Бублик Наталья
Создание доброжелательного образовательного пространства в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Вы хотите, чтобы ваши дети были
способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги
по ступенькам творчества, но… не опоздайте и,
помогая… думайте сами».
Б. П. Никитин.
Если рассматривать «доброжелательность» как желаемое будущее, то она представляет собой систему взглядов и способов достижения цели. А также общее видение функционирования и развития дошкольного образования в целом. Изменения, происходящие в современном мире, в значительной степени определили перед дошкольным учреждением непростую задачу - построить свою деятельность так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Публикация «Создание доброжелательного образовательного пространства в ДОУ» размещена в разделах
Сегодня образовательному учреждению необходимо постоянно доказывать свою привлекательность, оригинальность, необходимость суметь занять индивидуальную нишу в образовательном пространстве региона. Наиболее перспективным направлением в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе личностно-ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает работников образовательного учреждения на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию. В дошкольном учреждении образовательная деятельность выстраивается вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания с максимальным вовлечением в образовательный процесс родительской общественности.
Если учесть, что родительский запрос ориентирован на ожидание высокого уровня интеллектуальной подготовленности детей при условии самоценности, доброжелательный детский сад должен быть формирующим, развивающим, «играющим». Игра позволяет развить все стороны личности ребенка в единстве и взаимодействии основных видов его деятельности – коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской. В доброжелательном детском саду продуктивно используются возможности детского сообщества, благодаря которому ребенок познает себя в сравнении с другими, осваивает способы общения и взаимодействия, преодолевает присущий ему эгоцентризм. Доброжелательный детский сад – это СОдеятельность и СОтворчество педагога и каждого реб?нка. Доброжелательная среда в детском саду безопасна, эмоционально комфортна, эстетична, насыщена произведениями изобразительного, музыкального искусства, информацией о выдающихся жителях Белгородчины, включает элементы семейных ценностей и культурных традиций региона.
Функционал доброжелательного детского сада Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна представлять собой детский сад, со сформированным устойчивым образом доброжелательности. Это учреждение, имеющее позитивный опыт работы по развитию физических и психических функций организма ребенка, а также воспитанию детей с 2 месяцев до 7 лет, их социализации и самореализации. Перспектива деятельности предполагает:
? эффективную реализацию основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально-ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и речевое развитие;
? обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей;
? личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов;? расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения;
? обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материально-техническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования;
? четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса;
? усиление роли комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса;
? принципиально новую развивающую предметно-пространственную среду, в которой предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития» - возможность самостоятельного поведения;? высокую конкурентоспособность образовательного учреждения, обеспечивая основные ценности доброжелательного детского сада : жизнь, патриотизм, гражданственность, семья, православие, знание, здоровье, добро.
Доброжелательная образовательная среда понимается как:
? образовательная инфраструктура, т. е. набор материальных условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
? нематериальная составляющая, т. е. система доброжелательных отношений по моделям «воспитатель - воспитанник», «воспитанник - воспитанник», «воспитатель - родитель», «воспитатель - руководитель», «родитель - руководитель». В целом доброжелательный детский сад – это безопасная, здоровая и благожелательная среда обучения, воспитания и общения, а это означает, что каждый реб?нок защищ?н от опасностей, вызовов, рисков. Это среда, где исключено нанесение вреда или ущерба, используются здоровьесозидающие технологии, соблюдаются установленные санитарные нормативы. Образовательная среда доброжелательного детского сада обеспечивает эмоциональный комфорт детей и взрослых, ориентирована на самоценность детской деятельности.
В детском саду задействовано все пространство для развития ребенка, включая холлы, коридоры и лестничные проемы. Среда интерактивна, полифункциональна, информационно насыщена и открыта, ориентирована на поддержку личностного и творческого потенциала каждого ребенка.
В доброжелательном детском саду все дети, имея разные способности, с удовольствием и пользой для собственного будущего развиваются в игре, всем предоставлено максимально широкое поле возможностей, каждый ребенок ощущает ценность собственной личности. Содержание дошкольного образования ребенка выстраивается на основе его физиологических и психологических особенностях, реализуется в специфических видах детской деятельности, обеспечивает время и пространство для детской игры и творчества, обеспечивает образование детей раннего возраста, обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования.
