Людмила Кононова
Упражнения на дыхание для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
2. Виды дыхания
3. Чем опасно неправильное дыхание?
4. Цели и польза дыхательной гимнастики
5. Что такое дыхательная гимнастика
6. Рекомендации по проведению гимнастики
7. Упражнения для детей разного возраста
Все люди дышат, но мало кто задумывается о том, как мы дышим, как это нужно делать правильно?
Темочки:
В жизни мы используем меньше половины объёма своих лёгких, вдыхаем воздух поверхностно и учащённо. Такой неправильный подход нарушает жизнедеятельность организма и провоцирует появление многих недугов: от бессонницы до атеросклероза. Чем чаще мы вдыхаем воздух, тем меньше кислорода усваивает организм. Без задержек дыхания углекислый газ не может накапливаться в крови и клетках тканей. А этот важный элемент поддерживает обменные процессы, участвует в синтезе аминокислот, успокаивает нервную систему, расширяет сосуды, возбуждает дыхательный центр и заставляет его работать в оптимальном режиме.
1. Виды дыхания
Для получения кислорода и выделения углекислого газа мы используем органы дыхания – носовую полость, трахею, бронхи, легкие и т. д. Иногда одни органы выполняют функцию других, например, при насморке, когда нос заложен, мы вдыхаем воздух через рот. Хотя мы используем один и тот же комплекс органов дыхательной системы, дышим мы по-разному. Дыхание может быть :
1) Глубокое. Человек вдыхает максимальный объем воздуха, который могут вместить его легкие. Как, например, на свежем воздухе.
2) Поверхностное. Поверхностное дыхание предполагает, что в легкие поступает малый объем воздуха. В этом случае легкие вентилируются недостаточно, что может привести к нарушениям кровообращения. Поверхностное дыхание является патологией.
3) Частое. Учащенное дыхание может возникать после физических нагрузок. В нормальном состоянии частое дыхание также может быть симптомом нарушений.
4) Редкое. Редкое дыхание встречается у пловцов. Они выработали свою технику, позволяющую сократить износ внутренних органов, дать им необходимый отдых и питание.
5) Нижнее. Этот тип дыхания определяется не частотой или глубиной, а техникой. Нижнее дыхание также называют диафрагмальным или брюшным. В процессе участвует диафрагма, а не грудная клетка. Чаще всего брюшное дыхание встречается у мужчин. Мы можем заметить, что при вдохе грудь у них не поднимается. Диафрагмальное дыхание практикуют дикторы на телевидении – они могут произносить длинные фразы не задыхаясь.
6) Среднее. Дыхательный процесс производится с помощью межреберных мышц. Грудная клетка опускается и поднимается при каждом входе. Такой тип дыхания встречается чаще у женщин.
7) Верхнее. При верхнем дыхании работают плечи и ключицы. И грудная клетка, и диафрагма остаются неподвижными.
8) Смешанное. Смешанным дыханием называют технику, когда используются все три типа – верхний, средний и нижний. Он обеспечивает максимальную вентиляцию легких.
2. Чем опасно неправильное дыхание?
Учащённое поверхностное дыхание способствует развитию гипертонии, астмы, атеросклероза, сердечно-сосудистых и других заболеваний. Стремясь восполнить избыточную потерю углекислого газа, организм включает защитную систему. В результате возникает перенапряжение, это приводит к сужению кровеносных сосудов, спазмам сосудов бронхов и гладкой мускулатуры всех органов.
3. В чём польза дыхательной гимнастики?
С помощью дыхания можно помочь организму справляться со многими болезнями, улучшить настроение, привести в гармонию свой разум и укрепить здоровье в целом. Чтобы кислород «правильно» насыщал важными элементами каждую клеточку тела, необходимо следить за своим дыханием. В этом может помочь дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика полезна для тех, кот постоянно испытают стресс, страдают от астмы и заболеваний дыхательной системы. Гимнастика помогает укрепить сердце и улучшить ораторские навыки.
1. Дыхательная гимнастика увеличивает объем легких, кровь насыщается кислородом, все органы и системы начинают работать более активно. Организм приходит в тонус.
2. Улучшается пищеварение. Происходят повышение нагрузки на мышцы живота, стимуляция диафрагмой органов брюшной полости, улучшается перистальтика кишечника, что обеспечивает хорошее пищеварение.
