Экологическое воспитание дошкольника средствами малых фольклорных форм“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В наше время, как и на протяжении многих веков, жизнь человека является неотъемлемой частью природы. Мир, который окружал наших праотцов, наполнялся определённым смыслом. Наши праотцы боготворили природу, приписывали ей человеческие действия и переживания, оживляли и одухотворяли её. Мне кажется, что современному ребёнку важно научиться осознавать, что природа-мать – это колыбель всего живого на земле, важно раскрыть новое в знакомом и знакомое в новом, выявляя простейшие закономерности и связи. В результате своими действиями необходимо поддерживать в ребёнке чувство общности и единения с природой, способствовать овладению в дошкольном возрасте гармоничными способами взаимодействия с нею.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Воспитание экологической культуры – одно из важнейших направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжёлые последствия, экология родного края, засорённость среды обитания – всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду.
Чтобы процесс познания был увлекательным, занимательным и познавательным, я использовала на занятиях по экологии устное народное творчество, как средство формирования экологических знаний.
Русские народные песенки, заклички, попевки, потешки, загадки, пословицы, погоровки, считалки, приметы, народные игры – это первый самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире, это ключ к познанию окружающей среды. Большинство песенок, потешек, прибауток, закличек создавались в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками русский народ отбирал и хранил, передовая из уст в уста, эти маленькие шедевры полные глубокой мудрости. Например, потешки: «Уж как я ль мою коровушку люблю», «Пошёл котик во лесок», «Сидит белка на тележке» и другие.
Красочный, выразительный образный язык пробуждает интерес детей, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме они легко запоминаются детьми. Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, её голоса через текст песен, попевок, потешек осознать увиденное и услышанное. Они пробуждают в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому. Поэтическое описание природы помогает ребёнку осмыслить жизненные наблюдения, обобщить впечатления, полученные от наблюдений. Чем больше он накапливает знаний о природе, тем больше, ярче становится его воображение. В результате многократных повторений образов он начинает представлять и понимать те признаки предметов и явлений, которые раньше им не воспринимались.
С древних времён повелось на русской земле славить песнями приход снежной зимы, тёплой весны, красного лета, урожай осени. Приглашали выглянуть красное солнышко, зазывали птиц, и дождь, чтобы он напоил землю. Складывались в народе пословицы, поговорки, загадки, припевки, приметы о временах года. И в наше время, знакомство с природной мудростью, помогает детям быстрее запомнить времена и месяцы года, явления живой и неживой природы.
Экологическое образование в детском саду начинается уже с ясельных групп. Например, на занятии «Кто у бабушки живёт?» воспитатель знакомит детей с домашними животными, их внешнем видом, повадками, воспитывает заботливое отношение к животным. Решение этих задач невозможно без предварительной работы по разучиванию русских народных потешек, песенок: «Петушок, петушок», «Курочка моя», «Два весёлых гуся», «По ровненькой дорожке». Ласковые, напевные слова потешек помогают решить экологические цели занятия, делают восприятие детей ярче, вызывают у них любознательность.
В садовых группах использование основных форм устного народного творчества, соединённое с живым восприятием природы, создаёт яркие представления у детей, развивает память, воспитывает интерес к наблюдениям. Знакомясь с поэтизированной природой, дети начинают понимать её красоту, у них воспитывается не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства. При проведении занятия по экологии «Путешествие в лес» использовала русские народные песни и попевки: «Солнышко», «Во сыром бору тропинка», «В тёмном лесе», «На зелёном лугу», «Уж ты сад»; русские народные игры: «У медведя во бору», «Две тетери»; потешки: «Чики, чики, кички», «Ножки, ножки, куда вы бежите», «Ты, рябинушка раскудрявая», «Закатилось красно солнышко».
На занятии «Зимующие птицы» использую потешки: «Сорока-белобока», «Сорока, сорока»; народные попевки и песни: «Синичка», «Гули, гули, гуленьки», «Скок, скок, поскок», «Воробей», «Ворон», «Летят сороки».
На занятии «Любите природу» использую русские народные песенки и попевки: «Дождик», «Радуга», «Во поле берёза стояла»; заклички: «Дождик, дождик пуще», «Солнышко вёдрышко»; потешки: «Как на лугу, лугу», «Травка-муравка». Через произведения устного народного творчества развиваю представления старших детей о жизни леса, о деревьях, растущих в лесу, расширяю их экологический кругозор при проведении инсценированной экскурсии в лес. Использую загадки о деревьях, русские народные мелодии: «Во поле берёза стояла», «На калине белый цвет», «Поехали, поехали», «Закатилось красно солнышко», провела русскую народную игру-хоровод «Деревья».
На занятии «У природы нет плохой погоды» знакомила детей с явлениями природы в разное время года с помощью пословиц и поговорок, например: «Зима завывает, да людей не пугает», «Лето для старанья, а зима – для гулянья», «В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт», «Первый гром весною – признак наступающего тепла»; русских народных песен и попевок: «Как по лугу, лугу», «Ласточка, ласточка», «Весна, весна красная».
Провела занятие «Правила поведения в природе», где мною были использованы народные загадки. На празднике «Русской берёзке» приобщаю детей к духовным ценностям народной культуры, воспитываю уважение к природе, любовь к берёзке – символу России.
Особенно много радости доставляют детям народные игры. Народ создал множество игровых песенок, сопровождая действия с малышом словами песенок, радующей его. Дети вслушиваются в звуки речи, улавливают её ритм и понемногу проникают в их смысл. Это игры: «Гори, гори ясно», «Коршун и наседка», «Гуси-гуси», «Заинька», «Идёт медведь», «Тень-тень-потитень» и другие.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, поэтом начинать необходимо уже с первых шагов ребёнка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности ребёнка.
Делая вывод можно сказать, что в наш век унижения и уничтожения природы, надругательства над средой обитания нет важнее задачи, чем привить ребёнку идею активного действенного добра по отношению к природе. Он должен понять, что для человека нет ничего зазорного в чувстве братства со всем живущим и растущим на Земле.