Чанчикова Валентина
Взаимодействие воспитателей с родителями воспитанников
▼ Скачать
МБДОУ «Березовский детский сад № 9»
Доклад на тему
«Взаимодействие воспитателей с родителями воспитанников ДОУ»
Подготовила:
воспитатель
МБДОУ «Березовский детский сад № 9»
Чанчикова Валентина Сергеевна
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Введение
Публикация «Взаимодействие воспитателей с родителями воспитанников» размещена в разделах
Главным воспитателем своего ребёнка является семья, но его воспитание становится невозможным без определённого знания педагогики и психологии. Грамотное воспитание ребенка возможно при наличии единства воспитательного воздействия на него всеми взрослыми, при учёте возрастной и индивидуальной специфики, лишь при понимании его обязательных знаний и умений в этом возрасте.
Проблемой работы с родителями по вопросам педагогического просвещения занимались многие ученые: Я. А. Коменский, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский, Ю. Б. Гиппенрейтер, О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, Н. М. Метенова, Л. Ф. Островская, Д. Лешли.
Практикой и проведёнными научными исследованиями доказано, что родителями часто допускается ряд типичных ошибок в воспитании ребёнка, испытываются трудности. Поэтому основной задачей педагогов дошкольных учреждений является оказание помощи родителям в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Для этого надо укреплять и развивать взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, активнее включать семью в педагогический процесс, что обеспечит благоприятность условий жизнедеятельности и воспитания детей дошкольного возраста, задаст формирование основы личностной полноценности и гармоничности.
Ориентация на потребности семьи
Зверева О. Л. и Кротова Т. В. [1] полагают, что работа педагогов с родителями в дошкольном учреждении должна быть сориентирована на потребность семьи, на запрос родителя, но простое зачитывание докладов либо лекций здесь не подходит. Важными являются активизация и обогащение воспитательных умений родителя, поддержка его уверенности в собственном педагогическом таланте, указание на его возможности, распространение положительного опыта воспитания в семьях – можно проводить семейные досуги, следовать семейным традициям [2]. Семьёй и детским садом даётся детям определенность социального опыта, ведь лишь взаимодействуя друг с другом, можно создать оптимальные условия для освоения ребенком большого мира. В связи с этим педагогам необходимо чутко откликаться на запросы семей и быть компетентными в вопросах решения актуальных проблем воспитания и образования. Сотрудничество педагога и родителей позволяет конкретнее увидеть родителей со многих сторон, изучить в различных обстоятельствах и, таким образом, помочь понять индивидуальные особенности их ребенка, развивать его способности, помочь преодолеть негативные реакции, избежать отрицательных поступков, сформировать ценностные жизненные ориентиры.
Солодянкина О. В. отмечает, чтобы сформировать сотрудничество взрослых и детей важным представляется рассматривать коллектив в качестве единого целого, в качестве большой сплоченной семьи. У этой семьи будет интересная жизнь при условии наличия организованной совместной деятельности педагога, родителя, ребёнка. Это, в свою очередь, поспособствует развитию взаимопонимания между родителями и детьми и созданию комфортных условий в семьях для воспитания. Итак, важно большую долю работы по воспитанию и развитию организовать в совместном варианте – ребёнок плюс родитель, а возникшую проблему, поставленную задачу - решить вместе, объединив усилия в достижении эффективного результата [3]. Петроченко Г. Г. подчё ркивает следующее: чтобы определить степень эффективности применения детским садом определенных форм и методов работы, сориентированных на семьи, нужно пользоваться самоанализом, в основу его положив варианты поведения педагогов учреждения [4]. Взаимодействие между педагогами и родителями отражает многообразность совместной деятельности и общения.
Формы работы с родителями
Все формы с родителями подразделяются на коллективные (массовые, индивидуальные и наглядно-информационные, традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
В своей практике я использую эти формы работы. К ним в нашем дошкольном учреждении относятся различные спортивные состязания между семьями воспитанников «Мама, папа, я - спортивная семья!», физкультурно-познавательная игра среди команд родителей и воспитателей «Ох, уж эти взрослые!», предновогодний «Парад Дедов Морозов».
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. В своей работе использую индивидуальные беседы и консультации, темы исходят от родителей, определяются в соответствии с их запросами.
Наглядно-информационные формы работы с родителями - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. В моей работе это информационные проспекты для родителей, издаваемые дошкольным образовательным учреждением, дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры педагогических и воспитательных практик, выпуск плакатов и стенгазет, организация деятельности мини-библиотек, мини-музеев, фотовыставок, проведение акций, социологических срезов, опросов, организация работы почты доверия, размещение информации на сайте детского сада и интернет-странице группы, совместные прогулки и экскурсии, создание тематических буклетов, организация семейного участия в проектной деятельности. Цель применения этих форм - ознакомление родителей с работой дошкольного образовательного учреждения, формирование знаний об особенностях развития и воспитания детей.
Родительское собрание
Родительское собрание стараюсь проводить в нетрадиционной форме, творчески подхожу к его организации. Мы совместно с детьми изготавливаем приглашения или объявление (аппликации, поделки и т. д.) Заранее вывешиваем это объявление (или раздаем приглашения) с просьбой к родителям продумать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, с кем из специалистов желали бы встретиться.
Родительские собрания провожу за чаепитием. Большинство родителей приходят на такие встречи после трудового дня и в такой неформальной, теплой, почти семейной обстановке люди чувствуют себя свободнее, легче делятся своими проблемами. Родители всегда приятно удивляются, когда видят, что их ждут улыбающиеся, приветливые педагоги.
Родительское собрание провожу не только в диалоговой форме, использую разнообразные игры, тренинги на знакомство, на сплочение и т. д. При таком подходе родители стремятся к контакту с воспитателями, с нетерпением ожидая каждой новой встречи.
В своей работе я использую активно проектную деятельность, подключая к ней родителей вместе с детьми.
Экологический проект веранды «Родной поселок!» (Березка русская моя») - в процессе реализации этого проекта были решены следующие задачи: научить детей видеть красоту родной природы, рассказать о березе, как её воспевают в песнях, пишут о ней стихи.
Цель данного проекта: улучшение экологического и эстетического пространства веранды, решение задачи разнообразного ее использования в соответствии с воспитательными и образовательными направлениями жизнедеятельности группы; создание эмоционально-благоприятных условий пребывания детей и взрослых в дошкольном учреждении. Участники проекта- родители, дети и воспитатели.
Родители с удовольствием приняли участие в реализации этого проекта. Они были очень активными: рисовали красками русскую природу на стенах веранды, шили шторы, раскрашивали их, изготавливали из бросового материала ульи, пчел, макет солнышка, оформляли экологическую тропу, а также активно участвовали в экологическом сборе бутылок, крышек, шишек.
Экологический проект «Вода - источник жизни». Цель проекта: экологическое воспитание дошкольников и их родителей, активизация мыслительно-поисковой деятельности.
Родители приняли активное участие в проекте. Установили чашу для водоема, изготовили фигуру птиц из гипса, и вместе с детьми раскрасили, папы нашей группы построили мостик, завезли камни для декорирования. Мы совместно с родителями высадили рассаду у водоема. В рамках этого проекта была организована акция по сбору пластиковых бутылок. Участники проекта: родители, воспитатели, дети.
Тематические консультации
Они организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Беседа предусматривает диалог, который задает организатор беседы. Консультация по своему характеру близка к беседе. Основная разница между ними состоит в том, что в ходе консультации появляется возможность обсудить с родителями достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом семейного воспитания и сделать определенные выводы. Во время консультации педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить, помогает лучше узнать внутренний мир ребенка и оказать помощь там, где она больше всего нужна, побуждает родителей серьёзно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими методами их лучше воспитывать. Главное назначение консультации состоит в том, что родители получают ответ на заданный вопрос и чувствуют поддержку.
Индивидуальные консультации – одна из эффективных форм работы с родителями. В своей работе провожу консультации плановые и внеплановые, групповые и индивидуальные. Плановые консультации провожу систематически, тематика каждой консультации определяется задачами воспитания ребенка определенной возрастной группы, потребностями и интересами родителей воспитанников. Внеплановые консультации провожу по запросам родителей. Перспективный план консультаций составляю в начале учебного года.
Досуговые формы работы с родителями
Задачей досуговых форм организации общения является установление тёплых, неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. К данной группе форм относится проведение таких совместных праздников и досугов в моей группе, как: «Урожай», «Хоровод ремесел», «Золотая Осень», «Праздник мам», «Масленица», «Новогодние чудеса» - родители совместно с детьми изготавливают подделки к конкурсным выставкам, тематические аппликации, готовят костюмы и атрибуты, некоторые родители включаются в написание сценариев к праздникам и являются в них активными участниками.
Проводя все эти мероприятия, я поняла, что родители с большим желанием и даже с благодарностью принимают в них участие, и с каждым годом желающих становится больше. Главное, правильно донести до них всю событийную значимость подобных досуговых форм взаимодействия. Благодаря таким праздникам создаётся эмоциональный комфорт в группе, вследствие чего родители становятся более открытыми для общения и, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакт, предоставлять педагогическую информацию [3].
Методы работы с родителями педагога ДОУ
С целью выявления особенностей и уровня педaгогической культуры семей воспитанников использую следующие методы: анкетирование родителей, индивидуальные беседы, тестирование, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приёма и ухода детей, наблюдение за ребёнком во время сюжетно-ролевой игры «Семья». Кроме того, диагностику провожу посредством анализа детских рисунков и рассказов о семье. Изучение семьи воспитанника позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, характер взаимоотношений ребенка с родителями.
Заключение
В заключение хотелось бы сказать, чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющее, взaимообогащающее влияние семейного и общественного воспитания. Каждая формa общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм и методов ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимых знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.
Список используемых источников
1. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
3. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие / О. В. Солодянкина. - М. : АРКТИ, 2006.
4. Куриленко Т. М., Петроченко Г. Г. «Задачи и упражнения по дошкольной педагогике» Учебное пособие для педагогических училищ. Изд-во «Просвещение», М. ,1970 г.