3. Исчезают нервное напряжение, чувство тревоги и страха. Когда волнуетесь или испытываете стресс, обратите внимание на свое дыхание. Оно или поверхностное, очень частое или рывками. И «учащённый» пульс. Чтобы успокоиться, достаточно сделать равномерные медленные глубокие вдохи. Они посылают в мозг сигнал, что все хорошо, и снижают сердечный ритм.
4. Глубокое дыхание перед сном расслабляет и может понижать давление. Исчезает бессонница.
4. Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка?
Особенности дыхания детей
• Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути. Слизистая оболочка дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.
Упражнения дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста направлены в основном:
• на повышение общего жизненного тонуса ребенка
• на укрепление дыхательной системы организма
• повышение сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к простудным заболеваниям
• профилактики синуситов, болезней бронхов (бронхиальной астмы, обструктивного и хронического бронхита,
• Массажа внутренних органов, улучшения перистальтики кишечника и укрепления мышц живота.
• Для развития концентрации внимания и повышение интеллектуальной деятельности.
• Снижения утомляемости, борьба со стрессом и бессонницей
• Упражнения также обучают ребенка правильному дыханию
При составлении комплексов дыхательной гимнастики учитываются:
-эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
-доступная степень сложности упражнения (возрастные возможности детей)
-степень влияния упражнений на укрепление дыхательной системы.
При правильном выполнении дыхательных упражнений развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.
Так как упражнения для детей дошкольного возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.
Повышение иммунитета помогает малышу легче переносить вирусные заболевания или полностью избегать их в периоды простуд. Снижается вероятность появления серьезных заболеваний дыхательной системы.
Если же ребенок уже заболел или страдает от хронического недуга, например, астмы, то дыхательная гимнастика поможет ему быстрее восстановиться после болезни или легче переносить приступы.
С целью систематического использования дыхательных упражнений их включают в комплексы оздоровительной гимнастики после сна, утреннею гимнастику, физкультурные занятия.
Элементы дыхательной гимнастики можно использовать на музыкальных и общеобразовательных занятиях, упражнения можно проводить на проулках и во время игровой деятельности.
5. Рекомендации по проведению гимнастики
Как правильно заниматься?
До пяти лет дыхательная гимнастика для детей носит игровую форму и сочетается с физическими и голосовыми упражнениями. Заниматься такой игровой гимнастикой дети обязательно должны под руководством взрослого. Это обеспечит полную безопасность занятий.
Заниматься полноценной дыхательной гимнастикой детям рекомендуется с пяти лет. В этом возрасте ребенок начинает контролировать свое дыхание, оценивать свое самочувствие. Но даже в этом возрасте выполнять упражнения он должен под присмотром. Заниматься самостоятельно ребёнок можно лишь с семи лет.
В целом же существует небольшой список рекомендаций по занятиям дыхательной гимнастикой с детьми:
1. ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен и не слишком игрив;
2. упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы малыш не переусердствовал и вы всегда могли контролировать его состояние;
3. во время занятий нельзя делать резких выдохов;
4. плечи малыша должны оставаться в спокойном состоянии.
5. Время занятий должно составлять не более 10 минут. Начинать нужно с 1-2 минут в день. Нагрузка прибавляется раз в 2-3 дня по одной минуте.
Обязательно прекратите занятия, если:
1. ребенок часто дышит, резко побледнел или покраснел;
2. малыш жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
3. у ребенка начали дрожать кисти рук.
Перед началом занятий попросите ребенка рассказывать о своем самочувствии и сразу же предупреждать, если он вдруг почувствует недомогание.
Упражнения для детей разного возраста.
Подготовительное упражнение
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа.
Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз.
Упражнение «Воздушный шарик»
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа, положив руки на нижнюю часть ребер или на живот.
Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох — ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными.
«Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – «ффф». Упражнение выполняем 6-10 раз.
«Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Можно использовать стихи:
Надуваем быстро шарик,
Он становиться большой.
Шарик лопнул,
Воздух вышел.
Стал он тонкий и худой!
Вариант №2
Воздушный шарик
И. п. : сидя или лежа, ребенок кладет руки на живот.
Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик.
Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается.
Задерживает дыхание на 5 секунд.
Выполняется 5 раз подряд
Упражнение «Окно и дверь»
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.
Упражнение «Часы»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч.
Выполнение. Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз.
Упражнение «Веселый петушок»
Исходное положение. Стоя прямо, руки опущены вдоль тела.
Выполнение. Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам. На выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз.
Упражнение «Обдуваем плечи»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо
Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке : голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох».
