Светлана Эпова
Оригами как один из методов повышения качества образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились подходы к организации образовательного процесса. На современном этапе образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно – ориентированный характер, направленный на достижение социально – значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Публикация «Оригами как один из методов повышения качества образования дошкольников» размещена в разделах
Каким образом организовать образовательный процесс в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО? Конечно изменением подходов к построению взаимодействия взрослого и ребенка, включением инновационных образовательных технологий, направленных на повышение эффективности образовательной деятельности.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
На формирование личности дошкольников оказывает влияние не только основное образование, но и факультативное. Всевозможные кружки уже давно являются неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ.
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко-творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.
Оригами – японское искусство складывания бумаги. «Ори» - рука, «ками» – складывать. Оно привлекло мое внимание, т. к. является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок. (Василий Александрович Сухомлинский
Как средство дополнительного образования, я выбрала работу с бумагой, т. е кружок «Оригами». Эта программа помогает ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея. .
Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами фигурки - только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.
В России свой путь развития. Большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Можно предположить, что оригами в России в ближайшее время быстрее всего будет распространяться именно в среде преподавателей и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих навыков у ребят
Значение
Какие навыки и способности развивает оригами у детей?
• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
• способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
• стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
• активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
• совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
• имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
* позволяют удовлетворить познавательные интересы ребенка
*позволяет обогатить навыки общения
. Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она ему привычна, легко поддается любым изменениям. Недолгий путь создания фигурки-оригами особо важен для тех, кому не терпится получить быстрый результат. Ведь уже через несколько минут после начала работы ребенок держит в руках готовую поделку. При этом процесс творчества не ограничивается только складыванием. С готовой фигуркой можно играть, преподнести ее в подарок другу и даже устроить спектакль с бумажными куклами - героями сказок. В обучении оригами есть одно важное преимущество. Процесс обучения совершенно не утомителен, так как состоит из открытий чего-то нового.
Задачи программы:
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
• расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
• учить читать схемы;
• развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус.
• воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.
Основные принципы работы:
От простого к сложному;
Наглядность;
Систематичность,
последовательность и прочность усвоения знаний.
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
Цель программы – научить детей аккуратно из квадрата складывать различные базовые формы оригами, четко следуя основным правилам;
научить проговаривать свои действия при работе с бумагой, используя специальную терминологию; развивать мелкую моторику пальцев;
Методы, используемые на занятиях :
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
показ образца
выполнения последовательности работы.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок.
Сейчас в оригами существует три основных течения:
Первое течение – традиционное оригами, где в качестве основы используется квадрат.
Второе течение – модели складываются из листов треугольной, прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы.
Третье течение – модульное оригами, модели изготавливаются из некоторого, иногда довольно большого числа однотипных модулей.
В своей практике я использовала только первое течение, в этом году будем работать по второму и третьему течению.
На каждом занятии пытаюсь решить следующие задачи:
1. Научить ребёнка быть независимым. Чем больше мы для него делаем, тем меньше он учится делать для себя сам.
2. Настраивать ребёнка на успех. Заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.
3. Воодушевлять ученика максимально быть самим собой.
4. Создать условия для развития в соответствии с индивидуальными особенностями ученика.
5. Не высмеивать страхи ребёнка, постараться найти их причину и пути преодоления.
6. Создать благоприятный психологический климат в коллективе, способствовать повышению самооценки детей
В кружковой работе необходимо придерживаться следующих «путеводных положений», наиболее отвечающих специфике дополнительного образования детей :
• Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
• Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать.
• Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.
• Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
• Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
Рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в
практику дополнительного образования детей
Все образовательные технологии, применяющиеся сегодня в дополнительном образовании детей, можно свести к основополагающим закономерностям:
• необходимо активизировать детей;
• вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
• подвести эту деятельность к творчеству;
• предоставить воспитанникам больше самостоятельности;
• развить такие личностные самообразования детей, как самостоятельность, активность, общение;