Людмила Янченко
Воспитание у детей доброты и милосердия
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у детей доброты и милосердия
Бюджетное образовательное учреждение города Омска
«Детский сад №262 комбинированного вида»
ДОКЛАД
из опыта работы воспитателя
Тема: «Воспитание у детей доброты и милосердия»
Выполнила: Янченко
Людмила Михайловна.
Воспитатель,
I квалификационная категория.
г. Омск, 2022 г.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Воспитание у детей доброты и милосердия
«Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
Он ставит себе цель, достойную человека».
(Академик Д. С. Лихачева)
Древнейшей нравственной традицией человечества, является Милосердие – это как проявление красоты духа, самопожертвования. Еще в начале формирования цивилизаций, важной общественной нормой и неотъемлемой частью нравственной культуры был обычай помогать пожилым, больным, инвалидам, людям, попавшим в трудную ситуацию. С возникновением религий (мировых и национальных) эта традиция стала практически частью всех религиозных систем, которые представляет собой своеобразную теологию нравственности и морали. (1,с. 12)
В ходе общественного развития содержание понятия «милосердие» менялось, но всегда оно оставалось напоминание того, что люди порой попадают в такие сложные жизненные ситуации, переживают такие беды и страдания, с которыми не могут справиться самостоятельно. Поэтому им необходимо помощь тех, кто рядом, их благотворение. (1,c.15)
Милосердие – это понятие исторически меняющееся. Особенности общественного и культурного развития всех эпох, наполняли и продолжают наполнять его новым содержанием, но в основе, которого остается всё тоже проявление сострадания и сочувствия к ближнему, готовность оказать посильную помощь и поддержку нуждающемуся в них, неравнодушное отношение к чужой беде. Следовательно, воспитание милосердия у молодого поколения – это важное условие духовного оздоровления общества, развития в нем духа гуманизма и формирования нравственно здоровой общности людей.
Очень важно, чтобы в детском возрасте у ребёнка были сформированы положительные ценностные ориентиры, которые будут отражаться в желаниях, стремлениях и его поступках. Каждый ребенок на плане Земля рождается добрым, и для доброй жизни. Поэтому в каждом человеке есть и доброе и злое начало; и задачи воспитателя – это раскрывать добрые чувства у ребёнка, заранее предупреждать антигуманное отношение к окружающим. А милосердие человека должно стать привычной нормой поведения. Дети очень рано начинают чувствовать к себе отношение взрослых и сверстников (симпатия и антипатия, они очень чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.
В нашей цивилизации высочайшей нравственной ценностью считается милосердие и доброта. В них проявляются: любовь к ближнему, сострадательность, честность, порядочность, самообладание, благородство, долг, моральный выбор, совесть, дружба, любовь, вера, бескорыстие, честь, достоинство и патриотизм. (2.)
Дети очень добры по своей природе, и в том, что они постепенно теряют запас доброты - виноваты только мы, взрослые. Обязанность взрослых, родителей и педагогов - это учить маленького человека жить по законам добрых человеческих отношений, по законам милосердия - это мыслить, чувствовать, и действовать. То, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – то и отразится на дальнейшем становлении его личности.
В беседах с детьми нашей группы мы уделяем внимание и делаем акцент на развитии добрых поступков, которые способствуют развитию у детей представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Заучиваем стихи на темы доброты и заботы о ближних такие как: «Посидим в тишине», «Бабушка - забота», «Уморилась» - Елены Благининой, и другие. Обогащаем словарный запас детей такими словами, как: «добрый», «чуткий», «отзывчивый», «ласковый», «милосердный» и т. д. Учим детей уметь постигать смысл пословиц и поговорок о добрых поступках. Пословицы и поговорки этому помогают. Это наша мудрость, изложенная в цитатах.
Вот, например: «Кто доброе творит, тому зло не вредит», «Все любят добро, да не всех любит оно», «Милости прошу к нашему шалашу» и другие.
Темы бесед нами подбираются в соответствии с темами недели или непредвиденных ситуаций в группе: «Я и друзья», в которой учим детей выделять положительные признаки дружбы, характеристики друзей. В беседе «Помощник воспитателя» обращаем внимание детей на работу и результат труда помощника воспитателя, воспитываем уважение к его труду.
В ситуативных разговорах в таких, как «Эти добрые словечки» прививаем детям умение благодарить за оказанную услугу, вежливо здороваться, прощаться. «Какое доброе дело я сделал?», акцентируем внимание детей на различных событиях, предлагаем дать оценку поступкам товарищей, чутко, доброжелательно относиться друг к другу.
Через непосредственную образовательную деятельность нацеливаем детей на то, что нужно работать вместе, дружно;
Через трудовые поручения, мы заботимся о других детях и это все проходит через воспитательный процесс;
Во время игр мы воспитываем у детей дружелюбие, взаимопомощь, сотрудничество: «Построим кукле комнату», «Купание куклы», в сюжетно-ролевых играх для старших дошкольников: «Больница», «Гости», «Поездка в трамвае». В самостоятельной деятельности направляем их во время игры, что надо делиться. Так же предлагаем просмотр презентаций «Что такое доброта». Рассматривая иллюстрации о добре, дети составляют небольшие рассказы, а иллюстрации к детским рассказам Николая Николаевича Носова забавляют и в тоже время учат детей дружбе, взаимопомощи. Графические изображения Евгения Ивановича Чарушина к своим рассказам, знакомят с повадками зверей и заботе о них.
Читая художественные произведения детям, они хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка - добрая душа», понимают смысл «волшебных слов» из рассказа В. Осеевой, добродушно смеются над трусливым мальчишкой из рассказа («Живая шляпа» Н. Носова). И, конечно, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н. Носова). Не желают быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К. Чуковского). Старшие дошкольники очень любят сказки А. С. Пушкина и Г. Х. Андерсена, веселые стихи С. Маршака, поучительные поэмы В. Маяковского.
Художественные творения сильно воздействуют на детей, вызывая сильные чувства, например, любви, уважения к честным, добрым и правдивым людям, и наоборот вызывают чувства неприятия к плохим поступкам людей. Произведения показывают детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.
В работе с родителями были проведены нетрадиционные собрания на темы «Воспитываем добротой», «Если добрый ты, то всегда легко». В информационном разделе родительского уголка обновляется и пополняется консультации «Воспитание у детей доброты и милосердия», папки – передвижки «Добрые дела», проводим индивидуальные консультации и даем советы, проводим акции «Поляна добрых дел», цель которой вовлечения родителей в активную совместную деятельность, «С каждого по зернышку», «Безопасная ёлка», «Театр для детей – руками взрослых» и другие.
Очень важно, чтобы дети распространяли гуманные чувства не только на себя, но и умели сострадать другим людям. Мы, педагоги, делаем всё возможное, чтоб воспитать у детей готовность и желание заботиться о других, потому что поступки детей не всегда бывают справедливыми и добрыми, а наша задача каждодневно, целенаправленно вкладывать в детские и мудрые головы, что смеяться над чужой бедой - некрасиво. И выполняя это ежедневно и ответственно, мы получим с вами правильное наследие наших детей. В каждом человеке есть светлая и темная сторона, и какую сторону в дальнейшем выберет человек, зависит от нас – взрослых.
Литература:
1. https://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/15793/2/10dyachkova.pdf (стр. 12; стр. 15)
«Министерство просвещения Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт педагогики и психологии детства Кафедра теории и методики воспитания культуры творчества».
2. Интернет – источник: С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка». https://gufo.me/dict/ozhegov