Ольга Шатова
Опыт работы «Работа с родителями, направленная на формирование у малышей стойкой мотивации на здоровый образ жизни»
Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ.
Публикация «Опыт работы „Работа с родителями, направленная на формирование у малышей стойкой мотивации на здоровый образ жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Чтобы мотивировать ребёнка на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции, при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей. Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка.
Целью моей работы по формированию здорового образа жизни у детей младшей группы стало создание у них положительной мотивации для фор-мирования здорового образа жизни. В группе работа по формированию здорового образа жизни детей реализую в течение всего дня - через образовательную деятельность, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. В режиме дня и занятий стараюсь рационально использовать двигательные и эмоционально-психологические разгрузки. Это физкультурные минутки, минутки здоровья, двигательные разрядки, элементы релаксации.
В работе с детьми по приобщению к здоровому образу жизни использовала рассказы и беседы, заучивание стихотворений, моделирование различных ситуаций, рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры, пальчиковая и дыхательная гимнастика, самомассаж, корригирующая гимнастика после сна, физкультминутки.
Соблюдая все мероприятия направленные на формирование у детей стойкой мотивации на здоровый образ жизни, пришла к выводу, что этого не достаточно, что они не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении должен находить каждодневную поддержку дома, и тогда будет закрепляться; а если этого не будет происходить, то тогда полученная информация будет лишней, тягостной для ребенка, без должного взаимодействия приведёт к нулевому эффекту.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворялась далеко не полностью, предпочтение отдалось телевизору, в лучшем случае «сидячим» играм (мозаика, лото и т. п.). При этом не принималось родителями во внимание следующее: стать усидчивым ребенок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении.
Цель взаимодействия педагогов с родителями по формированию у детей стойкой мотивации на здоровый образ жизни - это не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности понимать потребности ребенка и обеспечить возможность удовлетворять их и умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность. Сущность взаимодействия семьи и педагогов ДОУ в формировании здорового образа жизни, заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических условий, как комплекса предпосылок организующих педагогическую деятельность в дошкольном учреждении. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание в работе с родителями по формированию у детей стойкой мотивации на здоровый образ жизни уделила следую-щим компонентам:
совместные занятия физкультурой, прогулки; отсутствие вредных привычек у родителей и наглядный пример; рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна; дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды; бережное отношение к окружающей среде, к природе; медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций; формирование понятия «не вреди себе сам». В работе с родителями учитывала так же темперамент ребенка, тип семьи (полная, неполная, малообеспеченная, многодетная, семьи социального риска, образ жизни семей.
На начальном этапе работы провела анкетирование родителей, познакомила с возрастными особенностями детей данного возраста, с мероприятиями направленными на двигательную активность детей.
Особое внимание уделила приобщению родителей к проведению закаливающих процедур в домашних условиях, т. к. закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию привычек здорового образа жизни. Были рекомендованы комплексы утренней зарядки, гимнастики после сна, Далее родителям были представлены картотеки игрового самомассажа, дыхательной гимнастики, пальчиковых игр.
Не все родители вначале с доверием отнеслись к рекомендациям воспитателей, неохотно с нами шли на контакт. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка, мы чаще стали привлекать этих родителей к участию в мероприятиях направленных на приобщение детей к ЗОЖ. Родители стали более заинтересованы и открыты к сотрудничеству, когда увидели, что их дети стали проявлять положительные эмоции при физической активности, интерес к физическим упражнениям, выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры.
Для реализации работы с родителями по организации здорового образа жизни детей использовала хорошо зарекомендовавшие себя традиционные формы работы (собрания, акции, наглядная агитация, открытые мероприя-тия) и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-пространственной среды в домашних условиях, организация практикумов - с демонстрацией вариантов использования игрушек и спор-тивного инвентаря).
На родительских собраниях с привлечением физкультурных и медицин-ских работников обсуждались проблемы правильной организации жизни детей дома и в дошкольном учреждении. В родительском уголке выставля-лись папки – передвижки по теме «Здоровье», консультации и рекомендации по данной теме, т. к. наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания. Родители принимали участие в пополнении оборудования для физкультурного уголка, в изготовлении нестандартного оборудования из бросового материала. В ходе проведения «открытого стола» по данной теме родители поделились своими методами работы в семье по приобщению детей к ЗОЖ (это совместные походы, игры с семьёй на свежем воздухе, проведение закаливающих мероприятий, создание физкультурных уголков в домашних условиях).
С большим воодушевлением прошли праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «В гости к Доктору Айболиту». Он объединил детей и взрослых общими радостными переживаниями, принёс эмоциональное и эстетическое удовлетворение. Эти соревнования благотворно повлияли на взаимоотношения в семье, побудили родителей поощрять спортивные интересы ребенка, осуществлять тесную связь между дошкольным учреждением и семьей по физическому воспитанию.
В ходе проведенной работы по использованию выбранных методов работы с семьей выяснилось, что использование данных методов работы с семьей повышает активность родителей в совместной с педагогом деятельности по формированию здорового образа жизни детей.
В результате проделанной работы у родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Они стали часто задавать вопросы по поводу питания и закаливающих процедур в домашних условиях, изъявлять желание услышать рекомендации специалистов по укреплению здоровья детей, интересоваться методической литературой по сохранению здоровья. Родители стараются в выходные дни придерживаться режиму дня ДОУ, поддерживать сбалансированное питание детей. Родители стали более активными участниками жизни группы. Они действительно стали единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей. Особо хочется отметить факт действительного улучшения образа жизни некоторых семей. Это не может не радовать, поскольку домашняя среда оказывает важнейшее влияние на формирование образа жизни ребенка.
Повысился не только формальный уровень посещения родителями мероприятий, проводимых, в как в группе, так и в ДОУ, но и заметно возросла их готовность к применению полученных знаний. Родители стали более активными участниками жизни группы. Они действительно стали единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.
Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки ЗОЖ. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье, даёт результаты по снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей.