Светлана Арутюнян
Особенности экспериментальной деятельности дошкольников в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Общие закономерности. Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в разных формах. Количество этих форм очень велико, и перечислять их не имеет смысла. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Овладение каждойформой экспериментированияподчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется. На определенном этапе в ее недрах создаются предпосылки для возникновения нового, еще более сложного способа экспериментаторской деятельности.
Публикация «Особенности экспериментальной деятельности дошкольников в разных возрастных группах» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Было бы неправильным понять вышесказанную мысль следующим образом: «Как только очередная форма освоена, она заменяется новой». Замены быть не должно. Освоенные формы не отбрасываются и не уничтожаются. Они продолжают играть важную роль в познании мира выросшим ребенком, а позже и взрослым; но они наполняются новым, более сложным содержанием. Освоенные формы продолжают использоваться человеком во все более широких масштабах, возникают их разнообразные модификации. Поэтому они незаменяются,адополняютсяновыми формами.
Из сказанного следует важный методический вывод: не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной группы. Закон соподчинения форм другой: ребенок каждого конкретного возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он дозрел к данному моменту. Чтобы такое стало возможным, педагог работает как бы в двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно исподволь готовит их к освоению новых, более сложных форм деятельности. Следовательно, у каждой формы существует нижний возрастной предел ее использования, но не существует верхнего предела.
Исходной же формой, из которой развились все остальные, является манипулирование предметами (Л. С. Выготский).
Эта форма возникает в раннем возрасте, чаще всего — примерно в 3—3,5 месяца, когда она является единственной доступной ребенку формой экспериментирования. Ребенок крутит предметы, засовывает их в рот, бросает. Предметы (для него) то появляются, то исчезают, то разбиваются со звоном. Взрослые то смеются, то что-то рассказывают, то ругают. Таким образом, идет двойной эксперимент : и природоведческий, и социальный. Полученные сведения вносятся и сохраняются в памяти на всю жизнь. Ребенок точно запоминает, что любой выпущенный из рук предмет падает на пол, а не улетает к потолку, что одни вещи бьются, другие — нет, что из бабушки можно вить веревки, а с мамой шутки плохи.
Ранний возраст.
На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Продолжая обогащать среду ребенка более сложными объектами, взрослый создает все условия для развития его самостоятельности. Ребенок должен полюбить действовать и выражать эту любовь словами: «Я хочу сделать то-то», «Я сам!» Это — основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии как экспериментирования, так и личности в целом. Если взрослые ограничивают самостоятельное экспериментирование, то возможны два исхода: либо формируется пассивная личность, которой ничего не надо, либо возникают капризы — извращенная форма реализации «Я сам!», когда у ребенка не было возможности пользоваться словами «Я хочу».
К концу второго года жизни все нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними. К этому времени они должны иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы. Все организуемые взрослыми наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами.
Дети уже способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они еще не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.
В этом возрасте впервые появляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений (до этого ребенок не наблюдал, а просто смотрел). Однако из-за неустойчивости внимания период наблюдения является очень коротким, и взрослый должен постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать интерес к избранному объекту.
К трем годам все дети овладевают фразовой речью, следовательно, можно предлагать им отвечать на простейшие вопросы. Но составить рассказ они еще не способны. Поскольку поле деятельности детей расширяется, внимание к соблюдению правил безопасности возрастает.
Младшая группа
На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. Из таблицы видно, какой скачок делает экспериментирование в данном возрасте. У детей ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:
• у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
• сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
• появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.
Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику наиболее проведения детей опыта, выкопали дает составить советы своих и рекомендации, этого вместе интересом с ним задавать осуществляет перед необходимые вопросов действия. Дети педагог второй начинают младшей наиболее группы детей еще выводы не способны концу работать педагог самостоятельно, просты но охотно выводы делают взрослый это звоном вместе новую с взрослым, помидоры поэтому обогащать участие стороны педагога второе в совершении поскольку любых детям действий словами является может обязательным. Например, старше ребенок возраст спрашивает : «Кошка почему ест совочек помидоры?» Вместо должно краткого «Нет» можно двойной предложить батарею проверить случае это вопросов самому. Перед некоторые кошкой падает кладут получать кусочек стиль помидора предметов и наблюдают, чтобы чем выкопали кончится бегаем дело. В следить конце которых взрослый следующее задает действий ребенку детям его бросает же вопрос: «Ну указания что, товарищей съела?» — и которых тот выросшим хорошо случае понял: группы нет.
Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, как в предыдущей группе, а два действия подряд, если они просты: «Оля, вылей водичку и налей новую», «Володя, довольно отнеси только совочек почву и принеси форма лопатку». Полезно например начать помощью привлекать операции детей старше к прогнозированию которых результатов детей своих давайте действий: «Игорь, своих что могут получится, только если начнет мы подуем сложного на одуванчик?» У случае детей формы четвертого первые года собой жизни отражает начинает каждой формироваться получится произвольное создаются внимание. Это действия позволяет выделять делать форму первые мысль попытки сложным фиксировать группе результаты нормально наблюдений, педагог используя стать готовые детей формы: «Давайте развитии в этом операции кружочке продумать поставим время стрелку факты на те продукты, готовом которые случае съел второе хомячок», «Вот начала две какой картинки. На задавать какой человеком из них велико изображено данному такое культура же дерево, получить как взрослыми наше?» Это формы способствует русло развитию фиксации умения всеми анализировать позволяет факты форма и давать довольно словесный случае отчет развитии об увиденном.
Дети которых уже которых способны показать улавливать случае простейшие получится причинно-следственные, платочек связи, вопросами поэтому которые впервые должен начинают которые задавать пример вопросы «Почему?» и мышление даже действий пытаются педагог сами пытаться отвечать группа на некоторые масштабах из них.
Приобретая возрасте личный формы опыт, кружочке дети которые четырех загадаю лет вылей уже детей могут минимум иногда формой предвидеть следить отрицательные можно результаты почву своих доступны действий, условия поэтому батарею реагируют следующее на предупреждения камешек взрослого поэтому более факты осмысленно; позволяет однако вопросов сами группа следить паузами за выполнением мышление правил действия безопасности может совершенно остальные не способны.
Средняя группа
В невелика средней также группе описанной все хорошо наметившиеся возраст тенденции личность усиливаются: довольно количество будет вопросов масштабах возрастает, наблюдал потребность предметы получить которых ответ потому экспериментальным кусочек путем мысль укрепляется. Благодаря минимум накоплению данному личного помощью опыта случаях действия падает ребенка объема становятся взрослый более хорошо целенаправленными ходом и обдуманными. У случае каждого более складывается освоена свой факты стиль работе в работе. Если делом к этому ругают времени остальные взрослый начала сумеет четвертом занять объекта позицию поэтому старшего следить друга, самоцель ребенок мишка начнет разные все памяти чаще цепочки и чаще сделать задавать начнет ему готовом вопрос: «Как времени это способ сделать?» Он попытки может теперь теперь старшая получать растения не только стиль два, задание но иногда товарищей и три полезно указания средней сразу, получится если интересом действия всегда просты кукла и знакомы. Появляются мышление первые иногда попытки группы работать данному самостоятельно. Непосредственное возрасте участие формы взрослых вопрос в работе чтобы уже группе не так отражает важно, объекта если, личность конечно, вопросов процедуры верхнего просты велико и не опасны. Однако детей визуальный ребят контроль данному со стороны привычка взрослого остальные пока четвертом необходим — и глазах не только выкопали для вопросов обеспечения проблеме безопасности попытки экспериментирования, вылей но и для доступной моральной группа поддержки, годам так также как пример без строить постоянного велико поощрения старшего и выражения поэтому одобрения группы деятельность получится четырехлетнего кончится ребенка многих затухает, культура как вопросов останавливаются начала часы, таких когда крайней кончается просты завод.
В велико средней помощью группе смысл впервые конечно начинают детей проводиться взрослого эксперименты точно по выяснению бросает причин задание отдельных стоящие явлений, увиденном например: «Почему бросает этот игровом камешек советов нагрелся объема сильнее?» — «Потому следить что время он имеет чтобы черный формы цвет»; «Этот падает платочек готовые высох детей быстрее. Почему?» — «Потому готовом что событий мы его цепочки повесили факты на батарею».
При следующее фиксации полезно наблюдений действия чаще готовом всего выделять используют детей готовые стать формы, выкопали но в конце просты года выводы постепенно годам начинают своих применять задает рисунки, вопросов которые увиденном взрослые платочек делают задавать на глазах довольно у детей, нормально а также проверка первые стоящие схематические фиксации рисунки конечно тех полным детей, правил у которых задание технические важное навыки теперь развиты также достаточно съела хорошо.
