Макейцева Елизавета
Хоровое пение как воспитание личности в ДМШ
ВЫПОЛНИЛА:
Преподаватель
теоретических дисциплин
Безбородова Е. С.
24.10.24 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Значение и важность музыкального искусства в воспитании детей
2. Роль хоровых занятий и адаптация ребенка
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение и важность музыкального искусства в воспитании детей.
Искусство - это форма познания мира, с которой человек соприкасается каждый день. С самого рождения и на протяжении всей своей жизни люди погружены в искусство, с помощью него они познают окружающий мир. Творчество же способно преобразить не только зрителя, но и самого творца. Музыка оказывает влияние на развитие и положительное функционирование механизмов памяти, эмоций, восприятия и даже интеллекта людей, начиная с раннего детства. Она активизирует представление и восприятие, пробуждает фантазию и воображение, в ней отражены жизненные явления, которые обогащают новыми представлениями человека, а ребенка в особенности. Во время знакомства с музыкальными произведениями, ребенок получает ответы на многие вопросы, которые его интересуют. Таким образом, музыка несет информативный характер, что существенно повышает знания ребенка об окружающем мире. Детский возраст является одним из самых благоприятных и подходящих для воспитания и развития духовной культуры. Начать заниматься с детьми стоит уже по достижению их четырехлетнего возраста. Канадские ученые утверждают, что постоянные занятия музыкой улучшают память и стимулируют умственное развитие детей. И даже несмотря на все неудобства, которые может доставить начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, наши предыдущие поколения родителей обязательно старались дать детям музыкальное воспитание.
Задачами музыкального воспитания являются:
• формирование знаний о музыке;
• формирование эмоциональной отзывчивости у ребенка;
• развитие речевой активности;
• совершенствование навыков пения;
• развитие музыкально-исполнительских навыков и активизация творческих способностей.
Методика музыкального воспитания детей уже разработана, подробно описана в литературе и внедрена в работу. Однако не следует забывать, что многое из того, что было наработано в советское время потеряло свою актуальность в связи с изменившейся социальной обстановкой и другими 6 воспитательными приоритетами. Появилась необходимость пересмотреть известные в музыкальной педагогике принципы, методики и подходы к вопросам музыкального воспитания детей.
Восприятие музыки ребенком невозможно без звукового опыта и без активной деятельной основы. Все это дает звено музыкального воспитания, то есть исполнение музыки. Сюда входит пение, сольфеджио, музицирование и многое другое. Исполнение музыки способствует точному развитию реакции детей, а также координацию мышления и движений. Вокальное и инструментальное воспитание оказывает влияние не только на эмоциональную сторону личности ребенка, но и на его умственное развитие. В свою очередь, воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. А воспитание музыкального чувства лада и вовсе связано с образованием в коре головного мозга сложной системы нервных связей, с развитием способности его нервной системы к самому тонкому регулированию процессов возбуждения и торможения, и других внутренних процессов, которые протекают в организме.
Роль хоровых занятий и адаптация ребенка.
Основным и наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальной культуре является хоровое пение. Сама суть этого вида музицирования вырабатывает у учащихся умение видеть, слышать и чувствовать состояние другого человека, невольно сливаться с ним в едином душевном движении. Как искусство коллективное, именно хоровое пение, объединяя чувства, мысли и волю исполнителей, обладает широчайшими воспитательными и образовательными возможностями. Хоровые занятия обладают преимуществами перед другими формами детского музыкального творчества. Во-первых, хоровая музыка позволяет вовлечь в творческий процесс большое количество детей. Во-вторых, она позволяет ребенку использовать тот естественный инструмент, которым наделила его природа – голос. Наконец, в-третьих, хоровая музыка обладает дополнительной, весомой воспитательной функцией: в ней есть слово, что облегчает общение ребенка с миром искусства, упрощает процесс понимания им музыки. При разучивании хоровых произведений и работе над их характером используются знания и умения, формируемые у учащихся на уроках русского языка (умение правильно произносить слово, выразительно читать текст, определять в словосочетаниях главное и зависимое слово; знание видов простых предложений – повествовательных, вопросительных, умение соблюдать верную интонацию при их произношении). Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии поющих.
В задачи хорового образования входят:
1. Развитие у детей музыкальных способностей посредством вокально-хоровых навыков.
2. Совершенствование эмоциональной сферы.
3. Приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной музыки, формирование интереса и любви к пению, к хоровому исполнительству.
4. Формирование музыкальной культуры, которая оказывает положительное влияние на социально-художественный опыт.
Хоровое исполнение несет широкую функцию образования. Оно воспитывает в детях память, вкус, артистичность, чувства и эмоциональность, а также, что является очень важным, творческое воображение и мышление. Чем богаче воображение, тем глубже проникновение в художественный замысел произведения, а это помогает осознанному его исполнению. «Это умение обогатившись - обогащать».5 Современного ребенка окружает очень богатый мир звуков, который, прежде всего, создает телевидение, радио и кино. Он слушает доступную и не доступную для его понимания музыку, близкую и интересную по тематике, и даже музыку, которая рассчитана на взрослых. Именно поэтому весь процесс хорового воспитания должен быть целенаправлен очень четко и ясно, так как именно хоровое пение является одним из важнейших аспектов в системе музыкального и эстетического воспитания подрастающего поколения. Хор, действительно, очищает.
По наблюдениям педагогов современности дети, которые систематически занимаются пением в хоре, лучше учатся в школе, являются более дисциплинированными и эмоционально развитыми, по сравнению со сверстниками, которые никогда не занимались музыкой, а в особенности хоровым пением. Психологи говорят о том, что детство – это самый подходящий и благоприятный период для любого обучения и в том числе занятий искусством. Именно в это время человек открыт для диалога и восприятия информации, формирования индивидуально-психологических свойств личности, а также для усвоения социальных норм поведения.
На уроках музыки мало уделяется внимания хоровому пению, поэтому не решается основная задача вокальной работы – постановка голоса учащихся. А если пение и имеет место на уроке, то оно проходит на уровне массового пения без учета правил вокальной технологии. Такое пение пагубно для физического и психического здоровья детей. При достаточно длительном таком «музицировании» голоса поющих учащихся портятся. У детей искажается представление о хоровом искусстве, которое превращается для. Пение не поставленным голосом не приводит к развитию тех личностных качеств учащихся, о которых говорилось выше, а, напротив, способствует разрушению певческих способностей и формирует отрицательное отношение к урокам музыки. Из такого кризисного состояния дел можно выйти путем активизации хорового пения во внеклассной работе и системе дополнительного образования. Кроме того, урок музыки в общеобразовательной школе, особенно в начальных классах, следует строить, главным образом, на основе певческой деятельности, целенаправленно работая над процессом постановки голоса с самого начала обучения. Именно это лежало в основе музыкального воспитания детей в России столетиями. Пути развития отечественной музыкальной культуры в целом определяла певческая культура народного быта и православной церкви. Специфика музыкального искусства различных стран складывалась, главным образом, под влиянием культовой музыки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении многих веков истории человечества представители различных наук спорят о путях и истоках возникновения музыки. Однако все они сходятся на том, что она родилась, прежде всего, как пение, вместе с речью, возможно до возникновения первого слова. Таким образом, первым музыкальным инструментом был человеческий голос. Пение и высшая его форма - хоровое искусство является подлинным источником отечественной музыкальной культуры, как в нашем прошлом, так и в настоящее время. Основополагающее место искусства пения в музыкальной культуре определяется такими его свойствами, как народность, массовость и общедоступность. Все это свидетельствует об универсальном общественном и личностно значимом характере пения. Певческое искусство издавна находилось в основе не только музыкального, но и духовно-нравственного воспитания детей. Именно песня сопровождала человека от момента его рождения и до последних дней жизни, начиная с колыбельной матери, заканчивая церковными обрядами. Именно через пение у ребенка формировалась душевная гармония, которая вносила порядок в ритм его жизни.