Получи документы

Применение технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Антоненко Мария Ивановна
Применение технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
▼ Скачать +Заказ

Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся. Одна из СОТ - технология развития критического мышления.

Особенностью данной технологии является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. В основе технологии развития критического мышления (ТРКМ) лежит базовая модель, состоящая из трё х фаз: вызов, осмысление и рефлексия.

Публикация «Применение технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе» размещена в разделах

Эта технология возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России она известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ).

В основу технологии критического мышления положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка. (Выготский)

«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Ведь именно в 1-4 классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться.

Исходя из этого критическое мышление, может развивать следующие качества ученика:

1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);

2. гибкость (восприятие идей других);

3. настойчивость (достижение цели);

4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);

5. осознание (отслеживание хода рассуждений);

6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).

Особенностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трё х фаз: вызов, осмысление и рефлексия.

Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся.

А «Осмысление» - это часть урока, посвящённая изучению нового материала.

И третья стадия «Рефлексия» есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления?

Элементы новизны содержаться в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много.

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:

- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

- пробудить к ней интерес;

- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

- структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

- получение новой информации;

- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ : (рефлексия)

- выражение новых идей и информации собственными словами;

- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями друг с другом и преподавателем;

- анализ всего процесса изучения материала;

- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ

Фаза «Вызов»

Начало урока, построенного на основе традиционного подхода: учитель заявляет тему, определяет цели изучения предстоящего материала.

Начало урока, построенного в ТРКМ – это стадия «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. Приёмы стадии вызова в технологии развития критического мышления — то «доброе начало», которое задаёт тон урока — поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы.

Специфика технологии – в активной позиции учащихся, которые уже на первом этапе урока ставят собственные цели изучения, определяют желаемый результат в освоении темы.

Фаза «Осмысление» (изучение нового материала)

На уроке, построенном на основе традиционного подхода, нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не только ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает.

С внедрением ИКТ в образовательный процесс проблема активизации учащихся стала ещё острее. Учитель сопровождает объяснение нового материала компьютерной презентацией; повышается наглядность, уплотняется урок – и учащимся остаётся роль пассивного «зрителя».

Когда урок построен в ТРКМ, содержательная стадия урока — «осмысление»; в его ходе происходит непосредственная работа ученика с информацией, причём работа направленная, осмысленная. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.

Приёмы, используемые в ТРКМ, направляют работу учащегося на самостоятельное и осмысленное получение новой информации.

Фаза «Рефлексия»

Завершающая часть урока, построенного на основе традиционного подхода: учитель подводит итог урока, проверяет, какой материал был усвоен учащимися.

Стадия рефлексии в ТРКМ – это стадия размышления. Она необходима, в первую очередь, для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.

Идет рефлексия своего процесса учения. Ученик проводит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ

Кластер

1. Теоретическое понятие приема.

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

1. Практическая работа.

- Составьте кластер «Брянская область»

а) географическое положение;

б) соседи;

в) столица, города;

г) растительный мир;

д) животный мир

Брянская область расположена в западной части европейской территории России, в 400 км к юго-западу от Москвы. Область граничит со Смоленской, Калужской, Орловской, Курской областями, Белоруссией и Украиной.

Корзина идей

1. Теоретическое понятие приема.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

Цели приё ма:

• Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме

• Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс

Время выполнения: 7-8 минут

1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.

2 этап. 2 минуты. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Все сведения кратко записываются учителем в «корзинке» идей, даже если они ошибочны.

1. Практическая работа

Запишите на листах бумаги все, что вы можете о нашей области с помощью карты.

Соберем корзину с вашими идеями. Каждая группа записывает на листочек свою идею и громко называет, когда кладет ее в корзинку.

Дерево предсказаний

Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Правила составления дерева предсказаний:

1 этап - учитель предлагает учащимся высказать предположения (предсказания) по какой-либо теме (например, по материалу, который предполагается изучить на данном уроке).

2 этап - учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной слева схеме, где:

• ствол дерева – тема,

• ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено,

• листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера. Использовать классический вариант не обязательно.

3 этап - после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения детей.

Таблицы «Инсерт»

Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:

«V» – уже знал;

«+» – новое;

«–» – думал иначе;

«?» – не понял, есть вопросы.

При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?», или 4 значка «+», «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

«V» – знаю «+» – новое «?» – вопросы

Прием верные и неверные утверждения

- Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что …»

Правила игры:

1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что.». Вы обсуждаете ответы в парах.

3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

Вопросы:

1. Верите ли вы, что наш край расположен на материке Евразия?

2., что наш край находится в природной зоне лесов?