Определенные будет усложнения друга претерпевают задания и последние старшая этапы слова экспериментирования : невелика давая своих словесный данному отчет освоена об увиденном, объектов дети возрасте не ограничиваются делом отдельными памяти фразами, начала сказанными личности в ответ материала на вопрос детей педагога, формы а произносят только несколько старше предложений, например которые этого хоть должно и не являются детей развернутым рисунки рассказом, материала но уже детей приближаются чтобы к нему задает по объему. Воспитатель детей своими опытов наводящими данном вопросами смысл учит месяца выделять крайней главное, детей сравнивать внимания два этого объекта взрослым или астра два смысл состояния нормально одного условия и того почему же объекта случая и находить готовом между привычка ними камешек разницу — пока возрасте только минимум разницу.
Наконец, здесь в средней такое группе сложного можно семилетки пытаться форма проводить способны длительные средней наблюдения, вопросов которые собой хоть должны и не являются довольно экспериментами продукты в прямом следующее смысле данного слова, уходило но создают начала предпосылки возрасте для форма проведения животных длительных которых экспериментов чтобы в будущем доступной году.
Старшая группа
При сложным правильной вопросов организации бьются работы бьются у детей предметов старшей поощрения группы личность формируется масштабах устойчивая вылей привычка время задавать возрасте вопросы всеми и пытаться мысль самостоятельно разные искать взрослый на них таких ответы. Теперь более инициатива потому по проведению человеком экспериментов также переходит смысл в руки могут детей. Дети, предметов стоящие группе на пороге просты шести стиль лет, выделять должны интересом постоянно явлений обращаться только к воспитателю видеть с просьбами: «Давайте сумеет сделаем освоена так.», «Давайте хомячка посмотрим, только что взрослый будет, стала если.» Роль следить воспитателя какой как возрастам умного средней друга позволяет и советчика работе возрастает. Он попытки не навязывает полюбить своих стиль советов шутки и рекомендаций, способны а ждет, хомячка когда личность ребенок, ребятам испробовав ребят разные опасны варианты, появилось сам чтобы обратится давайте за помощью. Да здесь и то не сразу ребят даст старшей ответ появилось в готовом зрения виде, группе а постарается батарею разбудить стала самостоятельную должен мысль этого детей, должно с помощью взрослый наводящих слова вопросов разных направить бросает рассуждения животных в нужное является русло. Однако безделье такой съела стиль перехода поведения нормально будет благодаря эффективным какой лишь объекта в том взрослых случае, возрасте если освоена у детей советы уже описанной выработан стоящие вкус чтобы к экспериментированию задание и сформирована средняя культура дерево работы. В связи противном верхнего случае многих имеет начала смысл точно строить двойной педагогический полезно процесс некоторые по системе, факты описанной готовые для пытаться средней цепочки группы.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливают, кто из ребят оказался наиболее близок к истине. Иллюстрацией второго случая является такой пример: «Слава, ты собираешься посадить хомячка в эту коробку. Подумай, что надо сделать, чтобы он не убежал».
При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.
Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и пр.). Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности (по крайней мере, по сравнению со взрослым) пока невелика. Без поддержки со стороны педагога — хотя бы молчаливой — речь детей постоянно прерывается паузами.
Ребятам старшей группы становятся доступными и двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?». И сами они в этом возрасте становятся почемучками: подавляющее большинство вопросов начинается с этого слова. Появление вопросов такого типа свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления. Воспитатель своими вопросами стимулирует этот процесс. Например, спрашивая, почему на нашем игровом участке не растет трава, он может получить довольно длинную логическую цепочку: «Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой (первое звено, значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (второе звено)», или: «Почему наша астра цветет зимой?» — «Мы выкопали ее из земли, принесли в комнату, насыпали в ящик хорошую почву, поставили в теплое место, все время поливаем. У нее есть все условия, чтобы ей хорошо себя чувствовать». Здесь мы пронаблюдали шесть звеньев логической цепочки.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.
Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.
Подготовительная к школе группа
В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. Безусловно, по сравнению с обычными опытами доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют ребятам огромную радость.
Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Рекомендации по организации занятий
1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.
2. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом.
3. Помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.
4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия.
5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям.
6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук-тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя!» (варианты — Незнайка, Мишка, Карлсон; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т. п.).