Развитие ребенка осуществляется только в игре через личностноориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных образовательных организациях.
В доброжелательном детском саду продуктивно используются возможности детского сообщества, благодаря которому ребенок познает себя в сравнении с другими, осваивает способы общения и взаимодействия, преодолевает присущий ему эгоцентризм.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Нам приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на нас информации, задач, проблем. А как нам - педагогам ДОУ, научить наших детей проживать свое детство комфортно, полноценно жить в динамичном, быстро меняющемся мире?
Проблема формирования доброжелательных отношений в группе детей детского сада, является одной из острых проблем педагогики 21 века. Наблюдая за поведением вновь пришедших детей своей группы, для меня встал вопрос о создании в группе доброжелательного и благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей воспитанников.
И поскольку именно в дошкольном возрасте формируется личность, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. И поэтому я начинаю уже с младшей группы формировать доброжелательные отношения, создаю добрый «домашний» микроклимат в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
Создание комфортной – окружающей среды объединяет в себе:
• оформление интерьера группового помещения;
• эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми.
Взаимодействие педагога с детьми – это внимательное, приветливое отношение к детям.
День я начинаю традиционно «Утренний сбор», «Утреннее приветствие». Каждого ребёнка встречаю индивидуально, выхожу в приёмную с улыбкой, приветствуя словами «доброе утро». Уходящим родителям желаю «хорошего дня». В зависимости от настроения детей, беру за руку, поглажу по головке, спрошу как дела. Эмоциональный настрой, речь воспитателя-это положительный настрой на весь день, на дальнейшее взаимодействие.
Для ребенка - дошкольника важны внимание, прикосновения взрослых, это помогают детям чувствовать себя уверенно и спокойно.
При оформлении группы, приёмной, я стремлюсь создать атмосферу тепла и уюта. Для меня очень важно чтобы дети и сотрудники чувствовали себя комфортно и спокойно в этом помещении.
Благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, пространственное решение группы (игровые центры, зона уединения, уголок настроения, доступность и разнообразие игрового материала, благоприятно воздействуют на развитие и настроение ребенка.
Создавая мир взаимоотношений воспитателя с детьми, включаю в первую очередь, разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника. Выделяю следующие группы игр:
• Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми.
• Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.
• Эмоциональные паузы.
Организованная развивающая, комфортная, образовательная среда, обеспечивает:
• эмоциональное благополучие детей;
• создает условия для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
• развитие детских способностей и творчества в разных видах деятельности.
Для развития творчества я использую:
• наглядные методы и приёмы
(использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки, рисования, аппликации, коробки - мирилки);
• практические методы
(упражнения и экспериментирование);
• нетрадиционные техники рисования, лепки, аппликации;
• словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.);
• игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры, игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.).
Все эти методы в процессе работы с детьми использую в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра — ведущая деятельность дошкольников, главное содержание детской жизни. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить. Игровые методы и приемы обучения способствуют проявлению у детей творчества и способностей.
В нашей группе живут традиции: тематические фотовыставки, «Утренний сбор», «Утреннее приветствие», «Семейный альбом» - с целью сплочения детского коллектива, дружеских отношений между детьми. «Поздравление именинников» – с целью объединения коллектива, сопереживания радостного события, осознания значимости каждого ребенка в группе. С детьми провожу традиционную хороводную игру «Каравай»; поём величальные песенки для мальчиков и девочек. Для родителей уголок «Наши добрые дела» - с целью стимулирования участия родителей в мероприятиях группы и ДОУ.
Также вместе с детьми мы поддерживаем правила группы «Что можно делать, а что нельзя», «У каждой игрушки свой домик».
Реализуемые традиции способствуют созданию в группе атмосферы взаимного доверия, уважения, дружеского общения.
Систематизировала фольклорный репертуар для работы с детьми. Создала картотеку : потешек, загадок, хороводных игр, пальчиковых игры и т. д.
В рамках работы кружка разработала консультации для родителей «Фольклор и дети», «Фольклор, как средство развития речи детей», «Как развивать речь малышей?» и т. д. Совместно с детьми и родителями приняла активное участие в фольклорных развлечениях и мероприятиях ДОУ. Развлечение, посвящённое «8-му Марта»; «Осенний праздник», посвященный Дню пожилого человека, «Посиделки».
