Екатерина Новикова
Формирование финансовой грамотности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов.
Публикация «Формирование финансовой грамотности в детском саду» размещена в разделах
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение 3 в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу по формированию финансовой грамотности выстраивала в игровой форме. Работу с детьми проводила поэтапно, формируя у дошкольников систему экономических понятий.
1 этап – «Потребности»
2 этап – «Рынок. Деньги. Обмен»
3 этап – «Учимся планировать»
4 этап – «Полезные навыки и привычки в быту - это тоже экономика»
Начинать работу по формированию финансовой грамотности дошкольников необходимо с понятия «Потребности». С этой целью в ходе организованной образовательной деятельности я познакомила детей с понятием «потребности», выяснили какие потребности испытывает человек и в чем он нуждается. Подвела детей к выводу о том, что без некоторых потребностей (тепло, свет, вода, пища) человек не может существовать долгое время. В ходе ООД дети узнали о том, что человек удовлетворяет эти первейшие жизненные потребности как из естественных, природных источников, так и с помощью экономики и хозяйства. Рассказала детям о том, что экономические потребности удовлетворяются купленными товарами или оплаченными услугами производителей. Через использование проблемной ситуации «Выбираем самое важное» дошкольники познакомились с понятием «потребность» и «желание», упражнялись в умении различать эти понятия. На данном этапе работы дети так же познакомились с тем, что потребности человека могут заключаться не только в товарах (одежда, обувь, продукты питания, игрушки, но и в услугах (медицинское обслуживание, парикмахерские услуги, ремонт одежды и обуви, а так же выяснили, где человек может приобрести необходимые товары и услуги. С этой целью была организована игровая ситуация «Где что купить?», в ходе которой выяснили, что можно купить на ярмарке, магазине и торговом центре. На данном этапе работы я использовала метод «технологического моделирования», в ходе которого детям было предложено нарисовать, слепить или изготовить из бумаги товар, который можно продать на ярмарке. После этапа изготовления товара была организована ярмарка – «Город мастеров», в ходе которой дошкольникам было предложено рассказать о своем товаре и его назначении так, чтобы его купили. В ходе использования данного метода у детей развивались не только творческие способности, но и связная речь (умение рассказывать о предмете, формировалось понятие «Рынок. Деньги. Обмен»
На втором этапе работы я подвела детей к понятию о том, что человек в современном мире не может самостоятельно производить то, что ему нужно, поэтому он обращается на рынок, где приобретает необходимые товары и услуги, за которые платит деньги. Так происходит обмен деньгами и товарами. На данном этапе дошкольники узнают, что каждый товар имеет определенную цену, у каждого товара она разная. Включение детей в игровую деятельность «В магазине», «Выбираем подарок», «Делаем покупки», позволило поупражнять детей в умении выбирать необходимый товар, расплачиваться за него, соотносить наличие денег с ценой выбранного товара. Через использование данного метода формировала у детей понятие «стоимость товара». Использование в работе с детьми ситуации «Веселая копилка» позволило сформировать у дошкольников понятие о том, зачем надо копить деньги, как можно копить, подвела к пониманию того, что копить непросто, но полезно и важно. Включение детей в мини – спектакль «Лисенок – рыжик», в ходе которого детям было предложено помочь лисенку потратить деньги и купить необходимые товары позволило закрепить понятие о том, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, бессмысленно. Так у детей формировала навык грамотного расходования денежных средств. Особое внимание на данном этапе работы было уделено формированию представления о том, как человек зарабатывает деньги. С этой целью была проведена беседа «Как деньги попадают к нам в дом?», в ходе которой закрепили представление о труде взрослых, выяснили, что будет, если люди перестанут работать и трудиться, а так же подвела детей к пониманию того, что продукты труда используются человеком для себя или для продажи, как товар, который купят другие люди. В ходе просмотра презентации «Какие бывают деньги?», дошкольники узнали о том, как выглядят деньги, как их изготавливают, рассмотрели разные виды денежных средств, а так же узнали, что в каждой стране деньги выглядят по – разному. Оформили альбом «Деньги для нашей группы», в котором разместили придуманные детьми купюры. В рамках данного направления работы формировала у детей понятие «семейный бюджет» и «личный бюджет», уточняла представления детей о том, на что могут быть потрачены «личные деньги».
На следующем этапе работы познакомила детей с понятием «план», учились планировать свою деятельность на предстоящий день. Постепенно перешли к умению планировать имеющийся бюджет, распределять его на «потребности» и «желания». На данном этапе работы целесообразно использовать метод решения экономических задач: выясняли, какой товар стоит дешевле, а какой дороже; сколько предстоит затратить на предстоящую покупку и сколько денег останется, на что их можно будет потратить. Детям предлагала игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки. Таким образом, дошкольник познакомились с понятием «выгода» и «польза». Включение детей в интерактивный мини-спектакль «Секрет белочки» позволило раскрыть детям понятие «бережливость», бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам.
С целью формирования представления дошкольников о том, что значит экономить, для чего человеку необходимо экономить, проводила беседы о том, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению того, что имеешь. Так же в ходе беседы формировала представление о том, что ограниченность ресурсов приводит к тому, что люди постоянно сталкиваются с проблемой выбора. Из – за ограниченности ресурсов всегда приходится выбирать, на что потратить денежные средства, т. е. что именно и в каком количестве произвести из этих ресурсов. Существует множество способов удовлетворения потребностей. Поэтому человеку всегда приходится делать выбор. С целью формирования умения у дошкольников делать правильный выбор проводила игру “Что мы выбираем?”, в которой учились делать свой выбор, аргументировали свой выбор и рассказывали от том, от чего пришлось отказаться. На данном этапе работы особое внимание уделила использованию в работе с дошкольниками художественного слова: просмотр и обсуждение мультфильма «Цветик – семицветик» - формировать у детей понятия «хочу», «надо»; воспитывать чувство сострадания, желание помочь; А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - расширить представление детей о главной проблеме экономики — постоянно возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях для их удовлетворения; воспитывать отрицательное отношение к трусости, жадности; «Как коза избушку построила» (русская народная сказка) - познакомить детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; развивать умение добиваться намеченной цели. В сказках экономическое содержание раскрывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно - познавательные навыки.
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста, значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой. Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.
Данные формы работы направлены на обучение азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания. Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.