3., что наш край находится в западном полушарии?

4., что в нашем краю растут ель, береза, осина?

5., что у нас обитают северные олени, песцы?

6., что наш край дает стране продукты сельского хозяйства?

7., что территория нашего края расположена в тропическом поясе?

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.

Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы, и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:

-O-

• кто.

• что.

• когда.

• может.

• будет.

• мог ли.

• как звали.

• было ли.

• согласны ли вы.

• верно. • дайте объяснение, почему.

• почему вы думаете.

• почему вы считаете.

• в чем разница.

• предположите, что будет, если.

• что, если.

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока : на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.

Приём «Синквейн»

это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.

Слово происходит от французского “5”.

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.

Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Методическая игра “Мои предпочтения”.

(Метод представлен Валентиной Фаткуловой).

Цель метода: расслабление для уставшей группы.

Участники: весь класс.

Правила проведения игры:

Ведущий раздает участникам листы бумаги и просит задумать свой любимый цвет, который необходимо затем описать тремя словами (например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный).

Далее – просит участников ответить на вопрос “Находясь в зоопарке, – с каким животным вы бы хотели сфотографироваться? Опишите это животное тремя словами (например, тигр – сильный, опасный, хищный).

И последнее задание – просит записать свой любимый город и придумать для него три характеризующих слова (например, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий).

После того как участники выполнят все три задания, ведущий сообщает им что:

• Три характеристики цвета – это то, как видят их окружающие;

• Три характеристики животного – как они видят себя сами в общении с окружающими;

• Три характеристики города – какими они хотели бы видеть себя в работе

В ходе изучения и примения методов и приёмов ТРКМ на уроках в начальной школе мною были выделены наиболее подходящие для каждой фазы урока.

I. Стадия вызова

«Кластер»

«Загадка»

«Мозговой штурм»

«Отсроченная догадка»

• «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

«Театрализация»

«Да – нетка»

• «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»

«Дискуссия»

II. Стадия осмысления

• «Инсерт или «Чтение с пометами»

«Дерево предсказаний»

«Круги по воде»

«Чтение с остановками»

• «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

• Метод «Думательных шляп»

«Кластер»

III. Стадия осмысления

• «Инсерт или «Чтение с пометами»

«Дерево предсказаний»

«Синквейн»

«Круги по воде»

«Чтение с остановками»

• «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

• Метод «Думательных шляп»

«Кластер»

Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы все ученики были думающие, творческие, целеустрем-ленные, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли срав-нивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них, умея отстаивать собственное мнение. Для этого, безусловно, --необхо-димо творчески мыслить.

Жизнь есть театр, и люди в ней актеры. (У. Теккерей)

“Жизнь есть театр, и люди в ней актеры”

И кто сказал: Учитель не актер?

Актеры, сценаристы, режиссеры…

Наш с вами, сударь, беспредметен спор.

Звенит звонок, терзая трелью нервы.

Один – не три: последний – он же первый,

И опоздавшие появятся… на сцене,

С беспечностью срывая представленье.

Звенит звонок сомнений и тревог –

Маэстро – выход! Да хранит нас Бог!

Список используемой литературы:

• 1. С. И. Заир – Бек, И. В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке : Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2004 – 175с.

• 2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление : технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.

• 3. Загашеев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003. - 192 с.

• 4. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М. : Просвящение, 1989. – 156с.

• 5. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М. : Просвещение, 1994. –320с.

• 6. Золотова А. В. Коллективная работа на уроках // Начальная школа. – 1989. –№10-11. С. 34-35.

• 7. Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М. :Просвещение, 1980. – 159с.

• 8. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И. Б. Первина. –М. : Педагогика, 1985. –144с.

Публикации по теме:

«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет)«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет) «Приглашение в театр»Афиша- (от французского affiche – объявление) - вид рекламы, оповещения о спектаклях и иных художественных или увеселительных.

Фотоотчет об уроках памяти в начальной школе, посвященных Дню неизвестного солдатаФотоотчет об уроках памяти в начальной школе, посвященных Дню неизвестного солдата Сегодня, 3 декабря, в нашей стране прошли торжественные митинги, посвященные Дню неизвестного солдата. Эта дата была установлена по указу.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации учащихся на уроках в начальной школе Каждый раз, готовясь к уроку, я представляю такую картину: мои ученики с легкостью принимают и извлекают информацию, выполняют различные.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие критического мышления в начальной школе, характерное для каждой стадии урока проводимого с детьми с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с задержкой психического развития предполагает разработку.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Опубликовано: 23 ноября 2023 в 23:02
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Антоненко Мария Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД