Бирюк Александра
Доклад на педсовете «Режим дня ребенка в детском саду: расписание занятий, сна, питания»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД на пед. совете на тему:
«Режим дня ребенка в детском саду : расписание занятий, сна, питания»
Содержание
1. Почему следует соблюдать режим?
2. Особенности режима в детском садике
3. Режим питания в саду
4. Приблизительный распорядок дня в обычном ДОУ
4.1. Занятия в первой половине дня
4.2. Прогулки и дневной сон
4.3. Вторая половина дня
Публикация «Доклад на педсовете „Режим дня ребенка в детском саду: расписание занятий, сна, питания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Продукты питания
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Режим дня
- Режим дня. Конспекты
- Темочки
Отличительной чертой каждого дошкольного заведения является распорядок. Режим дня в детском соду составлен согласно четкому расписанию, вплоть до минут. Любая задержка способна привести к тому, что ребенок выбьется из установленного графика. Многие родители могут сомневаться в целесообразности такого строго соблюдения порядка действий, считая его своего рода ограничением (свободы для малыша, однако специалисты, среди которых педиатры, невропатологи и диетологи, настаивают на очевидной пользе.
Почему следует соблюдать режим?
По мнению врачей режим в детском саду, который заключается в ежедневном повторении действий в одно и то же время, способствует формированию у детей стабильного психического и физиологического здоровья. Например, одной из главных причин, которыми врачи связывают появление рахита или скарлатины, является как раз нарушение режима. Сбитый график в свою очередь приводит к отклонениям в протекании обменных процессов в организме и к понижению его устойчивости к инфекциям.
Всем мамам знакома ситуация, когда ребенок не хочет ложиться спать днем. Однако подобный пропуск дневного отдыха может спровоцировать разного рода нервные расстройства. Пока малыш спит, происходит восстановление клеток его головного мозга, улучшается восприятие новой информации. Если кроха не выспался, а его нагрузили уроками или с ним случилось яркое эмоциональное происшествие, все это способно стать причиной развития гиперактивности и разных тиков.
Кроме этого диетологи и специалисты в сфере питания из университета в Чикаго сделали выводы о том, что несоблюдение последовательности действий и их временных рамок в детском саду и дома чревато ожирением. В результате из-за недостатка сна происходит неправильное распределение таких гормонов как грелин и лептин, что повышает аппетит. Ученые пришли к выводу, что недосып и отсутствие режима дня провоцирует ожирение у детей.
Однако и с психологической точки зрения можно найти факты в пользу режима. Например, благодаря его соблюдению идет систематизация и приучение малыша к порядку, что помогает ему быстрее адаптироваться в детском садике. Когда ребенок оказывается в новых для себя условиях, то выполняя одни и те же действия по графику, он раскрепощается, так как знает, что после обеда будет сон, за ним занятия, после чего придет кто-то из родственников.
Особенности режима в детском садике
Естественно, у детей не получается сразу перестроиться на непривычный режим, которого придерживаются в детском саду, поэтому родителям рекомендуется еще до поступления в выбранное учреждение приучить кроху дома соблюдать соответствующий график.
Ознакомиться с ним можно на сайте будущего ДОУ или в его воспитательной программе.
Стандартный график всех ДОУ рассчитывается на 12 часов, которые ребенок проводит в дошкольном заведении. Иногда заведующей могут вноситься определенные небольшие корректировки расписания в соответствии с географическим положением и климатом.
Однако основные положения, касающиеся временных границ сна, занятий и бодрствования остаются такими, какими они указаны в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.2660-10.
Ниже перечислены главные нюансы расписания в детских садиках :
• Учет возрастных особенностей детей для их гармоничного развития. Активная деятельность малышей в возрасте от 3 до 7 лет не должна превышать по длительности 5,5-6 часов, до 3-х лет - согласно медицинским предписаниям.
• Допустимая образовательная нагрузка в неделю для дошкольников, включающая также дополнительные занятия : для младших групп, которые посещают дети до 4 лет, объём составляет максимум 11 занятий, в средних группах с малышами до 5 лет -12, в старших группах с пятилетками - 15, а в подготовительных группах с детьми до 7 лет- 17 занятий.
• Время года. Для теплого и холодного сезонов существуют два отдельных режима. Основное различие между ними заключается в том, что когда на улице тепло воспитатели встречают малышей на свежем воздухе, а не в помещении, и большая часть бодрствования и физической активности тоже проходит на улице.
Режим питания в саду
Перед работниками детского сада, которые отвечают за график питания, стоит следующая задача: приготовление еды, заблаговременная расстановка тарелок с горячими блюдами, чтобы они остывали, после чего подача без задержек второго и третьего.
Время Прием пищи Возможные блюда в меню
8:30 Завтрак Горячее блюдо (каша/ запеканка или другое блюдо из творога/блюдо из яиц, бутерброд и напиток
10:00 Второй завтрак Напиток (сок или компот) с фруктами или без них
12:00 Обед Первое блюдо (суп/ борщ, второе (гарнир плюс мясное или рыбное блюдо, закуска (салат/овощи, напиток (кисель или компот)
15:00 Полдник Напиток (молоко/кефир/чай/сок) и кондитерское изделие
18:00 Ужин Блюда из мяса, рыбы, овощей, творога, салаты и горячие напитки
Еда в садике восполняет нехватку витаминов и минералов, ее энергетическая ценность точно рассчитана.
Приблизительный распорядок дня в обычном ДОУ
Дневной распорядок в детском саду состоит из :
• режима питания, а именно - времени и количества приемов пищи;
• дневного сна;
• прогулок;
• времени приема детей;
• игр и занятий.
Воспитатели принимают детей в сад с момента начала его работы и до 8 часов утра. Период пока длится прием, является временем самостоятельных игр в помещении группы или на площадке в теплое время года. Перед завтраком время с 8.00 и до 8.20-8.30 отводится для утренней гимнастики с воспитателем или физработником и для подготовки к завтраку.
Занятия в первой половине дня
Начиная с 9.00, для детей проводятся занятия, направленные на то, чтобы они познавали окружающий мир, развивали свои речевые навыки и знакомились с основами математики. 3а проведение занятий отвечают воспитатели. Они заблаговременно должны прописывать план деятельности, чтобы уложиться в отведенное для этого время. Помимо воспитателя с малышами также могут заниматься муз работник и физкультурник. В первой половине дня у детей могут быть занятия музыкой или физкультурная разминка.
Кроме обычных занятий в группе ребята могут посещать 2 раза в неделю бассейн, если таковой имеется. В старших и подготовительных группах также организовывают дополнительные занятия с логопедическим уклоном, на которых дети тренируют свою речь. Проводить их обязан только учитель-логопед.
Длительность и количество занятии зависит от возрастных показателей. Для дошкольников младшего возраста проводится 2 занятия в день, одно перед сном, другое после. В средней группе педагог занимается с малышами два раза в день в совокупности 10 часов. У старших дошкольников количество занятии увеличивается до трех, также растет и их продолжительность.
Между занятиями должны быть предусмотрены обязательные перерывы, когда ребята отдыхают и двигаются. Только так можно сохранить активность и познавательную способность ребенка на протяжении дня.
Прогулки и дневной сон
После того, как занятия окончены и дети получили второй завтрак, приходит время прогулки. В яслях прогулка начинается раньше, чем в других группах, а следовательно, и заканчивается тоже раньше, обедают дети в них соответственно самыми первыми. Так как в ясельную группу детки ходят в 2-3 года, учитывая особенности маленького организма, время бодрствования сокращается, а дневной сон наоборот становится дольше.
С возрастом период активности у ребенка растет, тем самым организм крохи постепенно готовится к школе и режиму в ней. В средней группе прогулки обычно длятся до 11.30- 11.50, а в подготовительной вплоть до 12.15-12.30. После возвращения с улицы ребят ждет обед и дневной сон. Помещение, где спят дети, должно быть заранее проветрено, а кроватки подготовлены ко сну. Самые маленькие отправляются спать в 12.30, самые же старшие в 13.00- 13.15.
Дневной сон помогает восстановить силы ребенка
Вторая половина дня
Время подъёма в детском саду во всех группах одно и то же. Деток будят в 15.00, после чего следует их умывание, переодевание и полдник. В младших группах после этого проводится второе общеобразовательное занятие, в средних и старших для ребят наступает время самостоятельных игр, чтения, мультиков или посещения кружков, которые имеются в заведении.
Время вечернего питания может варьироваться в зависимости от установленного режима.
Поужинав, малыши обычно отправляются снова гулять на улицу, куда за ними понемногу начинают приходить родители. В зимний период вторая прогулка длится недолго, поэтому ребят забирают домой в помещении группы.