Педагог в это время произносит слова:
«Подуем на плечо,
Подуем на другое,
На солнце горячо
Пекло дневной порой».
Выполняем упражнение 5-10 раз.
Упражнение «Насос»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела
Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону.
Упражнение «Потягушечки»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх
Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз.
Упражнение «Едет-едет паровоз»
Выполнение. Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Выполняем 20-30 сек.
Упражнение «Горнист»
Исходное положение. Стоя или сидя, руки сложить около рта, изображая горн.
Выполнение. Делаем медленный выдох, громко произносим «П-ф-ф-ф». Выполняем 4-5 раз.
Упражнение «Дерево на ветру»
Исходное положение. Сидя на коленях или на пятках.
Выполнение. Во время вдоха, руки поднимаем наверх, во время – выдоха, руки опускаем,туловище при этом немного наклоняется.
Упражнение «Бегемотики»
Исходное положение. Лежа на спине закрыв глаза, положив руки на живот.
Выполнение. Медленно и плавно вдыхаем через нос, животик при вдохе надувается. После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся.
Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться словами:
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
«Каша кипит»
Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повтор 3—4 р.
Гуси летят
Медленная ходьба.
На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука
«г-у-у-у».
Чудо-нос
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
Ворона
И. п. : ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки.
Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
Бабочки полетели
Сидя за стол, положить перед собой бабочку. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Подуй на одуванчик
И. п. : малыш стоит или сидит.
Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Бросим мяч
И. п. : стоя, руки с мячом подняты вверх.
Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х».
Повторить 5-6 раз.
Ножницы
И. п. : сидя за столом или сидя на полу, скрестив ноги ( варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе).
Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз.
С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз.
С выдохом – левая рука вниз, правая вверх.
После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить : двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
Волна
И. п. : сидя или лежа на полу, ноги вместе, руки вниз.
На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з".
После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
Хомячок
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15, надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
Волна
И. п. : сидя или лежа на полу, ноги вместе, руки вниз.
На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з".
После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
Косим траву
Предложите малышу «покосить траву» : ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
Регулировщик
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.
Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить
«р-р-р-р-р».Повторить 5–6 раз.
Ветерок
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок.
Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.
Повторить три-пять раз.
Говорим скороговорки
Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.
Например:
На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка.
«Филин» или «Сова»
День - ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь - смотрит вперёд и взмахивает руками-крыльями, опуская их вниз, произносит «у-уффф».
Самолётик
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик – самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки). Повтор 2-3 раза
Мышка и Мишка (с 2-х лет)
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш--ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт. Повтор 3 – 4 р.
Пчёлка
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчё лка сказала: «Жу-жу-жу» ( сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место). Повтор 5 р. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
«Ушки»
Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — шумный, короткий вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как будто кому-то мысленно говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Смотреть нужно прямо перед собой. Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха. Это надо проделать 12 раз по 8 вдохов-движений.
Комплекс упражнений для детей по дыхательной гимнастике
(Автор Н. В. Рыжова)
1. Покатай карандаш
Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, покатить по столу круглый карандаш.
2. Листья шелестят
Предлагаются полоски тонкой цветной бумаги, вырезанные в виде листочков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.
3. Снежинки летят
На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».
4. Загони мяч в ворота
1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами. (Это «футбольные ворота).
2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости слегка придерживать пальцами.
5. Ветряная мельница
Для этой игры необходима игрушка мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки.
Дыхательные упражнения Автор Г. А. Кошелева
1. Весенние листочки
Текст произносит только воспитатель.
Дует легкий ветерок
И качает так листок.
(Выдох спокойный, ненапряженный.)
2. Дует сильный ветерок
И качает так листок.
(Сила выдоха постепенно увеличивается.)
Весенние листочки на веточке сидят,
Весенние листочки детям говорят:
Осиновый – А-А-А,
Рябиновый – И-И-И,
Березовый – О-О-О,
Дубовый – У-У-У.
(Пропевание гласных.)
Подуй на одуванчик
Дети 3-4 раза дуют на руки-«одуванчики», не раздувая щек.
1. "Кошка". Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.
2. "Насос". Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное. "Насос" особенно эффективен при заикании.
3. "Обними плечи". Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: "Плечи помогают воздуху". Руки не уводите далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте.
4."Большой маятник". Это движение слитное, похожее на маятник: "насос"- "обними плечи", "насос"-"обними плечи". Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи - тоже вдох. Вперед - назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.
5. "Полуприседы". Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох - короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии.
Все упражнения следует проводить в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.