Как один из способов поддержки детской инициативы использую свободную, самостоятельную деятельность детей. Возможность играть, рисовать, конструировать, в соответствии с индивидуальными интересами детей, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в группе: сюжетно-ролевые, театрализованные игры, развивающие и логические игры и т. д. Они мотивируют детей к мыслительной, творческой и продуктивной деятельности; к речевой и двигательной активности. Все знания, умения и навыки, полученные в организованном образовательном процессе, дети переносят в самостоятельную, игровую, коммуникативную, продуктивную, творческую, двигательную и другие виды деятельности.
Сравнительный анализ результатов мониторинга показал развитие творческих способностей: словарный запас у детей обогатился, дети понимают чувства партнерства, взаимовыручки, уменьшилось чувство скованности, дети овладели навыками публичных выступлений; речь стала отчетливой, яркой, интонационно выразительной.
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы, не помощь родителей.
Для взаимодействия участников воспитательно –образовательного процесса группы и ДОУ создала виртуальное пространство с целью вовлечение семей воспитанников в воспитательно – образовательный процесс дошкольного учреждения посредством информационных и коммуникационных ресурсов сети Интернет. Преимущество общения в виртуальном пространстве – это отсутствие пространственно – временных рамок, возможность обратиться к материалу в любое время, оперативность контакта. Формы общения: электронные письма, сайт ДОУ, моя страничка в социальных сетях, технология Skype, одноклассники, WhatsApp, Viber. В результате установленные межпользовательские связи позволили: перейти на новый качественный уровень отношений субъектов педагогического процесса; заинтересовать родителей содержанием воспитательно – образовательного процесса своего ребенка; быстро доставлять необходимую информацию; поддерживать оперативную обратную связь с семьями воспитанников.
Также я провожу личные беседы, консультации, родительские собрания. Оформляю и своевременно обновляю информацию в уголках «Для вас родители», «Безопасность», «Советы Айболита». В уголке детского творчества помещаю работы детей. Оформляю фотовыставки, тематические газеты к праздникам, тематические развлечения, праздники, конкурсы.
Современным детям нужны родители, которые умеют договариваться и идти на компромиссы. Родителям надо научиться быть понимающими, принимающими и поддерживать любые творческие начинания ребенка. Отказаться от критики и любого вида насилия, вместо этого практиковать больше объятий и слов любви. Им надо знать, что это действительно важно и рационально объяснять детям, почему от них что-то требуется или запрещается. Надо показать детям, что реальный мир также интересен и полон приключений. Для этого важно научить родителей завоевывать авторитет у собственного ребенка.
Я призываю современных родителей не дать ребенку утонуть в виртуальном мире. Надо показать детям, что реальный мир также интересен и полон приключений. Для этого важно научить родителей завоевывать авторитет у собственного ребенка. Доброжелательный детский сад призван создать условия для эффективного взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
Условия, когда родители могут поучаствовать в организации полноценного и гармоничного развития и воспитания своего малыша:
? для установления партнерских взаимоотношений между родителями и сотрудниками детского сада;
? для создания атмосферы единства интересов у детей, родителей и педагогов;
? для обогащения воспитательно-педагогических навыков и умений родителей;
? для оптимизации отношений между детьми и их родителями, а также укрепления семейных отношений;
? для открытости и прозрачности образовательного процесса в детском саду.
Все мои советы для родителей не остаются без внимания.
Создана эмоционально-положительная атмосфера заинтересованного
сотрудничества.
Еще одна задача современных родителей — это не дать ребенку утонуть в виртуальном мире. Надо показать детям, что реальный мир также интересен и полон приключений. Для этого важно научить родителей завоевывать авторитет у собственного ребенка. Доброжелательный детский сад призван создать условия для эффективного взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
Семья по отношению к ДОУ выступает не только как потребитель исоциальный заказчик, но и в роли партнера.
Установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг сдругом своими проблемами и совместно их решать. Родители уверены, чтов ДОУ всегда будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаютсяпониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. В самом большом выигрыше - дети, ради которых и осуществляется этовзаимодействие.
Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения,нахождение общих интересов и занятий. Я считаю, что данная система работы дает хорошиерезультаты, способствует развитию доброжелательных отношений у детей, родителей и создает добрый микроклимат в группе для проявления творчества и развития способностей моих воспитанников.